Главные вкладки

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году
    методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

    Пригорнева  Татьяна Николаевна

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoanaliz_prigornevoy_za_2017-2018_god.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоанализ

    профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2017-2018 учебном году

                    Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

                Свободная ориентация в современных психолого-педагогических концепциях обучения позволяет мне адаптировать программу для учащихся с учётом социального заказа общества, государственных общеобразовательных стандартов, целей школы.

    На практических занятиях  я часто сталкиваюсь с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.
    Каковы же причины
     этого? И как нахожу выход из этой проблемы?

     Можно много говорить о моём профессионализме, об отсутствии положительной познавательной мотивации  у учащихся, но не стоит забывать, что учение это, прежде всего, деятельность. А залог успешной деятельности это осознанность ее смысла.

    Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.

            В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке.  

          Преподавание осуществляю на основе педагогики сотрудничества,

    в условиях отношения партнёрства

               Основными орудиями у меня являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Я акцентирую внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение  с детьми.    

               Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на немецком языке.    

            Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексический материал, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. В таких случаях я объединяю ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и даю им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.            

               Я с успехом использую основные принципы обучения в сотрудничестве  Е.С.Полата:

    • Группы учащихся формирую  до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеется, состав группы  меняю от урока к уроку.
    • Группе даю одно задание, но при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях  могу дать рекомендации).
    • Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы (т.е. оценку ставлю одну на всю группу); оцениваю не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.

    К началу обучения иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей основную направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Поэтому, начиная обучение иностранному языку, я имею в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иностранного общения, но и культуре общения.

                 При взаимодействии  с учениками,  моя деятельность  представляет собой многообразие педагогических воздействий на них. На уроке создаю тёплую атмосферу доверия и творчества, уверенности детей в себе.

                    Во взаимодействии учителя и ученик особое значение придаю учёту психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Я опираюсь на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на немецком языке. Мотивацию у детей создаю за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае  опираюсь на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой..

            Стремясь создать атмосферу общения на занятии, я начинаю его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, я не становлюсь контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна.

            Знание нормативных документов, регламентирующих деятельность учебного процесса, мне хорошо позволяют преподавать свой предмет Умею работать по различным методикам и программам обучения иностранному языку.      В совершенстве знаю структуру, содержание и особенности УМК, что позволяет мне  адаптировать их к реальным условиям обучения.  

         Добиваясь желаемого результата, я в совершенстве владею механизмом урока, делаю их интересными, эмоциональными, эффективными. Создаю условия мотивационной обеспеченности урока. Сюда отношу доступность и посильность предлагаемых заданий на каждом этапе урока. Это достигается путём выстраивания упражнений строго поступательно.Считаю важным, чтобы содержание материала, используемого мною на уроке, было лично ориентировано.    На уроках использую проектную методику, которая даёт возможность развивать у учащихся творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Это изготовление коллажей, афиш, объявлений, написание интервью, демонстрация моделей, составление плана посещения различных мест. 

         Создать эмоциональную положительную атмосферу на уроке мне помогает литература страны изучаемого языка.

         Включаю в урок модные современные песни, ролевые игры, афоризмы, которые выполняют помимо практической, образовательной, воспитательной функции и мотивирующую. Мною изучена мотивация учения у учащихся 7 класса на начало и конец учебного года. Результаты представлены в диаграмме. Из данных диаграммы видно, что у детей повысилась внутренняя мотивация.

        Внутренняя

            Внешняя

       

         необходимо

    Т   не хотели

                Широко использую наглядные стимулы, не требующие и требующие технических средств: видеофильмы, проектор, компьютер.

                 Хорошее владение компьютером мне позволяет проводить многие уроки,  внеклассные занятия с использованием ИКТ.          

     Учитываю индивидуальный и дифференцированный принципы обучения. Индивидуализированные задания использую при выполнении подготовительных и речевых упражнений, в задании на дом, при обучении чтению. С этой целью разработала дополнительный раздаточный материал.           У меня сложилась система, которая позволяет сравнительно быстро научить читать всех учащихся. Она достаточно эффективна и при работе с учащимися последующих лет обучения, имеющие низкий уровень языковой подготовки, а также при обучении детей ранее изучавших другой язык.

                Меня, как учителя, не устраивает непоследовательность действия при том или ином виде речевой деятельности учащихся. Разработка мною памяток  пяти видов, в которых чётко зафиксировала работу алгоритмического характера, позволяют не только развивать учебные умения учащихся, но и помогают целенаправленно работать над расширением знаний и развивать навыки общения на немецком языке.

    - Памятка - алгоритм;

    - памятка - инструктаж;

    - памятка - совет;

    - памятка-показ;

    - памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности.

                    Продуманная система работы на уроке с учащимися, работа с УМК, применение занимательных игр позволяют мне систематически работать над повышением качества знаний, добиваться осмысленного освоения учебного материала, развитию познавательного интереса, позволяющего успешно продолжать некоторым учащимся изучать немецкий язык в лицее, ВУЗЕ.

       За 2017-2018 год получены следующие результаты при обучении немецкому языку:

    Параметры

    2017-2018 уч.год

    Качество         Успеваемость %

    48,9 %

    100%

                             

       Мои выпускники подтверждают  свои знания на ВПР .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка МБОУ: Рябичевская СОШ Волгодонского района Ростовской области....

    Самоанализ педагогической деятельности учителя немецкого языка

    Описание работы учителя немецкого языка, работающего в 5 - 11 классах....

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака Саратовской области Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка МБОУ-СОШ № 1 г. Аркадака  Саратовской области  Пригорневой Татьяны Николаевны в 2016-2017 учебном году...

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя английского языка

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя английского языка, а также классного руководителя....

    Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Беловой Тамары Николаевны

    Самоанализпедагогической деятельностиучителя русского языка и литературыБеловой Тамары Николаевны...