Педагогический проект "Учусь с Нумиконом"
проект

Фатькова Наталья Дмитриевна

Педагогический проект "Учусь с Нумиконом" направлен на формирование математических представлений у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) через использование мултисенсорного дидактического пособия "Нумикон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchus_s_numikonom.docx370.27 КБ

Предварительный просмотр:

               

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04ed/0003ae6c-a599fea9/hello_html_479281c7.jpghttps://hortonparkacademy.co.uk/wp-content/uploads/2016/06/n1-4_2-768x371.pnghttps://sun3-3.userapi.com/c830609/v830609373/65506/ZuR8qpuE1E0.jpg

казённое образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Педагогический проект

«Учусь с Нумиконом»

Разработчик проекта:

Н. Д. Фатькова

город Сургут

Паспорт проекта

Название учреждения

Адрес, телефон, факс

Название проекта

Тип проекта

Сроки реализации проекта

Куратор проекта

Разработчики проекта

Участники реализации проекта

Содержание:

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Вид проекта
  3. Описание проблемы
  4. Описание системы Нумикон
  5. Актуальность проекта
  6. Цель, задачи проекта
  7. Оценка эффективности проекта
  8. Этапы работы над проектом
  9. Возможные риски проекта.
  10. Ресурсы
  11. Смета расходов
  12. Список литературы

План работы творческой группы по разработке

педагогического проекта «Учусь с Нумиконом»

№ п/п

Мероприятие

(вид деятельности)

Сроки

Ответственный

Предполагаемые результаты

Подготовительный этап с 05.09.2018 по  28.09.2018

1

Организационное совещание творческой группы (сообщение темы проекта, обсуждение проблемы, распределение обязанностей)

Составлен график работы творческой группы.

2

Посещение уроков, выявление проблем и имеющихся затруднений у детей в области формирования математических представлений

Проанализированы результаты наблюдений, выявлены пробелы в усвоении программного материала по математике. Проведена первичная диагностика БУД и сформированных математических навыков; консультации и беседы с родителями.

3

Изучение методического обеспечения мультисенсорной программы Нумикон.

Поиск, чтение, анализ и обсуждение имеющейся литературы, опыта работы по мультисенсорной программе Нумикон.

4

Заседание МО учителей начальных классов по теме: «Обоснование необходимости использования пособия Нумикон в начальных классах».

Представлены теоретические и видео-материалы. Сформулированы тема и проблема проекта, постановка цели и задач работы, планирование этапов и сроков реализации проекта.

5

Совещание творческой группы по вопросам оформления проекта (обсуждение подобранной литературы по теме, оформление разделов проекта)

Назначены ответственные по оформлению разделов проекта.

6

Разработка диагностического инструментария (мониторинг формирования математических представлений и диагностика навыков работы с Нумиконом)

Определены критерии оценки математических навыков по каждому классу (мониторинг БУД предметных результатов).

7

Совещание творческой группы при директоре

Отчет руководителя проекта. Внесены коррективы.

8

Запуск  проекта

Использование мультисенсорного пособия Нумикон в процессе реализации уроков математики

Аналитический этап

1

Подведение итогов работы над проектом

Составлен мониторинг

2

Оценка эффективности реализации проекта

Анализ работы реализации проекта

3

Оформление отчета реализации проекта на сайте школы

Размещение информации на сайте школы

Краткая аннотация:

Педагогический проект «Учусь с Нумиконом» реализуется на базе казенного общеобразовательного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Проект направлен на создание специальных (эффективных) условий для формирования математических представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также с РАС через внедрение и апробацию системы дидактического материала Нумикон начиная с 1-х и 2-х классах (Вариант 1) до окончания начальной школы .

Вид проекта.

По доминирующей деятельности: учебно-образовательный (исследовательский)

По количеству участников:       фронтальный

По продолжительности: долгосрочный (4 года).

Описание проблемы.

Начальный курс математики – это система знаний, усвоение которой обеспечивает существенное влияние на формирование общих и частных, интеллектуальных и практических умений и навыков, а также творческой деятельности.

В настоящее время в классах реализующих АООП (Вариант 1) состав обучающихся разнороден: кроме детей с легкой умственной отсталостью в классах присутствуют дети с РАС, у которых официально диагноз не стоит, но по наблюдениям педагогов и специалистов школы у обучающийся отмечаются основные признаки расстройства аутистического спектра. Для данной категории детей изучение программного материала по предмету «математика» представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и нарушением способности к социальному взаимодействию и поведению.

Опираясь на результаты исследований, проведённых специалистами в области изучения особенностей детей с легкой умственной отсталостью, а также с РАС, нужно обратить внимание на следующие признаки, присущие им:

- при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;

- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;

- замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;

- недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. В эмоционально-волевой сфере проявляется недоразвитие сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также с РАС требуется дополнительный инструктаж, визуальные подсказки и современный дидактический материал, который поможет пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать  внимание, активизировать познавательную деятельность и как следствие повысить уровень усвоения математических представлений. По мнению специалистов – разработчиков системы Нумикон, справиться с этой задачей поможет уникальное мультисенсорное пособие.

Описание системы Нумикон.

Нумикон – это методика и мультисенсорное дидактическое пособие, в котором применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. В учебном процессе задействованы многие каналы чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, а также подключены движение и речь. В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что включение в образовательный процесс системы упражнений и дидактического пособия Нумикон будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Актуальность:                                                                                                                                      Б.  Паскаль:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (п.3 статьи 79) говорится о необходимости создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ, а именно: использование специальных образовательных программ, специальных учебников, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения.  Администрация и педагогический коллектив нашей школы находятся в постоянном поиске образовательных новинок, систематически повышают и совершенствуют информационно-коммуникативную компетентность через освоение информационных технологий обучения, методов, приемов и систем преподавания. С этой целью администрацией школы было закуплено 3 комплекта программы  «Нумикон».

Ознакомившись с системой Нумикон, учителя начальных классов приняли решение использовать на уроках математики данное пособие с целью повышения мотивации к процессу обучения и как следствие более успешному усвоению программного материала.

Целевая аудитория – обучающиеся начальной школы с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования – процесс формирования математических представлений у младших школьников с ОВЗ.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения в образовательный процесс уроков математики системы Нумикон.

Цель проекта: повышение уровня усвоения программного материала у обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также с РАС по предмету «Математика» через внедрение и апробацию мультисенсорного пособия «Нумикон».

Задачи:

  • Изучить методическое обеспечение к пособию Нумикон, имеющуюся литературу по данной теме.
  • Разработать, апробировать и внедрить в образовательный процесс систему упражнений на основе дидактического материала Нумикон.
  • Пройти обучение педагогам по данной теме (вебинары, курсы повышения квалификации)
  • Приобрести недостающее оборудование к комплекту Нумикон (палочки Кьюизинера, весы с прозрачными чашами Numicon).
  • Разработать инструмент отслеживания результатов применения системы Нумикон на уроках (мониторинг уровня формирования математических представлений и диагностика навыков работы с Нумиконом).
  • Провести вводную диагностику имеющихся математических представлений в начале 2018 учебного года (констатирующий эксперимент). И далее на всех годах реализации проекта проводить диагностики уровня сформированности математических представлений у обучающихся с ОВЗ и навыков работы с Нумиконом в начале и в конце учебного года.
  • Представлять опыт использования системы Нумикон другим педагогам (выступления на заседаниях МО, педагогических советах, публикации, статьи, открытые уроки и т.д.).
  • Разработать комплекс игр и упражнений работы с Нумиконом, адаптированных к АООП вариант 1.

Оценка эффективности проекта (методы исследования)

  1. Первичная диагностика сформированных знаний, умений и навыков по предмету Математика (начало 2018 – 2019 учебного года) (констатирующий эксперимент).
  2. Диагностика сформированных знаний, умений и навыков по предмету Математика на конец учебного года (контрольный эксперимент).
  3. Пошаговая диагностика навыков работы с программой Нумикон (начиная с конца 2018 – 2019 учебного года и далее промежуточно по годам обучения).
  4. Сравнительная диагностика результатов сформированности знаний, умений и навыков по предмету математика учеников, прошедших обучение с программной Нумикон и выпускников начальной школы, которые не обучались по программе Нумикон.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в сочетании традиций и инноваций в практике преподавания математики в начальной школе для детей с ОВЗ.

Этапы работы над проектом

I этап - подготовительный

№ п/п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки

Ответственный

Содержание

1

Анализ проблемы имеющихся затруднений у детей в области формирования математических представлений и обоснование необходимости использования программы Нумикон в начальных классах.

Наблюдение за детьми на уроках математики, первичная диагностика БУД и сформированных математических навыков; консультации и беседы с родителями.

Анализ результатов, выявление проблемы.

2

Изучение методического обеспечения мультисенсорной программы Нумикон.

Поиск, чтение, анализ и обсуждение имеющейся литературы, опыта работы по мультисенсорной программе Нумикон.

3

Разработка проекта «Учусь с Нумиконом»

Формулирование темы проекта, постановка цели и задач работы, планирование этапов и сроков реализации проекта.

4

Разработка диагностического инструментария (мониторинг формирования математических представлений и диагностика навыков работы с Нумиконом)

- Определение критериев оценки математических навыков по каждому классу (мониторинг БУД по предмету математика).

- Адаптация пошаговой диагностики навыков работы с пособием Нумикон.

 

II этап – основной, практический этап.

№ п/п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки

Ответственный

Содержание

1

Игровой, подготовительный этап.

Внедрение системы Нумикон в образовательный процесс 1, 2 классов. Знакомство детей с оснащением методического пособия (формы, бочонки, рулетки и т.д.). Проведение игр с программой Нумикон.

2

Этап конструирования рядов

Обучение детей использованию паттернов Нумикон в игровой и учебной деятельности.

3

Этап обучения счету

Обучение детей использованию паттернов Нумикон при решении примеров и задач.

4

Этап сложения, вычитания

Обучение детей использованию паттернов Нумикон при решении примеров и задач.

5

Прохождение курса повышения квалификации (вебинар) «Мультисенсорный подход к обучению математике. Использование программы "Нумикон" в процессе формирования математических представлений у детей».

Поиск, регистрация курсов повышения квалификации на сайте компании Даунсайд Ап (г. Москва), осуществляющей обучение по программе Нумикон.

6

Участие во Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования»

Написание и публикация статьи, подготовка выступления на конференции.

7

Подготовка сборника заданий и упражнений по использованию программы Нумикон на уроках математики в начальных классах.

Сбор игр и упражнений по использованию программы Нумикон на уроках математики на протяжении всех лет реализации проекта.

8

Обобщение опыта работы в СМИ.

Написание и публикация статей, отражающих опыт работы с программой Нумикон.

III этап – обобщающий.

№ п/п

Мероприятие (вид деятельности)

Сроки

Ответственный

Содержание

1

Обобщение и распространение опыта работы сочетания классической и инновационной методики преподавания математики в начальных классах школы для детей с ОВЗ.

Написание и публикация статей по изучаемой теме.

Выступление на семинарах, заседаниях МО, педагогических советах, конференциях различного уровня.

2

Выпуск сборника игр и заданий с Нумиконом на уроках математики в помощь учителю.

Подготовка и печать продукта проекта – сборника игр и заданий для уроков математики с использованием программы Нумикон.

3

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом. Отчет.

Возможные риски проекта.

№п/п

Возможные риски

Способы решения проблемы

1

Ярко выраженный сенсорный интерес у детей, препятствующий формированию элементарных математических представлений («застревание» на сенсорных ощущениях).

Предлагать детям игры с Нумиконом во внеурочное время (перемены, классные часы и т.д.).

2

Низкая мотивация родителей в использовании методики Нумикон

Проводить консультации с родителями, беседы, мастер-классы

3

Не закрепляется работа дома

Предложить родителям закупить наборы Нумикон для дома.

4

Отмена курсов повышения квалификации огранизацией Даунсайт АП.

Поиск другой организации, реализующей обучение по программе Нумикон.

Ресурсы:

  1. Методическая помощь сайта Даунсайт АП.
  2. Имеющаяся материально-техническая база в школе.
  3. Закупленные комплекты Numicon (3 комплекта).
  4. Методическое руководство для педагогов к программе Numicon.
  5. Весы с прозрачными чашами Numicon
  6. Большой набор палочек Кьюизинера
  7. Кубики Нумикон (4 комплекта)

Список литературы:

  1. Никольская О.С., Бенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.:Теревинф, 1997.
  2. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5-9.
  3. Стальгорова «Нумикон» // Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 1 (4). С. 46–50.
  4. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25–28.
  5. Стребелева образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Стребелева «Развитие мышления у детей с отклонениями в развитии». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Нумикона на занятиях по ФЭМП у детей с синдромом Дауна

В статье раскрывается содержание технологии "Нумикон"по обучению математике детей с синдромом Дауна...

Использование системы Нумикон на уроках математики

Почему на уроках математики я стала использовать систему Нумикон? I.   Счет и понимание природы натуральных чисел.·  Нумикон проясняет основные свойства числового ряда, поскольку э...

Система Нумикон.

В этой работе я познакомлю вас с системой Нумикон. Эта методика обучения ребенка математическим навыкам, которая задействует сразу несколько органов чувств (мультисенсорный метод). Нумикон являе...

"Применение методики Нумикон для обучения счёту учащихся с множественными нарушениями развития".

Презентация "Применение методики Нумикон для обучения счёту учащихся с множественными нарушениями развития"....

Сложение и вычитание с применением материала и методики НУМИКОН.

Конспект открытого урока в третьем классе....

Решение арифметических задач с помощью счетного материала НУМИКОН.

Выступление на заседании методического объединений учителей младшей школы....