Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС
статья

Чернуха Каринэ Георговна

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно

поместить впереди себя какую-нибудь благородную

                                                                                            цель, способную его воодушевить. 

                                                                                                                            Э. Ренан

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом  – целеполагании.

Этап целеполагания занимает ведущее место  в структуре урока. Но, в отличие от традиционного, в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать».

Что же такое целеполагание? В педагогике этот термин понимается как «процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения».

 «Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Таким образом мы понимаем, что цель должна быть ориентирована на результат.

Критерии эффективности цели SMART:

* S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

* M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

* A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагает учитель и обучающиеся.

* R-Relevant. Цель должна быть уместной в данной ситуации.

* T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.

Некоторые приемы целеполагания.

  1. Тема-вопрос.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример вопроса: «Как образуются степени сравнения прилагательных в английском языке?»

  1. Работа над понятием.

Идет работа над понятием порядковых числительных.

* Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

* Какие слова в формулировке вопроса непонятны?

* Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»?

* Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке?

  1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

  1. Цитаты, пословицы, поговорки.

'Live and let live‘ – ‘Живи сам и давай жить другим‘

Цель: объяснить, что означает быть толерантным в различных ситуациях.

  1. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

  1. Создание проблемных ситуаций.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, others сall it the UK. (Проблемная ситуация).

Побуждение к осознанию.

Is it one country or three different countries? It is one country that has many names. (Осознание противоречия.)

Побуждение к определению темы и постановке цели.

What will we speak about today? – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

  1. Ситуация яркого пятна.

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаются слова: I, He, My, You, We. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

  1. Группировка.

Предлагается разделить на группы ряд слов. Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Учитель просит обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут формальные признаки. Совместно будет поставлена цель урока: научиться образовывать множественное число существительных.

  1. Мозговой штурм.

Используя формулировку темы урока, организовать мозговой штурм и выделить цель урока.

Правила проведения мозгового штурма

* Отсутствие критики. * Отсутствие похвалы. * Все идеи фиксируются. * Самые необычные идеи приветствуются. * Количество более важно, чем качество.

Выводы:

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
  3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
  4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
  5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
  6. http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников

Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с. 
  2. Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с. 
  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

Современный урок в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности...

Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...