Из опыта педагогической деятельности Сафаровой Д.Р., учителя английского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунскогорайона Липецкой области, с позиции эффективного использования образовательной технологии театральной педагогики
статья

В основе моей работы лежит принцип, который включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, и который можно выразить словами В.А.Сухомлинского«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

За последнее время произошли серьёзные изменения в системе образования, которые коснулись как организации, так и содержания учебно-воспитательного процесса, что в полной мере отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эти изменения открывают  возможности всестороннего  морально-нравственного и познавательного развития детей, их социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности. Огромная роль в решении этих задач отводится современному учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_safarova_d.r._dlya_sayta.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта педагогической деятельности Сафаровой Д.Р., учителя английского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунскогорайона Липецкой области,

с позиции эффективного использования образовательной технологии

театральной педагогики

Я, Сафарова Дина Рафаэльевна, учительанглийского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.

Образование – высшее. В 2003 году с отличием окончила Липецкий государственный педагогический университет.

С 2003 года началась моя трудовая педагогическая деятельность. В школе села Тербуны работаю второй год.

В основе моей работы лежит принцип, который включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, и который можно выразить словами В.А.Сухомлинского«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

За последнее время произошли серьёзные изменения в системе образования, которые коснулись как организации, так и содержания учебно-воспитательного процесса, что в полной мере отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эти изменения открывают  возможности всестороннего  морально-нравственного и познавательного развития детей, их социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности. Огромная роль в решении этих задач отводится современному учителю.

Каждый ребенок от природы талантлив. И всякий раз я, педагог, задаю себе вопросы: «Смогу ли я раскрыть и развить в учениках то лучшее, что в них заложено природой? Чему научить их? Как воспитать в них чувства справедливости, человечности, доброты, любознательности, принципиальности, деловитости?».

Ответы на эти вопросы не всегда очевидны, поэтому я всегда в поиске, поскольку четко осознаю, что помимо высокого качества образования, коммуникативности, целеустремлённости, современная жизнь предъявляет запрос на креативность мышления, лидерские качества, а самое главное – умение ориентироваться в большом объёме информации. В современном, стремительно меняющимся, мире ребенок учится быть готовым к применению знаний и умений в нестандартных условиях, к максимально эффективному использованию своих способностей, умению быстро реагировать на все изменения, происходящие в обществе, в науке и технике, искусстве.

Вопросы обучения и воспитания через творчество всегда были для меня важными и актуальными. Это связано с тем, что это процесс заведомо сложный, многоаспектный, и я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к решению этих задач, в том числе и с помощью искусства. Как учитель-практик я активно использую междисциплинарное направление, называемое театральной педагогикой.

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы. Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

В условиях реализации требований ФГОС я использую различные образовательные технологии. Наиболее успешно, на мой взгляд, справляться с поставленными задачами помогают технологии театральной педагогики, так как в театральной педагогике заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Именно поэтому я включилась в работу по организации театральной и игровой деятельности учащихся.

Особенностью детского сознания является восприятие мира через творчество и фантазию, природное стремление детей к игре, дающей возможность раскрытия интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала личности. Поэтому школьный театр и элементы театрализации признаются пролонгированными, абсолютно обоснованными, одними из самых эффективных форм работы с детьми разных возрастов.

Применяя методы и технологии театральной педагогики в своей практической деятельности, я убедилась на своём опыте, что театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка, преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры.

Имея многолетний опыт успешного введения театральной педагогики в образовательный процесс и внеся значительный вклад в создание художественно-творческой среды в школе, я продолжаю использовать в работе с детьми различные методики и формы организации театральной деятельности, включающей в себя достаточно большое количество различных направлений: литературное, музыкальное и, конечно, игровое, где во всей неповторимости виден сам актер.

Отдавая ребенку роль создателя, а не исполнителя, я стараюсь открывать в нем талант, потому что ещё В.А.Сухомлинскийписал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Хотелось бы более подробно остановиться на направлениях деятельности, в которых мне успешно удаётся реализовать методы, принципы и технологии театральной педагогики.

  1. Моя деятельность как учителя-предметника во время учебно-воспитательного процесса.

Как у педагога гуманитарного цикла у меня накоплен определённый опыт в проведении интегрированныхуроков с элементами театрализации (русский и английский языки, история и английский, география и английский, литература и английский, ОБЖ и английский).

СЛАЙД 9 Я принимала активное участие в районных, городских и всероссийских конкурсах «Мой лучший открытый урок», «Моё лучшее внеклассное мероприятие по предмету», «Алло, мы ищем таланты!», «Урок Просвещения», «Учитель Просвещения», «Один хорошо, а два-лучше!».

Мои ученики применяли приобретённые компетенции в школьных конкурсах, фестивалях, концертахв рамках предметных недель (театрально-музыкальные зарисовки и композиции «Белоснежка и семь гномов», «Золушка на современный лад», «Сладкоежка»), во внеклассных районных мероприятиях с музыкально-театральными постановками для разных возрастных групп,в творческих конкурсах всероссийского уровня по английскому языку («Символы», «Мои достижения», «Открытка на английском языке», «С Днём Победы»).

Методы и приёмы театральной педагогики способствуют активному вовлечению учащихся в проектную деятельность,позволяющую воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивающую индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей, формирующуюсистему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях человечества.

Наиболее успешные проекты («Русский национальный костюм в сравнении с традиционными костюмами разных стран», «Популярные литературные произведения, поставленные на театральной сцене», «Шекспир - душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам», «Театр в нашей жизни») были представлены учащимися на муниципальном и региональном уровнях.

При реализации всех предметных и межпредметных проектов, работа над которыми ведётся в течение всего учебного года, учащиеся представляют театрализованные, музыкально-поэтические, костюмированные выступления на английском языке, сопровождающиеся танцами и песнями. Дети не просто исполняют песни на иностранном языке, но и изучают историю их создания, делают перевод, сравнивая его с уже известными стихотворными вариантами, знакомятся с мюзиклами, мультфильмами, кинофильмами, где звучат эти произведения, а также готовят костюмы, создают хореографические миниатюры-инсценировки, декорации в виде компьютерных проекций. В процессе подготовки номеров дети знакомятся с историей появления костюмов, с поэзией и музыкой иностранных авторов, национальными традициями.

В учебно-воспитательном процессе я использую различные приемы технологии театральной педагогики.

  1. Выразительное чтение. Учащимся младших классов, которые уже могут читать, предлагается прочитать отрывок текста, стихотворение от лица одного из литературных героев, например, Гарри Поттера. Предварительно закрепив лексику по темам “Внешность” и “Черты характера”, детиописывают этих героев, рассказываем про них.
  2. Инсценировка. Инсценировка рассказов, историй, сказок, чтение по ролям занимают прочное место в моём арсенале методических приемов, используемых на уроке. Яиспользуюэлементы сценического костюма, маски, картинки, рисунки, шляпы, куклы, мягкие игрушки (на уроках английского языка-Michael, Ladybug и Jane, приехавшие из Лондона,) для большей эмоциональности и зрелищности, смысловой нагрузки и запоминания.

Важной составляющей театрального действия является умение перевоплощаться. В реализации технологии театральной педагогики развитию данного умения уделяется большое значение. Для перевоплощения в нужного героя я практикую разнообразные игры.

 1) «Magicmirror».  В классе имеется небольшое зеркало, ребенок закрывает глаза, учитель «превращается в волшебника» и произносит магическое заклинание, при этом надевая маску на ребенка. Затем ребенок смотрит в зеркало и имитирует движениями и голосом того персонажа, в которого он превратился, используя ранее изученную лексику: “I am a …”.

 2) «Magichat». Ребёнок надевает «волшебную» шляпу и, перевоплощаясь в новых героев-персонажей, играет роль.

 3) «Magicbag».  Ребенок достаёт из волшебного мешочка, не глядя в него, маску или игрушку и играет роль выбранного персонажа.  

  1. Ролевая игра. Это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Исходя из того, что ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана, способствует расширению сферы общения, я практикую элементы ролевых игр практически на каждом уроке. Учитель может выступить в роли Скруджа Мак Дака, Доброй Феи. В ходе урока проводятся всевозможные разминки и физкультминутки под музыку. Более серьёзные ролевые игры предполагают предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой игры:
  • упражнения на артикуляцию: "Пятачок", "Звукоподражание", «Дудочка-улыбка». Учащимся предлагаются различные задания на произношение   скороговорок с разным темпом произнесения, декламация небольших текстов и стихотворений с всевозможными оттенками (страх, удовольствие, удивление, упрек, радость, ирония);
  • упражнения пантомимического характера: пробраться сквозь тернистый лес;   представить, что вы пытаетесь съесть лимон; представить, что вы опаздываете в школу;
  • упражнения на тренировку памяти, которые мы используем при работе над словами: театральная игра «Печатная машинка» (дети, имея «свою» букву, выстраиваются в заданное, озвученное слово); изучение существительных и прилагательных, например, по правилам эстафеты и т.д.

После подобных упражнений я приступаю к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную коммуникативную задачу в процессе контролируемой ролевой игры (на основе текста или диалога, например, «Репортёр») или свободной ролевой игры.

Как педагог-практик я постоянно убеждаюсь, что введение театрального искусства в мою педагогическую деятельность эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс.

Я считаю авторским вариантом расширения, апробации и доказательства эффективности театральной педагогики внедрение и традиционное использование в конце учебного года заключительного урока-праздника на английском языке с выпускниками 11 класса. Данные ежегодные мероприятия включают в себя все выше перечисленные технологии, воздействуют на чувственную сферу и имеют особое эмоциональное влияние на выпускников школы.

II.Следующий аспект это Театрально - экскурсионная направленность.

Неотъемлемой частью театральной педагогикиявляется компонент театральной культуры. Заключается он в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра. Вместе с учащимися я регулярно посещала театры Санкт-Петербурга (Балтийский дом. ТЮЗ, БУФФ, театр Музыкальной комедии), после чего мы совместно работали над проектами.  Кроме того, мои ученики принимали участие в проекте «Театральный урок в Мариинском», который проводился Мариинским театром при поддержке Правительства Санкт-Петербурга для десятиклассников всех школ города. Тайны закулисной жизни Мариинский театр раскрыл впервые за всю историю. Считаю важным, что сделано было это для школьников. Экскурсии по новой сцене для ребят проводили по инициативе художественного руководителя Валерия Гергиева.

Примечательно, что мои учащиеся совершили учебно-познавательную экскурсию по историческому зданию Большого театра в Москве, которая была посвящена истории и архитектуре Большого театра.

 III. И наконец следующее направление-Популяризация театральной педагогики во внеурочной деятельности.

Художественно-эстетический профиль методики преподавания иностранных языков в школе предполагает творческую реализацию учащихся при изучении как предметов школьной учебной программы (английского языка как средства общения и сотрудничества на межкультурной основе), так и во внеурочной деятельности.  Исходя из того, что в рамках ФГОС внеурочная работа занимает особое место, в вопросах воспитания и развития творческой личности колоссальная роль вшколе отводится разнообразным кружкам. В своей внеурочной деятельности я уделяю огромное внимание воспитанию и развитию личности, способной понять, осмыслить, дать оценку тем или иным событиям настоящего или прошлого, умеющей видеть прекрасное в жизни и в людях, нести в жизнь прекрасное и доброе.

Важно подчеркнуть, что, являясь некой универсальной обучающей моделью, театрализация способна обеспечить как объединение разных видов искусств (литературу, мировую художественную культуру и пр.), так и урочную и внеурочную деятельность, где дети получают возможность проявить индивидуальность, свободу выбора, возможность формирования уникальных качеств личности.

Необходимо отметить, что одной из целей обучения иностранным языкам в школе является создание условий для полноценного общекультурного развития учащихся, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Мой практический опыт показывает, что все цели достигаются, а задачи решаются благодаря эффективному использованию театрализации как образовательной технологии. Всё это мне позволяет сделать следующие выводы:

  1. театральная педагогика – это деятельное и инициативное образование, основанное на мышлении и творчестве;
  2. театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;
  3. театральная педагогика созидательна;
  4. опыт коллективного творчества, сотрудничества, публичного выступления;
  5. театральная педагогика раскрепощает и нивелирует комплексы детей;
  6. театральная педагогика обогащает учебно-воспитательный процесс;
  7. театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;
  8. театральная педагогика  позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей.

Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно этот вопрос обостряется в сложные и противоречивые периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания, как художественное творчество. Особое место в реализации данной задачи занимает театр и театральные постановки, способные приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности.

Прав был Н.В. Гоголь, сказав: «Театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Я убеждена, что самое ценное в школьных постановках – это растущая способность детей к страстному сопереживанию, которое рождается не единожды в кульминации одного спектакля или небольшой театральной постановки, а становится постоянным при работе над каждой ролью. Помимо общего развития, которое обеспечивает театрализация, здесь основным становится этическое наполнение образа, та нравственная составляющая, без которой немыслима вообще любая воспитательная работа.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь к самосовершенствованию.  Активно участвуя в семинарах, конференциях на школьном, муниципальном, региональном уровнях, знакомлюсь с достижениями коллег по организации деятельности обучающихся в рамках театральной педагогика, транслирую при этом и свой опыт работы.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по совершенствованию методики театральной педагогика в урочной и внеурочной деятельности, так как технологии, методы и приёмы театральной педагогики позволяют интегрировать различные виды деятельности, делая процессы обучения и воспитания более увлекательными, более интересными и поэтому более эффективными. В планах совместное с учащимися посещение театров Липецкой области (Государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого в Липецке и Драматического театра «Бенефис» в Ельце), участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ Шульгина Любовь Витальевна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Прежде всего учитель иностранного языка обучает детей ...

Описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области

Краткое описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области по теме «Использование эффективных образовательных...

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году

Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака  Саратовской области  Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году...

Обобщение опыта Никульшиной А.В., учителя немецкого языка МБОУ СОШ №2 г. Киржача Владимирской области

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении иностранным языкам»....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году

Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году...

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника, учителя английского языка МАОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области.

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника, учителя английского языка МАОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области....