Как помочь ученику побороть страх говорить на уроках? (методические рекомендации, авторская работа)
статья

Юнусова Лиана Мударисовна

Методические рекомендации в работе с учениками, которые имеют страх говорить на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunusova_liana-statya.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ученику побороть страх говорить на уроках?

(Методические рекомендации, авторская работа)

Автор: Юнусова Лиана Мударисовна, учитель истории и обществознания ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

2021 год


Как помочь ученику побороть страх говорить на уроках?

Работаю учителем истории и обществознания в необычной школе, а именно в Государственном бюджетном образовательном учреждении Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов. Мы даем образование особенным деткам, наши ученики – дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. И перед нами, учителями-предметниками, стоят непростые задачи: разработка индивидуальных программ обучения в соответствии с возможностями каждого ученика, учитывать физическое и психическое состояние при общении с ребенком и особенности дистанционного обучения – нет непосредственного контакта и многие другие. Мы, учителя-предметники, в первую очередь, стремимся добиться более качественного усвоения учебного материала.  В то же время, учитывая особенности наших ребят, обязаны создавать комфортную и доброжелательную обстановку, иначе наши уроки превратятся в пытку для учеников.

И здесь хотелось бы раскрыть  проблему, с которой мы столкнулись в дистаницонном обучении детей-инвалидов. Эта проблема – страх учеников говорить, предполагать, выражать свои мысли. К сожалению, данная проблема свойственна не только для наших особенных детей, но и для всех учеников в целом. В этой статье я поделюсь своим опытом.

Для преодоления проблемы в процессе урока я стала создавать больше проблемных ситуаций. Любая проблемная ситуация подталкивает ребенка думать, высказывать свое мнение, свое отношение к тем или иным событиям. А это значит говорить, говорить, говорить… Но для начала нужно определить, что порождает этот страх, какие могут быть причины.

Главное, что их пугает – это страх ошибиться, страх высказать неверное предположение. В данном случае я советую не прерывать ответ ребенка, даже если вы поняли, что он начал говорить неправильно. Для ученика, который не привык высказываться, предполагать – это уже достижение. Выслушать до конца и тогда только осторожно дать понять ребенку, что нужно подумать еще, не критикуя его слова.  Можно использовать фразы: «Я тебя услышала…», «Давай подумаем еще…», «Какие еще будут предположения…»  Если в самом начале фразы будем пресекать, это еще больше усложнит ситуацию. Ученик еще больше будет сомневаться в своих предположениях и замкнется в себе. На первых порах преодоления этой проблемы главная задача –  просто говорить, без страха, и не столь важно, пока, правильно или нет.

Второй момент – это боязнь того, что, за возможно неправильным ответом,  последует негативная оценка со стороны учителя. Каждое предположение ученика нужно поддерживать, подбадривать его самого. Дать понять, что даже неверное высказывание – это тоже результат, что только в процессе размышления, предположения рождается истина. Не следует на неправильные высказывания ученика давать отрицательную оценку (словесно или отметкой). Хотя бы на начальном этапе, пока он учится преодолевать свой страх говорить. А вот за правильно высказанную мысль можно поощрять оценкой, и не только словесной. Ученик должен видеть результат своей мыслительной деятельности, должна быть мотивация.

В-третьих,  проблема может возникнуть из-за элементарной лени. Не хочет ученик вступать в разговор с учителем, лень думать, вдаваться в смысл вопроса. В таком случае, проблемную ситуацию  предлагаю рассмотреть с более понятной для него точки зрения. Провести аналогию между поставленным вопросом по конкретному предмету и его привычной жизнью. Например, по истории, когда говорим о крестьянах и посадских людях, я сравниваю крестьян с сельским населением, а посадских - с городским населением. Пусть неточное сравнение, но им уже проще представить это сословие и дальше развивать тему. Ярким доказательством того, что ученик ленится думать – это ответ «Я не знаю». На самых первых занятиях по своим предметам, ученикам сразу даю понять, что ответ «Я не знаю» - изначально неправильный и этот ответ, на поставленные мной вопросы,  не принимаю. Данное заявление многие ребята встречают с улыбкой и стараются на уроках придерживаться этого правила. И это действительно работает. Даже если и прозвучит ответ «Я не знаю»,  напоминаю им о нашем правиле и настаиваю, все же, высказать свое мнение, свои предположения. Главное - не нарушать данное правило.

В качестве примера, хочу рассказать об одной моей ученице, с которой мы столкнулись именно с этой проблемой. Я ее взяла уже в восьмом классе. Девочка очень умная, ответственная, старательная. Но был большой страх говорить на уроках. У нее именно была первая причина – боязнь сказать неправильно. Боролись мы с этой проблемой целых полтора года, но результат того стоил. Теперь она в 10 классе, и уроки у нас проходят в легкой, непринужденной обстановке. Теперь она не просто ученик-слушатель, а история и обществознание – это предметы, где очень много теории, а она - мой собеседник. Наверное, самой большой наградой нашей работе было то, что через 1,5 года совместных занятий она сказала: «Я сама счастлива от того, что начала понимать ваши предметы!»

В качестве вывода, хочу призвать каждого учителя относиться к своим ученикам с уважением. Давать им возможность, как можно больше говорить, подталкивать их к этому и поощрять, даже за неправильно высказанное предположение. Ведь, не нужно доказывать, что материал лучше усваивается в процессе диалога, а не монолога со стороны учителя. Пробуждение интереса к уроку станет залогом успешного усвоения материала.  Успехов всем в нашем нелегком труде!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации по работе над проектами.

Роль проектной деятельности в повышении мотивации учащихся. Представлена типология проектов для учащихся разных классов в рамках одной тематической области. Даны рекомендации по оцениванию проектных п...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...

Методические рекомендации : " МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ "

Создание авторской образовательной программы – сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Ос...

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...