Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий
материал

Фокина Светлана Дмитриевна

Современный этап развития отечественного образования характеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный и воспитательный процесс.

В.В. Путин отмечает, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий

Светлана Дмитриевна Фокина

преподаватель географии

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

«Технологии не заменят учителя,

но учителя, которые  используют технологии,

 могут заменить тех, кто этого не делает»

 Рэй Клиффорд

Современный этап развития отечественного образования характеризуются активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный и воспитательный процесс.

Рассуждая на тему модернизации сферы образования, Э.Д. Днепров отмечает, что модернизация образования — это «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования». [3, c.35]

В.В. Путин, также отмечает, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» [2].

Таким образом, введение современных технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

По моему мнению, на современном этапе развития общества актуальной является проблема разработки критериев и показателей эффективности реализации современных педагогических технологий, а также обеспечения условий, которые помогли бы педагогам эффективно применять эти технологии на практике.

Проблема упорядочивания и систематизации педагогических технологий рассматривалась такими учеными, как В. П. Беспалько, Е. В. Руденский, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко и др.,

В. П. Беспалько [1, с.76] предлагает классификацию педагогических технологий, которая базируется на типах взаимодействия педагога и обучающегося и выделяет ряд признаков этого взаимодействия. Сочетание этих признаков, по мнению Беспалько, позволяет определить ряд дидактических систем (технологий):

- классическое лекционное обучение;

- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

- система «консультант»;

- обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

- система «малых групп»– групповая работа;

- дифференцированные способы обучения;

- компьютерное обучение;

- система «репетитор» – индивидуальное обучение;

- программное обучение, для которого имеется заранее составленная программа.

Анализируя опыт ученых, можно сделать вывод о том, что разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

№ п/п

Реализуемые образовательные  и воспитательные методики и технологи

Показатели эффективности реализации

Результативность

1.

Проектная  деятельность -

американский философ и педагог Джон Дьюи.

Приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Работа по данному  методу  дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.  обучающиеся осваивают способ планирования своей деятельности.

2.

Информационные

 технологии

Н.Краудер, В.П. Беспалько

Используя ТСО: компьютер, видеозапись, Интернет, ЦОРы, воспитатель формирует умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Применение элементов  данной технологии формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности обучающихся повышает  успешность обучающихся, интерес  к предмету и формирует внутреннюю учебную мотивацию. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.  

3.

Педагогика сотрудничества - советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик.

 Методика реализует демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель  и дети  совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Обучающиеся выполняют полученные задания по группам с последующим их обсуждением, происходит   развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков.

4

Технология уровневой дифференциации

Повышение качества обученности

Отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости

5

Модульное обучение

Развитие самостоятельности обучающихся

Индивидуальный темп обучения

6.

Игровые технологии

(К.Д . Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Выготский, С.Л.Рубинштейн)..

Проявление всех видов активности: мышления, действия, речи; эмоционально-личностное восприятие информации.

Расширен поведенческий диапазон обучающихся, происходит активная реализация творческих задатков, более успешная адаптация детей с ограниченными возможностями.

7

Кейс-метод

Выработка программных действий по преодолению проблемы

Ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения

8

Концентрированное обучение

Динамика работоспособности обучающихся

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

9

Технология личностно-ориентированного подхода        

Элементы  данной  технологии способствуют  созданию условий для проявления познавательной активности, для развития интеллектуальных умений.        

Применение элементов  технологии личностно-ориентированного подхода  позволит сформировать эмоционально-личностное отношение к учению.

10

Проблемное обучение – авторы: А.М.Матюшкиным, И.И.Махмутовым и др.

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Применение элементов  данной технологии позволит организовать обучение, приближающееся  к научному поиску и имеет личностно-развивающий характер

11

Здоровьесберегающие технологии. Автор: В.И.Ковалько

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

 Помогают получить знания о здоровом образе жизни. Участие во внеклассных
оздоровительных мероприятиях (День Здоровья, спортивные соревнования, и т. д) укрепляет семейные отношения и повышает самооценку. Создают условия пребывания и обучения в образовательных учреждениях, распределение учебных и физических нагрузок.

12

Методики КТД.

И.П. Иванов – доктор педагогических наук, академик РАО. В основе методики: Приобретение жизненных (практических) навыков в самостоятельной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни, совместное с воспитателем ежедневное преодоление обыденных трудностей, желание совершать самостоятельный выбор деятельности

«…незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности». Главная ценность самостоятельность в самосозидании своей личности.Ориентация на обучающее воспитание, а не воспитывающее обучение.

Данная методика активизирует воспитанников к самостоятельному приобретению необходимых знаний;

-воспитанники приобретают навыки самоконтроля, самоуправления, самореализации;

развитие самостоятельного познавательного потенциала воспитанников в ходе выполнения домашнего задания

Участие в  КТД

Грамоты воспитанников за активное участие во внеклассных мероприятиях, участие в школьной газете, участие в спортивных состязаниях.

 Работа органов самоуправления

13

Гуманно-личностная технология

(Ш.А.Амонашвили).

Воспитательная система построена на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа. идеал воспитания – самовоспитание. Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение.

Заповеди: верить в силу гуманного подхода к ребёнку.

Применение элементов  технологии личностно-ориентированного подхода  позволит сформировать эмоционально-личностное отношение к учению. Способствовать воспитанию в ребёнке благородного человека; облагораживать душу и сердце ребёнка; развивать познавательные силы ребёнка;

14

Технология педагогического разрешения конфликта

Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способствует  разрешению конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

15

Технология организации «ситуации успеха».

«Ситуация успеха» чрезвычайно важна для поддержания чувства собственного достоинства ребенка, повышения его самооценки, принятия субъектной позиции. Эта технология строится как последовательность специальных педагогических «операций», заложенных в любую организуемую деятельность детей (поскольку «ситуация успеха» должна возникнуть в деятельности ребенка).

Культивирование настроения доброжелательности, дружелюбия;

 снятие страха перед деятельностью;

 скрытая помощь;

 «авансирование» ребенка (термин А. С. Макаренко), то есть оглашение его достоинств, подбадривание, подкрепление его «персональной исключительности»;

 усиление мотивов деятельности;

В.П.Беспалько утверждал, что отсутствуют «критерии для оценки эффективности дидактического процесса в целом» [1, с.115]. Современное общество, мир выдвигают особые требования к качеству образования, которое получают в школе.

В связи с этим эффективность педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:

  • целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
  • отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
  • соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
  • информативность учебного материала;
  • многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
  • обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
  • универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
  • степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.

Проведенный анализ позволил нам сформулировать критерии эффективности реализации педагогических технологий:

  • технологическая культура педагога;
  • наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
  • творческая «доработка» и преобразования технологии;
  • создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и педагога при реализации технологии;
  • органическая взаимосвязь компонентов технологии;
  • возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и педагога;
  • заметные изменения состояния обучающихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.

В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.

Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий

Критерий

эффективности

Показатели

эффективности

Индикаторы

Технологическая культура педагога

- владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе.

- периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока,

- умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями.

 

Наличие собственного опыта

- обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ

- публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи;

- участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами

Творческая доработка и преобразование СПТ

- наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ

- наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ;

- наличие патентов на изобретения педагога

Создание ситуации успеха у учащихся в процессе использования СПТ

- реализация принципа обратной связи с обучающимися в процессе урока;

- мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач

- повышение уровня качественной успеваемости по предмету;

- увеличение числа участников конкурсного движения среди обучающихся, их побед в конкурсах различных уровней

Взаимосвязь компонентов технологии

- очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии

- проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ

 

Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса

- постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие,

развитие личности обучающихся, их познавательных способностей

- переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся;

- тьюторство

Позитивные изменения в состоянии учащихся

 - положительные изменения общего состояния учащихся

 - повышение уровня успеваемости;

- повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад, НПК по предмету и т.д.)

- повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);

- укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, отчеты школьного врача)

 Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания. Они направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Библиографический список

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
  2. Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ruevents/284.html
  3. Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
  4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эффективное использование образовательных технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна игр...

эффективное использование презентации в воспитательном мероприятии

выступление на педсовете на тему "Эффективное использование презентации в воспитательном мероприятии"...

Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин

Материалы внеклассной работы по предмету, представленные на конференции "Русский язык как фундаментальный фактор формирования гражданской идентичности"...

Из опыта педагогической деятельности Сафаровой Д.Р., учителя английского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунскогорайона Липецкой области, с позиции эффективного использования образовательной технологии театральной педагогики

В основе моей работы лежит принцип, который включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, и который можно выразить словами В.А.Сухомлинского«В душе каждого ребенка есть невиди...

Статья "Эффективность использования образовательных технологий в деятельности педагогов"

Взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая реализовать общую деятельность, орие...