Интеграция основного и дополнительного образования
статья

Чекрыжова Светлана Вячеславовна

Материал содержит опыт работы по интеграции основного и дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_integratsiya_na_sektsii_2021.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные способы интеграции основного и  дополнительного  образования детей

    Задача современной школы уже давно не заключается только в передаче знаний по ряду предметов. Приоритетным становится создание условий для всестороннего развития ребенка. У каждого есть склонности и способности к той или иной области знаний, творчества, практической или спортивной деятельности. И выявить эти задатки, дать им возможность развиться – одна из основных педагогических задач. Одних уроков для этого недостаточно. Поэтому такое внимание сегодня уделяется различным видам внеурочных практик школьников. Именно интеграция общего образования и дополнительного образования дает ребенку максимум возможностей для личностного развития.

    При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования возможна. Более того, внеурочные занятия и посещение кружков в самом образовательном учреждении и учреждений дополнительного образования могут эффективно дополнять друг друга.

Принципы интеграции

Само понятие «интеграция» предполагает эффективную и продуктивную связь ряда элементов, относящихся к разным системам. То есть в случае вовлечения в образовательное пространство учреждений доп.образования коэффициент полезного действия должен возрасти. Уровень образовательных результатов, которых дети могут достичь, находясь в таких условиях, значительно выше.

В ходе интеграции создается особая развивающая среда, которая может разрушиться в случае прекращения сотрудничества. Любые интеграционные связи мобильны и динамичны, для их эффективного использования требуется постоянная коррекция, оперативная реакция на возникающие сложности со стороны участников образовательного процесса.

Можно выделить несколько обязательных условий продуктивной интеграции общего и дополнительного образования детей. К ним относятся:

  • предварительный опыт совместной работы;
  • наличие совместно разработанного плана работы, локальных актов, защищающих интересы и определяющих обязанности учреждений в рамках сотрудничества;
  • обладание ресурсами разного типа, которые при объединении могут создать необходимые возможности (информационные, организационные, кадровые, социальные, материальные);
  • пространственная близость учреждений.

Интеграция  деятельности общего  дополнительного  образования в МБОУ ЦО №44,  с  использованием вышеперечисленных условий, происходит следующим образом:

Дополнительное образование в центре образования 44  осуществляет свою деятельность по   направлениям:

  • Социально-педагогическое;
  • художественная;
  • туристско-краеведческое;
  • спортивное.

В качестве организационных форм используются кружки,  массовые экскурсии, конференции, форумы, конкурсы, соревнования, проекты.

Разработан ряд моделей внеурочной деятельности, базирующихся как на возможностях самой школы, так и на интеграции общего и дополнительного образования детей в сотрудничестве со школой искусств №6

Приведу небольшую статистику:

В учебном корпусе центра образования действуют 13  основных кружков, которые посещают 225-230 обучающихся, что составляет всего 20% от общего количества детей. Городские спортивные секции посещают 44 обучающихся, это 4 % Благодаря тому, что на базе центра образования  функционирует  школа искусств №6, которую посещают приблизительно 540 обучающихся, а это составляет 49% от общего количества детей, мы имеем 73 % наших воспитанников, которые посещают занятия дополнительного образования. Наибольшая доля обучающихся, посещающих занятия в  ДШИ №6 приходится на 1-4 классы. Все занятия проходят во время  работы группы продленного дня после 15 часов. Учебный корпус МБОУ ЦО №44 можно по праву считать школой полного дня, где ребенок находится в образовательном учреждении до вечера. При этом обеспечивается разнообразие видов деятельности и досуга, которые  контролирует не только педагог-воспитатель, но и педагог  дополнительного образования, в задачи которых входит сочетание форм обучения и развития, создание условий для самовыражения школьников, формирование индивидуальной образовательной траектории.

В среднем и старшем звене в приоритете становятся занятия спортом в секциях не только на базе ЦО, но и в различных городских спортивных клубах и секциях.

(в выпускных классах на первое место выходит подготовка к экзаменам, поэтому в 9-11 классах резкий спад  посещения занятий дополнительного образования)

Хочется отметить, что и внеурочная деятельность, которая входит в состав образовательного процесса, имеет тесные связи с дополнительным образованием.  При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования  эффективны. Более того, внеурочные занятия и посещение занятий в школе искусств  могут продуктивно дополнять друг друга. Непосредственные механизмы интеграции общего и дополнительного образования зависят от многих факторов: нормативной базы, материальных и технических возможностей, локации, кадрового потенциала и т. д.

Курсы художественной и  спортивно-оздоровительной деятельности тесно связаны с дополнительным образованием. В МБОУ ЦО 44 практикуются курсы:

Художественной направленности:

«Теремок сказок» ( театральное искусство), «Домисолька»( музыкальное творчество), «Страна художников» ( изобразительное искусство), «Русское народное творчество», «В ритме танца», «Искусство», «Искусство театра»

Спортивно-оздоровительной деятельности:

«Баскетбол», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Карате»,  «Прыг-скок», «Подвижные игры».

Кадровые, технические, информационные возможности системы дополнительного образования способствуют расширению развивающего пространства, формированию межпредметных знаний у наших обучающихся

РЕКЛАМА

При этом основным условием интеграции общего и дополнительного образования остается выработка четких правил и форм взаимодействия. Эффективность сотрудничества обеспечивается созданием общего программного и методического пространства.

 Взаимодействие основного и дополнительного образования в нашей школе осуществляется и в урочное время

- интегрированные уроки по предметам основного общего образования с предметами дополнительного образования художественной направленности ( на литературе интеграция с театральным искусством, музыкой, хореографией; на истории с изобразительным искусством, музыкой, театром; на уроках изо и технологии  с фольклором и .т.д.) ;

- мастер-классы от юных спортсменов на уроках физической культуры;

Пример: тема урока по биологии  «Защита экологического проекта». Работа в группах. В группе идет распределение: сценарист, постановщик, консультант по теме, художник, актеры.

И мы сразу видим, что многим пригодятся навыки и знания , приобретенные на занятиях доп. образования художественной направленности ( театральное искусство, музыка, изостудия), хотя проект относится к естественно - научному направлению и защита происходит на уроке.

Все это  дает возможность ребятам на уроке проявить себя с другой стороны

Одной из основных задач образовательного процесса является воспитание. Поэтому  наиболее ярко  интеграция с дополнительным образованием прослеживается в  воспитательном процессе:

-  мероприятия  патриотической направленности;

- меропорятия профилактической  направленности

- конкурсные мероприятия;

- профориентационные мероприятия;

- слеты, форумы, проекты, классные часы, экскурсии;

Благодаря  такого рода сотрудничеству, школа  становится единым образовательным пространством,

предусматривающим создание единой базы развития и воспитания детей путем включения центра дополнительного образования в структуру школы.

Такое объединение позволяет более эффективно решать общую для двух сфер образования задачу реализации индивидуальных социальных, творческих, познавательных интересов и потребностей школьника, формирования индивидуальной траектории его развития.

Создаваемая образовательная среда дает ребенку возможность:

  • выбирать тематическое содержание и формы деятельности, позволяющие раскрыть его внутренний потенциал не только на занятиях в кружках, но и на уроках;
  • исполнять различные социальные роли, выбирать и менять коллективы и объединения;
  • общаться и взаимодействовать со взрослыми и ребятами разного возраста и круга интересов.

Показателями эффективности данной  модели сотрудничества выступают: расширение спектра дополнительных образовательных программ; увеличение числа совместно проводимых мероприятий и проектов; заключение договоров о сотрудничестве; сохранение и увеличение контингента обучающихся и педагогов; удовлетворенность участников образовательного процесса.

Тесное взаимодействие с ДШИ №6 позволяет нашим обучающимся после 9 класса получить не только аттестат, но и свидетельство ДШИ №6 с правом поступления в средние и высшие  учебные заведения культуры.

Таким образом, имея определенные условия и желание обеих сторон к сотрудничеству, интеграция основного и дополнительного образования закономерна и эффективна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

ФГОС второго поколения: интеграция основного и дополнительного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного о...

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...