Описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области
статья на тему

Захарьина Ольга Валерьевна

Краткое описание методической системы Захарьиной Ольги Валерьевны, учителя английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области по теме «Использование эффективных образовательных технологий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_metodicheskoy_sistemy_pechat.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Иностранные языки. Описание методической системы

учителя английского языка. Захарьиной Ольги Валерьевны, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области

Использование эффективных образовательных технологий для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

(Тезисы)

Работа в лицее предполагает педагогическое взаимодействие с детьми, проявляющими более высокий уровень развития интеллекта по сравнению с общеобразовательной школой.  Это требует от педагога особых умений по созданию условий для наиболее полного развития личности. 

Набор в лицей осуществляется в 5, 8, 10 классы. Этим объясняется специфика работы преподавателей английского языка в лицее. В один класс приходят школьники, изучавшие язык по углубленной программе и те, кто изучал язык по обычной программе. Для поддержания интереса к иностранному языку и достижения устойчивых результатов необходимо оптимизировать процесс обучения.         

Таким образом, необходимость разработки своей системы работы связана с тем, что иностранный язык не является профильным предметом в лицее, но в то же время учащиеся планируют использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, эта необходимость связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании.  Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

В своей работе я руководствуюсь авторской методической системой,  целью которой является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • активизация познавательного процесса изучения иностранного языка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие внутренней мотивации;
  • формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся;
  • достижение высокого уровня самостоятельной творческой учебной активности школьника путём максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого;
  • формирование умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • воспитание нравственно и духовно богатой личности.

Формы организации обучения учащихся:

  • система эффективных уроков;
  • организация исследовательской  и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
  • организацию и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях  различного уровня;
  • организацию индивидуальной работы с одаренными учащимися, включая разработка индивидуальных маршрутов;
  • работа предметных кружков.

Средствами достижения этих целей служит  

  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • коммуникативная направленность обучения;
  • использование передовых образовательных технологий: интенсивной методики, игрового моделирования, метода проектов, технологии развивающего обучения; педагогики сотрудничества, проблемного метода;
  • систематический контроль за уровнем обученности.

Технологию организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-одаренных детей на уроках иностранного языка можно определить как организацию деятельности учителя, направленной на:  обучение детей способам самостоятельного и эффективного познания мира («формирование ментального опыта») и создание психолого-педагогических условий, обусловливающих максимальное развитие личности.

При этом в работе учителя мы выделяем 3 основных этапа:

1 этап – диагностический. (Проведение анкетирования и анализ результатов для выработки нужной стратегии).

2 этап - психолого-педагогический (деятельностный).

3 этап – анализ деятельности и результатов.

Средствами развития учащихся при обучении иностранному языку является сама система содержания курса иностранного языка, а также активный характер учебного процесса.

Система определяется программой школьного курса иностранного языка и предусматривает постепенное повышение уровня развития учащихся от класса к классу. Все разделы программы связаны между собой последовательно развивающимися понятиями (например, система времен английского языка), объединяющими их в единое целое, в систему. Следствием системности содержания является системность знаний учащихся. Когда знания становятся убеждениями учащихся, то и их мышление приобретает свойство системности. Повышение удельного веса теоретических знаний также способствует формированию системных знаний.

Учебный материал по английскому языку - это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося.

В свою очередь, активный характер учебного процесса обеспечивается:

  • дифференцированным подходом к учащимся;
  • внедрением новых технологий;
  • систематическим контролем.

Формирование внутренней мотивации является важнейшим условием создания психолого-педагогических условий, обуславливающих максимальное развитие личности. Исследования доказывают, что обучение будет более эффективным, если учащийся опирается преимущественно на внутренние мотивы. Этому способствуют создание демократичного, гуманистического стиля взаимоотношений с учеником и организация личностно значимого для ребенка обучения.

Для того чтобы учебный материал стал личностно значимым для учащихся, необходимы следующие условия:

  • связь изученного материала с реальной жизнью;
  • практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
  • творческий характер обучения;
  • приоритет самостоятельной деятельности;
  • ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед.

Наиболее полно эти идеи реализуются при гуманно-личностном подходе и в обучении в сотрудничестве.

Высокий уровень мотивации можно сохранять за счет использования интерактивных форм работы на уроке и организацию систематических консультаций, интеллектуальных игр, других форм внеклассной работы.

Интерактивные формы работы дают учащимся осознание включенности в общую работу, развитие личностной рефлексии, активной позиции в учебной деятельности. У детей развиваются навыки общения и взаимодействия, прививаются нравственные нормы и правила совместной деятельности.

Формирование  коммуникативных мотивов, связанных с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, возможно через организацию работы над проектом.

 Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан сайт учителя английского языка. Основная цель сайта – создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют  ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, подготовиться к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации.

Выполнение любого задания проверяется и контролируется учителем. При этом учитываются следующие требования к организации контроля:

  • индивидуальный характер контроля;
  • систематичность, регулярность проведения контроля;
  • всесторонность;
  • объективность контроля;
  • дифференцированный подход.

Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты.

Учителю необходимо анализировать результаты своей деятельности, опираясь на данные диагностики, результаты академической успеваемости учащихся, беседы с родителями и другими преподавателями. При необходимости вносить необходимую корректировку.

Комплексное использование образовательных технологий – необходимое условие для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся, а также формирования творческого мышления. В результате повышается уровень их обучаемости  другим предметам, так как продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня развития интеллекта.

Результативность методической системы:

  • рост познавательного интереса учащихся к английскому языку;
  • положительная динамика роста уровня обученности по английскому языку;
  • рост мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • рост числа учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • рост числа учащихся, вовлеченных в выполнение творческих заданий;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством     образования обучающихся;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по английскому языку с высокими результатами; (призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, Международных конкурсов учебных проектов)
  • высокая оценка методической системы коллегами.

Распространение опыта, представление методической системы  проводилось через:

  • открытые уроки;
  • семинары учителей английского языка;
  • выступление на конференциях.
  • публикации.
  • конкурсы педагогического мастерства. 

Девизом моей работы я считаю высказывание Уильямса Артура Уорта «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет».

Литература.

Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. // Одарённый ребёнок, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Словообразование в английском языке» Гурова О.В. учитель английского языка МБОУ г. Владимира «Лицей №17»

Материалы предназначены для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ и школ углубленным изучением английского языка....

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

FROM THE TURKEY’S POINT OF VIEW A WebQuest on Thanksgiving Day: Traditions & New Vision Методическая разработка Павлюк Н.Н., учителя английского языка МБОУ г.Керчи РК «Школа-гимназия №2 им.В.Г.Короленко»

Вниманию коллег представляется авторская разработка веб-квеста на уроках английского языка в старшей школе на тему "From the Turkey\'s Point of View", посвященного проблемам, связанным с традиционным п...

Портфолио учителя английского языка МБОУ "Уметская СОШ" Майоровой Ольги Владимировны

Материал является ссылкой ,где по указанному адресу можно познакомиться с электронным порфолио учителя английского языка Майоровой О.В....

Выступление на заседании МО учителей английского языка МБОУ «Лицей 159» Инновационные методы коммуникативного общения на уроках английского языка

Инновационные методы коммуникативного общения на уроках английского языкаПрактика показывает, что потребности обучения иностранным языкам определяют приоритет тех или иных методов. На сегодняшний...

Из опыта педагогической деятельности Сафаровой Д.Р., учителя английского языка МБОУ СОШ с. Тербуны Тербунскогорайона Липецкой области, с позиции эффективного использования образовательной технологии театральной педагогики

В основе моей работы лежит принцип, который включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве, и который можно выразить словами В.А.Сухомлинского«В душе каждого ребенка есть невиди...