«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Филоненко Ольга Васильевна

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание, 

самостоятельная продуктивная деятельность

 и  рефлексия.

Я хочу остановиться на первом этапе урока. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Что же такое целеполагание?

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Данный этап  занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном  обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый  результат.

 

 
  

Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить». Э. Ренан

Слайд 2

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС» Заместитель директора Филоненко О.В.

Слайд 3

Основные этапы урока Целеполагание, Самостоятельная продуктивная деятельность, Рефлексия.

Слайд 4

Что же такое целеполагание? Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.

Слайд 5

Структура деятельности мотив ЦЕЛЬ Средства и методы действия РЕЗУЛЬТАТ «Как цель поставишь, таким и будет результат».

Слайд 6

Цели должны быть: понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки . реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик); инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); уместны в данной ситуации ; диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности); должны быть достигнуты в ограниченное время . Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.

Слайд 7

Тема-вопрос Пример вопроса: «Как образуются степени сравнения прилагательных в английском языке?», «Что изучает история Средних веков?», «Было ли восстание декабристов обречено на провал?», «Что такое пропорция?», «Где мы встречаемся с масштабом?»

Слайд 8

Работа с понятием Пример № 1 Идет работа над понятием порядковых числительных. * Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.) * Какие слова в формулировке вопроса непонятны? * Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»? * Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке?

Слайд 9

Работа с понятием Пример № 2 Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.(тема на доске или слайде ) Например, тема урока в 5 классе " МАСШТАБ ". Необходимо объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

Слайд 10

Опорные глаголы Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...) . Пример №1 : Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни». Используемые глаголы: сравнить, доказать, изучить, уметь проанализировать. 1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого? 2. доказать что обмен веществ — главный признак жизни. 3. изучить процесс обмена веществ. 4. у меть проанализировать этот процесс и сделать вывод.

Слайд 11

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки. Пример № 1. «Петр Первый внедрял Европу как варвар» А.И.Герцен В чем смысл высказывания? Почему Герцен назвал Петра варваром? Были ли исторически прогрессивными или регрессивными преобразования Петра Первого? Найдите аргументы за и против?

Слайд 12

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки. В этом заведении Все перебывали. Двоечники, гении Отметки получали. Учились здесь артисты, Певцы, артиллеристы. Сюда хожу и я, И вы, мои друзья. Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или... Он кричит: «На перемену Торопитесь непременно. А теперь вам на урок!» — Сообщает нам... Школа, ученик, звонок. Вопрос: какое понятие объединяет все? Это и есть тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы ответить для себя, изучая эту тему?

Слайд 13

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки. Пример № 3. Как вы понимаете смысл пословиц? Дом невелик, да лежать не велит. Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Вопрос: Что вы знаете о домашнем хозяйстве?

Слайд 14

Создание проблемных ситуаций. Пример № 1. Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, others с all it the UK. ( Проблемная ситуация ). Is it one country or three different countries? It is one country that has many names. ( Осознание противоречия .) What will we speak about today? – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (Побуждение к определению темы и постановке цели) .

Слайд 15

Пример № 2. В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина, некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает? Ставится цель урока. Создание проблемных ситуаций.

Слайд 16

«Яркое пятно» Пример № 1 : Что изображено на рисунках? Что вы заметили ? Назовите тему урока Учитель конкретизирует тему урока «Виды корней. Типы корневых систем» и предлагает каждому ученику поставить для себя цели урока. КОРЕНЬ

Слайд 17

Список целей может выглядеть так:  Изучить материал учебника.  Усвоить основные понятия и темы.  Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.  Качественно подготовиться к контрольной работе, зачету Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.  Научиться объяснять изучаемые в теме явления.  Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.  Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами.  Проявить и развить свои способности (назвать их). Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.  Научиться решать биологические задачи и проблемы по теме.

Слайд 18

«Актуализация» Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Слайд 19

«Нерешенная домашняя задача» В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.

Слайд 20

Цели урока необходимо записать на доске!



Предварительный просмотр:

«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно

поместить впереди себя какую-нибудь благородную

                                                                                            цель, способную его воодушевить. 

                                                                                                                            Э. Ренан

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и   формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока:

целеполагание,  

самостоятельная продуктивная деятельность

 и  рефлексия.

Я хочу остановиться на первом этапе урока. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Что же такое целеполагание?

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Данный этап  занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном  обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый  результат.

Структура деятельности:

Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».

Поэтому цели должны быть:

- понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.

 - реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- уместны в данной ситуации

 - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

- должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Некоторые приемы целеполагания.

  1. Тема-вопрос.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример вопроса: «Как образуются степени сравнения прилагательных в английском языке?», «Что изучает история Средних веков?», «Было ли восстание декабристов обречено на провал?», «Что такое пропорция?», «Где мы встречаемся с масштабом?»

  1. Работа над понятием.

Пример № 1 Идет работа над понятием порядковых числительных.

* Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)

* Какие слова в формулировке вопроса непонятны?

* Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»?

* Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке?

Пример № 2 Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока.(тема на доске или слайде ) Например, тема урока в 5 классе " МАСШТАБ". Необходимо объяснить значение  слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

  1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

Пример №1 : Тема урока «Обмен веществ — главный признак жизни».

 Используемые глаголы: 1. сравнить, чем отличается живой организм от неживого? чем отличается питание растений от питания грибов и животных?

2.      доказать что обмен веществ — главный признак жизни.

3.      изучить процесс обмена веществ.

4.      уметь проанализировать этот процесс и сделать вывод.

  1. Цитаты, пословицы, поговорки, загадки.

Пример №1.

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

Он кричит: «На перемену

Торопитесь непременно.

А теперь вам на урок!» —

Сообщает нам... (звонок)

Вопрос: какое понятие объединяет все? Это и есть тема нашего урока? На какие вопросы вы хотели бы ответить для себя, изучая эту тему?

Пример  № 2. Как вы понимаете смысл пословиц?

  • Дом невелик, да лежать не велит.
  • Добрый хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга.
  • Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Вопрос: Что вы знаете о домашнем хозяйстве?

  1. Создание проблемных ситуаций.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Пример № 1. Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, others сall it the UK. (Проблемная ситуация).

Побуждение к осознанию.

Is it one country or three different countries? It is one country that has many names. (Осознание противоречия.)

Побуждение к определению темы и постановке цели.

What will we speak about today? – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

Пример № 2. В подкрашенную воду поставили веточку бальзамина, некоторое время спустя жилки листьев изменили цвет. Что это доказывает? Ставится цель урока.

  1. Приём «Яркое пятно».

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и цели урока.

Пример № 1 : Тема урока «Виды корней. Типы корневых систем» 6 класс. На доске изображены органы цветкового растения. Корень выделен цветом (коричневым).Далее диалог:

  1. Что изображено на рисунках? (органы цветкового растения)
  2. Что вы заметили ? (корень выделен коричневым цветом)
  3. Назовите тему урока (корень)

Учитель конкретизирует тему урока и предлагает каждому ученику поставить для себя цели урока.

Для этого каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения, набор предлагаемых ученикам целей может быть различен.

Список целей может выглядеть так:

        Изучить материал учебника.

        Усвоить основные понятия и темы.

        Подготовить доклад по одной из предложенных проблем.

        Качественно подготовиться к контрольной работе,  зачету

  • Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.

        Научиться объяснять изучаемые в теме явления.

        Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.

        Научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами.

        Проявить и развить свои способности (назвать их).

  • Научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.

         Научиться решать биологические задачи и проблемы по теме.

В данном случае ученики не формулируют цели, а составляют свой список целей из предложенного учителем набора.

  1. «Актуализация»

     Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

     Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок  по теме?

    Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания».

  1. «Нерешенная домашняя задача».

В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний.                 Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Бесспорно – все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие.

В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий » .Мы рассмотрели основные аспекты целеполагания.  

Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

Современный урок в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....

Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС...