Самоанализ педагогической деятельности учителя немецкого языка
статья (немецкий язык, 5 класс) по теме

Боянгина Татьяна Павловна

Описание работы учителя немецкого языка, работающего в 5 - 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uchitelya_nemetskogo_yazyka.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

 учителя немецкого языка Боянгиной Татьяны Павловны

МБОУ «Межениновская СОШ» Томского района

Всё в жизни имеет начало и конец. Моя дорога в школу тоже имеет свое начало. Еще в детстве у меня была мечта: стать учителем.

Я понимала, что быть учителем непросто. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди. Но именно это и привлекало.

Моей мечте суждено было сбыться в 1995 году, когда я после окончания Томского Государственного Педагогического Института пришла работать в Межениновскую  школу.

Учитель стремится не только давать знания, но и должен интересоваться внутренним миром своих учеников, их эмоциями. Учитель может быть строгим и требовательным, но если ученик чувствует, что учитель интересуется его делами, хочет понять его, искренне помочь, то он поверит и сохранит уважение к нему. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, те, кто может стать примером.

Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Методическая тема, над которой работает наша школа «Применение здоровьесберегающих и информационных технологий в учебно - воспитательном процессе».  Над данной темой школа работает второй год. Регулярно проходят теоретические, обучающие педсоветы, организована работа по самообразованию учителей. Моя профессиональная деятельность согласуется с общей целью образовательного учреждения.

Цель моей педагогической деятельности - эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению и учёбе в вузах и других учебных заведениях. 

Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. Необходимо развивать самооценку и, как следствие – обеспечить свой личностный рост. Тема моего педагогического проекта «Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка».

Стараюсь, прежде всего, выявить среди учеников особенно одарённых, имеющих отличительные особенности, а именно: более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и активную, познавательную потребность. С такими учениками, испытывающими  радость от умственного труда, стараюсь заниматься  на более высоком уровне.  

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами также не остаются без моего внимания.  

Работаю по типовой программе для общеобразовательных учреждений МО и Н  РФ, главным учебным пособием для  5 – 9 классов по немецкому языку является УМК (авторы: И.Л.Бим, Л.В, Садомова; И.Л.Бим, Л.И.Рыжова),  для 10-11кл. УМК (авторы:  Г.И., Воронина,  И.В Карелина).

На изучение немецкого языка 5 – 11 классе по программе отводится по 3 часа в неделю. Количество часов по учебному плану соответствует программе.

В качестве методического обеспечения, наряду с имеющимися учебно-методическими пособиями, я использую собственные разработки. Так мною созданы тематические папки с заданиями для контроля, тестами, раздаточным материалом, папки с методическими рекомендациями, практикумы. Также разработаны рабочие программы по предметам, программа элективного курса.

     Учебно-методические пособия и материалы, использование ИКТ помогают реализации следующих задач:

  1. развивать и укреплять интерес к предмету;
  2. дать учащимся качественные знания;
  3. привить навыки самостоятельной работы.

Важные проблемы, которые удалось решить за период:

1. Повышение мотивации усвоения знаний.

2. Обучение немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучая детей иностранному языку, я заметила, что мотивация усвоения знаний является основой обучения. Для повышения мотивации  стараюсь создать на уроке благоприятный климат. Одним из условий создания такого климата является вера в достижение успеха.

Повышение мотивации учения.

Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Принципы работы:

1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Интернет — прекрасный источник, как для обучения учеников, так и для повышения квалификации самого учителя. И этот источник становится всё богаче. Он предоставляет нам неограниченные возможности для общения людей, поиска необходимой информации.

        В своей работе я использую компьютер в урочной и во внеурочной деятельности. Это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации  по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть сообщение по теме. С большим интересом учащиеся работают с программой Power Point, подготавливая презентации проведенных работ.         Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Здесь  самое главное -  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность вызывают огромный интерес у школьников.

  Оценивается уровень владения материалом, раскрытие темы, правильность построения фраз, произношение, качество оформления, культура преподнесения материала. Учащимся  приходится много трудиться. Работа в группе требует от каждого приложения больших усилий.  Вот мнение одной из моих учениц, Мисюковой Альбины: "Очень интересно работать в Интернете, самому выискивать информацию, учитывая, что ее не так уж и много о нашей деревне».

2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи. Для поддержания постоянного интереса учащихся к изучению иностранного языка стараюсь придерживаться принципа посильных заданий, стараюсь найти способ более доступно и наглядно объяснить трудности.

3. Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

4. Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

Одним из распространённых средств привития интереса к предмету, является игра. Игры снимают напряжение. Я использую различные виды домино: «Город», «Фрукты», «Одежда», лото «Глаголы», «Антонимы», карты «Фрукты». Подвижные игры «С мячом», с целью закрепления в памяти учащихся грамматических правил. (Напр. 3 основные формы глаголов, существительные с артиклями, игры с кубиком, на рёбрах которого написаны артикли (найти подходящее слово), местоимения (найти подходящую форму глагола (спряжение). В игры я стараюсь внести элемент соревнования (Напр. 2 команды учащихся, 2 стопки картинок с изображением животных.) По одному человеку от команды подбегают к своей стопочке картинок и пишут название животного. Чья команда быстрее напишет, та и победит. Затем  проверяем, насколько правильно ребята написали слова, анализируем ошибки.

Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы.

На мой взгляд, это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на немецком языке.

По внеклассной работе, в рамках декады иностранного языка  проводятся различные конкурсы (Например, конкурс на лучшую рождественскую поделку) выпускаются газеты, ребята оформляют рефераты, сочиняют сказки.  При разучивании песен я стараюсь добиться от учеников, чтобы они не только спели песню, но и поняли её содержание.

Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие творческих способностей учащихся, создание условий для самовыражения.

    Результатами  моей работы по повышению мотивации можно считать следующее:

  1. Дети научены делать сообщения на немецком языке;
  2. Умеют сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  3. Умеют выходить на диалог с учителем, одноклассниками;
  4. Умеют работать с учебником, словарями, справочниками;
  5. Учащиеся умеют использовать языковой материал для выражения речемыслительной деятельности, касающейся географии, политической системы, культурных и исторических традиций Германии.

На протяжении последних 3 лет прослеживается стабильно высокое качество успеваемости учащихся по немецкому языку. Успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний:

                2010-2011 учебный год – 47,6% (с начальными классами – 59,6%)

                2011-2012 учебный год – 45,5%

                2012-2013 учебный год – 45,5%

     

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению, что предполагает совместное обучение детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.

Совместное обучение – сложная проблема. В общеобразовательной школе дети с особенностями в развитии посещают уроки с обычными сверстниками, но в то же время, при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Следующая проблема:

Обучение немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Перед о мной возник вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для большинства таких детей характерны трудности в звуковом анализе, нарушен фонематический слух.

Работая с детьми с ОВЗ, я пришла к убеждению, что обучение иностранному языку необходимо.

Цель обучения:

Общее развитие ребёнка, развитие мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности, а не практическое овладение языком,

При организации обучения я стараюсь учитывать, что речь детей с проблемами в развитии и на родном языке ограничена бытовой тематикой, лексически небогата, грамматически часто неправильна. А так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребёнка, то освоить иноязычную речь он сможет только на уровне своего развития.

Задачи:

  1. Необходимо сократить количество лексических  единиц для запоминания и активного применения;
  2. Часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, то есть сделать учебный материал доступным и дать возможность ребёнку поверить в свой успех.
  3. Любой даже маленький шаг в изучении иностранного языка надо поощрять и не зацикливаться на исправлении ошибок.
  4. Избегать единообразия учебной деятельности для предупреждения утомляемости детей при планировании уроков.

Эффективным приёмом усвоения нового материала является визуализация (картинки, схемы, условные обозначения, компьютерные презентации).

Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки легко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда.

Чем слабее обучены ученики, тем больше для них должно быть опор в процессе обучения.

Часто у детей с ОВЗ хорошо развита двигательная память, следовательно, нужно стараться максимально использовать ситуации, требующие от детей каких-либо движений. Это может быть рисование, жестикуляция, подвижные игры. Так, например, игру в мяч можно успешно использовать при изучении и букв, и слов, и грамматики.

 Игровые технологии, как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ. Процесс обучения становится более успешным, если проводить его в игровой форме.

Использование театрализованных игр позволяет создать атмосферу творчества и психологического комфорта, обеспечивает необходимые условия.

Динамика образовательного роста

Класс

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

Алексей У.

3 класс

 не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(1 фраза)

Не знает буквы алфавита.

Пишет буквы

4 класс

не понимает указания, связанные с ведением урока

Отвечает на вопросы

(2 фразы)

Знает буквы алфавита. Читает с помощью.

Списывает предложения

5 класс

понимает указания, связанные с ведением урока

Повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Знает буквы алфавита. Читает с помощью.

Списывает текст.

Гоша С.

5 класс

 понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(3 фразы)

Читает с множеством ошибок

Списывает предложения

6 класс

 не понимает построенную на программном материале речь

Задаёт вопросы

(3 фразы), рассказ о себе (3 фразы)

Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях

Выполняет простые письменные упражнения

7 класс

понимает построенную на программном материале речь

повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Овладел орфографией слов, используемых в письменных упражнениях

Яна С.

5 класс

не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(3 фразы)

Читает с множеством ошибок

Списывает предложения

6 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Задаёт вопросы

(3 фразы), рассказ о себе (3 фразы)

Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях

Списывает предложения

7 класс

не понимает построенную на программном материале речь

повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Выполняет письменные упражнения

Слава Н.

6 класс

 не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(1 фраза)

Читает со множеством ошибок

Списывает предложения

7 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Рассказ о себе

(2 фразы)

Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях

Списывает предложения

8 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Списывает предложения

Лена У.

5 класс

не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(3 фразы)

Читает с множеством ошибок

не овладела орфографией слов

6 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Задаёт вопросы

(3 фразы), рассказ о себе (3 фразы)

Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях

Списывает предложения с ошибками

7 класс

не понимает построенную на программном материале речь

повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Списывает текст с ошибками

Таня С.

7 класс

 понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(3 фразы)

Читает с множеством ошибок

Списывает предложения

8 класс

 понимает построенную на программном материале речь

Рассказ о себе

(5 фраз)

Умеет читать вслух

Выполняет простые письменные упражнения

9 класс

понимает построенную на программном материале речь

повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Овладела орфографией слов, используемых в письменных упражнениях

Даша М.

5 класс

не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(3 фразы)

Читает с множеством ошибок

не овладела орфографией слов

6 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Задаёт вопросы

(3 фразы), рассказ о себе (3 фразы)

Читает медленно, с ошибками в буквосочетаниях

Списывает предложения с ошибками

7 класс

не понимает построенную на программном материале речь

повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Списывает текст с ошибками

Вова Д.

6 класс

 не понимает указания, связанные с ведением урока

Рассказ о себе

(1 фраза)

Читает со множеством ошибок

Списывает предложения

7 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Рассказ о себе

(2 фразы)

Читает с достаточным пониманием по словарю

Выполняет простые письменные упражнения

8 класс

не понимает построенную на программном материале речь

Повторяет вопросы о себе, пытается задать вопросы

Читает с достаточным пониманием по словарю

Овладел орфографией слов, используемых в письменных упражнениях

Интересно наблюдать, как изменяются дети с ограниченными возможностями здоровья. При всей внешней приниженности и осознании своего отличия, они реагируют на любой свой успех и благодарны учителю, который даёт им возможность самоутверждения.

  В перспективе вижу свою роль в повышении функциональной грамотности учащихся, росте уровня грамотности чтения учащихся.

Анализируя свою педагогическую деятельность, проведя анкетирование среди обучающихся 5-11 классов, я пришла к следующим выводам:

  1. Считаю, что веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к   изучаемому предмету.
  2. Владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.

Перспективы в работе:

  1. Формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в творческих условиях.
  2. Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу.
  3. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания немецкого языка.
  4. Создать условия учащимся для дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Качество условий деятельности.

В нашей школе, насколько это возможно по объективным причинам,  созданы условия  для более эффективной деятельности учителей и учащихся: есть необходимая мебель, кабинет, технические средства (компьютер, телевизор).

        Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Здесь  самое главное -  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность вызывают огромный интерес у школьников.

Развиваю в учениках коммуникабельность, используя работу в группах, парах. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Кроме того, на  занятиях формируются не только предметные умения:  познавательные  и исследовательские, но и личностные: толерантное сознание и поведение, готовность участвовать в коллективном обсуждении проблем. Мои ребята принимают активное участие во всех предметных олимпиадах, творческих конкурсах, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по языку.

 Для улучшения эффективности своей работы с учащимися стараюсь использовать опыт других учителей, стараюсь посещать семинары, открытые уроки.

На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

      Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса, в самых разных его аспектах. Будь то урок или внеклассное мероприятие использование ИКТ а образовательном процессе ускоряет передачу знаний, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, ИКТ открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения.

Использую различные источники: медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы, интернет-порталы и сообщества педагогов, где размещаются разработки уроков, статьи, работы обучающихся и др.

http://festival.1september.ru/, www.proshkolu.ru,  www.pedsovet.ru, www.openclass.ru, сеть творческих учителей http://www.it-n.ru.  Имеется персональный сайт учителя немецкого языка во всероссийской  социальной сети работников образования  nsportal.ru/tatyana-boyangina.

Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, игровой среды. Это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации  по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть сообщение по теме. С большим интересом учащиеся работают с программой Power Point, подготавливая презентации проведенных работ.

Использование информационно – коммуникативных технологий в обучении, в законе РФ «Об образовании» обозначено как одна из важнейших целей обучения и воспитания. На смену традиционной школе приходит образовательное учреждение нового типа – вариативное, открытое, устраняющее «одинаковость» образование – это с одной стороны большая трудность, с другой перспектива для дальнейшего профессионального развития.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
       Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Каким же должен быть урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения? Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).

Свидетельства утомления: 

  1. шум в классе; 
  2. нетерпеливое ёрзанье в ожидании звонка; 
  3. изменение почерка; 
  4. динамизм телодвижений (кривлянье); 
  5. жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;
  6. отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, иногда агрессия; 

 В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, гимнастику для глаз. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным.

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Guten Tag! Guten Tag! 
Hallo! Wie geht´s? 
Danke, prima, gut. 
Tschüs! Auf Wiedersehen!

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями. Очень важно также спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися. Недопустима задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

  На уроке я стараюсь импровизировать, создаю нестандартный подход к различным видам деятельности, тем самым вызываю познавательный интерес у учеников. Мне очень важно, с каким настроением они уйдут с урока, что расскажут родителям. Всегда оцениваю каждый свой урок – отличный, хороший, плохой, средний.

Учитель не должен бояться говорить ребенку, что у него на уроке все получается, и часто произносить «молодец», «умница», даже тогда, когда успехи ученика невелики. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе и это побуждает интерес к знаниям.

Это мои принципы, это мое жизненное кредо, которое помогает мне в работе. Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников – любопытные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня.

Это счастье быть учителем; быть нужным!