Технология продуктивного чтения
статья

Зуенко Светлана  Владимировна

Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, — работа с объяснительным текстом учебника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного  чтения  

    Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, — работа с объяснительным текстом учебника. В 5 классе возрастает роль смыслового чтения, основы которого в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования закладываются в начальной школе.

   . На протяжении всего времени обучения учителю математики необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним. Эта работа служит необходимой базой для успешного изучения систематических курсов алгебры и геометрии в следующих классах.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой. Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности.

Таким образом, проблему можно сформулировать так: как научить не только практическому решению задач на уроках алгебры и геометрии, но и помочь овладению теоретическим материалом, каковы эффективные приёмы организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках математики.

Для разрешения проблемы необходимо изучить требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования – основная школа к результатам освоения программы по математике, рассмотреть понятие «смысловое чтение» как основу метапредметных результатов, обучающихся в основной школе. Проанализировать умения, связанные с обучением смысловому чтению математических текстов и эффективные приёмы формирования навыка смыслового чтения текстов разных жанров. Рассмотреть особенности проектирования уроков математики в условиях формирования навыков смыслового чтения и апробировать эффективные приёмы смыслового чтения текстов на практике.

Одна из особенностей математических текстов заключается в том, что в тексте учебника, как правило, встречаются ссылки на уже известный материал: правила, формулы, определения, теоремы и пр., и если ученик по какой-либо причине с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно. Простое чтение в таких случаях приводит к недопониманию прочитанного, что влечёт за собой неспособность применять полученную информацию и, как следствие, формализм процесса чтения.

Кроме того, требуется умение самостоятельно выполнять проводимые преобразования, включая восстановление опущенных шагов, делать чертежи и рисунки, необходимые для понимания текста, фиксировать промежуточные выводы и пр.

Важно в процессе работы с текстом формировать умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Научить преодолевать трудности, значит показать, как найти путь к успеху. Нет непреодолимых преград, преодоление есть испытание радости и появление мотива «Я могу, я справлюсь!»

    Один из приёмов смыслового чтения – «Составление краткой записи условия задачи». При осуществлении этого приёма у учащихся формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. При составления краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц.

Эффективным приёмом является «Составление вопросов к задаче». Происходит анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче.

Важно проводить систематическую работу с учебником математики.

      Тексту должна отводиться приоритетная роль. Восприятие информации происходит в три этапа: до чтения (стадия вызова); во время чтения (стадия осмысления); после чтения (стадия рефлексии).

    1 этапработа до чтения (стадия вызова) 

В самом начале урока можно использовать игру «Попробуй найти!»: учитель сообщает классу название главы или параграфа, ученики быстро с помощью оглавления находят данный раздел учебника и зачитывают несколько строк из него. Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

   Так же интересен приём «Определи тему!»: учитель просит открыть учебник на определенной странице и посмотреть задания, которые предстоит решать на уроке, ученики формулируют тему, по которой будут выполнять задания. Эта предварительная работа настраивает учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте.

«Корзина идей» — приём, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом делает записи высказываний учеников на доске, а в конце урока проверяют достоверность, выдвинутых ими гипотез. Этот приём научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Приём «Верите ли Вы?» может быть началом урока, он проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Например, будем говорить об элементах комбинаторики.

   

Игра «Верите ли вы, что…»

  1. с этой наукой вы сталкиваетесь каждый день?
  2. комбинаторика поможет стать востребованной в реальной жизни?
  3. достаточно купить три билета для «крупного» выигрыша в лото?
  4. и в игре, и в жизни можно предугадать действия соперника?
  5. комбинаторика применима практически во всех сферах жизнедеятельности человека?

Ученики устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления)

Работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами). В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение — сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение — изучение, выборочное чтение, просмотр).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать приём – «Инсерт»Это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Учащихся изначально знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: 

         V (уже знал);    + (новое);     (думал иначе);    ? (не понял, есть вопросы).

         Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

                                                                                                                      Таблица

Приём «Инсерт»

Уже знал (v)

Новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

Записи делают краткие (ключевые слова, фразы). После заполнения учащимися таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Данный приём требует от школьника не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Продуктивным будет приём «Тонкие и толстые вопросы».  

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. Учащимся можно предложить задание составить вопросы по теме, по тексту параграфа. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Данный приём позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

                                                                                                                  Таблица 2

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

 

3 этап: работа после чтения (стадия рефлексии).

После чтения параграфа из учебника ученики должны обязательно выразить свое отношение, мнение, мысли о прочитанном тексте, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к заполнению таблиц, к верным и неверным утверждениям, к ответам на поставленные вопросы.

Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия. Различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.

Задания «множественного выбора»: выбор правильного ответа из предложенных вариантов; определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»: нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.; соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

Задания «на дополнение информации»: заполнение пропусков в тексте (предложениями, несколькими словами, одним словом, формулой); дополнение (завершение) предложений, доказательств.

Задания «на перенос информации»: заполнение таблиц, схем на основе прочитанного; дополнение таблиц, схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности; «собери» правило, алгоритм; «найди ошибку».

Уроки математики являются благодатной почвой для формирования смыслового чтения. Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий, формировать культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, формировать «человека думающего», что положительно влияет на качество знаний обучающихся. Ученик становится субъектом учебно-познавательной деятельности, у него развиваются мыслительные умения, необходимые для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Формируя универсальные учебные действия учащихся, у них появляется возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, научиться правильно организовать усвоение материала.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...