Система заданий для работы с учебником для формирования коммуникативных УУД
методическая разработка

Система заданий для работы с учебником для формирования коммуникативных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система заданий по  физике для работы учащихся с учебником с целью формирования у них коммуникативный  УУД  

Умения

Типовые  задания для  работы в паре,  группе

Читать,  слушать, вникать в суть прочитанного   (услышанного), ставить вопрос

  • Прочти  текст  и  выдели  знаками то, что  ты  знаешь (+),  не знаешь (-), что  интересно было бы узнать (?).
  • Прочитай  текст  от  лица  героя  (неодушевленного  предмета).
  • Прочитайте  вслух (или  про себя) текст  и при этом веди «диалог с автором»  (Что  он  хотел  сказать?)  Почему  так  подумал, ведь  был  и  другой  вариант?).
  • Выберите  из текста задачи   данные  для  ее  решения и  что  надо  найти
  • Отдели основную и второстепенную информацию  об  объекте  (выбери  из  текста  основные  и  неосновные  характеристики  объекта).
  • Задайте  вопрос  по  тексту, сформулируете  вопрос к тому, что непонятно в тексте.
  • Игра «Отгадай, о ком говорим».
  • Найди  ошибку (Приложение 3)
  • Определите главную мысль текста  (придумайте  заглавия  к  тексту  и  обсудите  его  в  группе).
  • На  основе  текста  дайте  определение  следующему  объекту…
  • Найдите   ответы  на заданные вопросы в слушаемом (читаемом)  тексте  (заполните  таблицу,  схему и т. п.)
  • Сформулируйте собственные выводы на основе услышанного  текста
  • Подбери пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста
  • Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста

Умение выражать свои мысли в устном тексте  (в  соответствии  с прочитанным текстом) точно, компактно, без искажения

  • Перескажи   кратко  соседу, что запомнил (что удивило, что  узнал)
  • Выберите вид пересказа (полный, краткий, выборочный)  и  перескажите   в соответствии с поставленной целью
  • Составьте  план  сообщения (Приложение 4)
  • Перескажите  по обобщенному   плану  о  величине,  приборе, теории.  (Приложение 5)
  • Спрогнозируйте,  что  будет  дальше;
  • Рассмотрите  иллюстрацию  (схему, рисунок, график,  диаграмму)  и  расскажите,  что  вы  видите.
  • На  основе  заданных  ключевых слов  составьте  рассказ;
  • Выскажи свое мнение относительно слушаемого текста,  рассказа  (Приложение 6)
  • Представь себя в роли учителя и составь задание для класса (составь задание партнеру);
  • Составьте  рассказ от имени героя; составьте рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени  молекулы, рычага, магнита и т.п.) (Приложение 8)

самостоятельно (в  группе)  изучать литературу (умение читать с пониманием);

  • На  основе  текста   составьте  кроссворд,  заполните  таблицу,  схему, краткий  конспект  и  т.п.;
  • Дайте  определение  понятию  (найдите  понятие  в  тексте),  выберите  данные для выполнения задания
  • Найдите  в  тексте  логические  несоответствия.
  • Адаптируйте данную  информацию для конкретных целей (например,  для  презентации)
  • Найдите  и  сравните  определения  одного  и  того же  объекта  используя  разные  источники;

выражать свои мысли в письменной форме.

  • Составьте небольшие монологические высказывания  на  определенную  тему, «удерживая» логику       повествования (при  этом  приводите убедительные доказательства);
  • Напишите   сообщение  на  тему   (небольшие рефераты, доклады, проект,  исследование), используя информацию, полученную  из разных источников (Приложение 7)
  • На  основе  проведенного  опроса,  напишите  сообщение.

      Более  «подробный  разбор»  некоторых  заданий:

Приложение 3

Задание «Найди  ошибку!»

Цель: формирование умения корректно отстаивать свое мнение

Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Агрегатные состояния вещества»,  «Плавание тел»; 8 класс: тема «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха», «Кипение», «Виды  теплопередачи»; 9 класс: тема «Получение и передача переменного электрического тока»). Расчетные задачи  из  учебника.  Тексты  из  ОГЭ по  физике (задание 4).

Описание задания:

1 тип: группе учащихся предлагается составить  текст (сообщение)  с  заданным  количеством  ошибок  и  предложить  найти  ошибки  другой  группе (классу).

2 тип: предлагается  найти  ошибки  в  решении  расчетной  задачи.

3 тип:  Предлагается  переработанный  (с  ошибками) текст  из  учебника,  нужно  найти ошибки.  Можно  использовать  тексты  задания №4  из  ОГЭ  по  физике.

Инструкция: Обсудить  варианты решения, привести  доказательства  верного  ответа.

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания учебному материалу;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • умение  доказывать  свою точку  зрения;
  • умение договариваться, вести дискуссию.

Приложение 4

Задание «План сообщения»  

Цель: формирование умения четко организовывать предстоящую работу

Форма выполнения задания: групповая или индивидуальная  работа с последующим совместным обсуждением в классе.

Материалы: учебник физики (например, 7 класс -  темы «Строение вещества», «Сила  Архимеда», «Сообщающиеся  сосуды»; 8 класс - «Источники электрического тока», «Магнитное поле Земли»; 9 класс - «Реактивное движение»,  «Относительность движения»,  «Строение  атома»,  «Корпускулярно-волновой дуализм».

Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания составить план сообщения (или составить план написания реферата, презентации) по определенной теме. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для всех учащихся, их обсуждают (оценивают) вовремя специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция: определить цель  работы  и  обосновать  ее, отобрать  факты,  создать  план  сообщения (реферата, презентации)

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания плану работы;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • уровень самостоятельности обучающихся.

Приложение 5

Задание «Учимся слушать»

Цель: формирование умения общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности,  умения определять  существенные  и  несущественные  признаки  объектов

Форма выполнения задания:  работа в группах или попарно с последующим совместным обсуждением в классе и создание опорного конспекта в рабочей тетради

Материал: учебник физики,  параграфы  о  физических  величинах,  теориях, приборах, технических  устройствах (например, 7 класс: плотность  вещества, сила, средняя  скорость,  устройство  барометра, насоса, гидравлического  пресса  и т.п.; 8 класс: количество  теплоты,  удельная  теплоемкость, сила  тока, устройство  двигателя  внутреннего  сгорания, паровой  турбины, микроскопа и т.п.; 9 класс: сравнение  волновой  и  корпускулярной  теорий  света  и  т.д.)

Описание задания: Обучающимся предлагается в качестве задания на уроке найти в тексте учебника описание величины (прибора,  теории),  в  соответствии  с  обобщенным  планом  составить конспект  и  рассказать  о  физической  величине (приборе, теории).

Инструкция: Обсудить ответ  на  каждый  пункт  обобщенного плана,  возможные варианты ответа, убрать  несущественное, сделать запись учебного материала в рабочую тетрадь,  рассказать  о  величине  по  плану.

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания описываемого опыта и закона тексту учебника;
  • умение слышать, слушать и понимать партнера;
  • умение планировать,  и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • уровень самостоятельности обучающихся;
  • уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Приложение  6

Задание «Суд  над …»

Цель: формирование умения устного общения двух или несколько учеников

Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

Материалы:  учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы:  7 класс -  «Трение - полезное или вредное явление»; 8 класс - «Энергосбережение: можно ли  сэкономить?», «Двигатели  и  экологические проблемы современной цивилизации»; 9 класс -  «АЭС – бомба  замедленного  действия.

Описание задания: Выбираем  судью и  двух  помощников,  класс  делится  на  две группы.  В  каждой группе  выбирают  руководителя ( он распределяет  задания  по  микрогруппам  и  отвечает  за  работу  в целом).  Выбираем  «подсудимого», который  должен  представить  себя  классу.

Инструкция: при повторении темы составить таблицу с аргументами  (чаще – это  домашнее  задание  по  тексту  учебника), после обсуждения материала скорректировать таблицу в рабочей тетради, если возникает необходимость.

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания фактов и аргументов;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников и учитывать их в своей позиции;
  • уровень самостоятельности обучающихся;
  • соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.
  • умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • умение управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

Приложение 7

Задание «Исследование (проект) по  заданию  из учебника»

Цель: формирование умения сотрудничества и проектной формы работы

Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Давление в жидкости и газе», «Зависимость  давления  от  площади  опоры  и  веса  тела»,  исследование зависимостей  между  величинами  в  формулах; 8 класс: «Зависимость силы тока от напряжения», «Последовательное и параллельное соединение проводников»; 9 класс: тема «Магнитный поток» «Электромагнитная  индукция».

Описание задания: учащимся предлагается провести опыты и оформить в виде мини- проекта свою работу.

Инструкция: Прочитать  задание. Определить  проблему.  Обсудить  варианты решения, провести  исследование,  коротко  записать  в  тетрадь, привести  доказательства  верного  ответа.

 Критерии оценивания:

  • соответствие содержания выполненной работы материалам учебника;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их мнение;
  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • уровень самостоятельности обучающихся.

Приложение 8

Задание «Учимся  говорить! (физика и лирика)»

Цель: формирование качеств деловой речи

Форма выполнения задания: индивидуальная работа

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: «Способы уменьшения и увеличения давления»,  «Молекулы»,  «Сила.  Виды  сил»; 8 класс: «Кипение»,  «Источники света»; 9 класс: «Принцип радиосвязи», «Радиоактивность»).

Описание задания:

1 тип: «Переведите» письменную речь на обычный разговорный язык;

2 тип: Подготовьте рассказ по изучаемой теме  для младшего брата (сестры);

3 тип: Подготовьте  рассказ  от  имени молекулы  (сообщающегося  сосуда,  электрона  и  т.д.)  по  теме ….

4 тип: Составьте устный рассказ по таблице, например, «Удельная теплоёмкость некоторых веществ»  или  «Плотность  вещества».

Выполнение задания можно связать с ответами на следующие вопросы:

      Чему посвящена таблица?  Сколько объектов в ней рассматривается? Какие единицы измерения в ней используются?  Что означает данная величина? Какой объект, из включенных в таблицу, имеет наименьшее и наибольшее значение?  Причины  этого? Для каких целей может пригодиться таблица?

Критерии оценивания:

  • соответствие содержания рассказа учебному материалу;
  • умение правильно выражать свои мысли в речи;
  • уровень самостоятельности обучающихся;
  • умение уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...

Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.

Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...

Презентация"Живи, учебник!" предназначена для учеников 5 класса при знакомстве с учебником русского языка

Данная работа может использоваться на вводных уроках в 5 классе при знакомстве с книгой - учебником. Презентация поможет  ученикам воспитывать в себе добрые чувства, откроет много интересного о к...

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....

Особенности использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова».

Данная статья посвещена особенностям использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулино...

рабочая программа по математике 7-9 классы по учебнику Никольского С.М. и учебнику Погорелова А.В.

Рабочая программа создана  для обучающихся 7, 8, 9 классов по учебнику Никольского ( модуль "Алгебра") и по учебнику Погрелова (модуль"Геометрия")...

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...