Самоанализ педагогической деятельности учителя иностранного языка
статья по теме

Иванова Анжела Александровна

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

  Мое педагогическое кредо я могу определить так: Я в ответе за тех, кого обучаю. Главная цель моей деятельности: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая. Постоянно учиться самой у своих учеников, не утрачивая стремление к знанию, и воспитывать в своих учениках это высокое стремление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ivanova_a.a.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

учителя иностранного языка

Ивановой Анжелы Александровны

Образование -  высшее.

Стаж-21 год.

Я  работаю учителем немецкого языка 21 год, являясь одновременно с 1998 года по настоящее время заместителем директора школы по УВР. Работаю во 2-9 классах по программе И.Л.Бим, Л.И. Рыжовой  «Deutsch. Die ersten Schritte».

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

  Мое педагогическое кредо я могу определить так: Я в ответе за тех, кого обучаю. Главная цель моей деятельности: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая. Постоянно учиться самой у своих учеников, не утрачивая стремление к знанию, и воспитывать в своих учениках это высокое стремление.

Я считаю, что основным показателем успеваемости учащихся является осознание значимости изучения немецкого языка, высокий интерес к предмету. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками.

Одной из главных задач обучения немецкому языку считаю формирование коммуникативной компетенции учащихся. Учитель должен побудить детей к общению, высказыванию своего мнения на иностранном языке, преодолеть языковой барьер. Для этого содержание учебных тем и диалогов должно быть интересным и актуальным для учащихся. Содержание тем УМК «Deutsch Schritte», автор И. Л. Бим соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка. Применение современных компьютерных технологий  во многом оказывает большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся. В ходе работы над той или иной темой учащиеся могут выполнить творческую работу в виде коллажа, проекта, книги и т. д., вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быт как коллективный проект (например, «Meine Sommerferien», 6 класс), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания, например, презентации «Города Германии», «Музеи Германии», «Подготовка к путешествию», «Моя семья», «Мой дом», «Моя комната», «Любимое занятие», «Мое расписание уроков».

Владение теоретическими знаниями, накопленными современной методической наукой, позволяет мне вести преподавание на различных уровнях, предусмотренных УМК «Deutsch. Die ersten Schritte» для начальной школы, «Deutsch. Schritte» для классов среднего звена, разработанные И. Л. Бим и ее соавторами, включая все его компоненты: книги для учителя, учебники, рабочие тетради и аудиокассеты.

Информация о новых педагогических технологиях, актуальных концепциях преподавания, современных методах и приемах, содержащаяся, прежде всего, в журнале «Иностранные языки в школе», помогает мне применять их на уроках, творчески переработав в соответствии с задачами каждого конкретного курса обучения и уровнем подготовленности учащихся. В своей работе я применяю различный дидактический и методический инструментарий, используя элементы современных психолого-педагогических концепций обучения (игровые технологии, метод проектов, разноуровневое обучение).

При выполнении практических заданий довольно часто я сталкиваюсь с низкой активностью на уроке, с отсутствием культуры аккуратного и корректного выполнения домашнего задания.  Каковы же причины этого и как нахожу выход из этой проблемы? Наверное, это связано с тем, что слабоуспевающие ученики не всегда успевают за сильными, что ведет к снижению интереса, потере мотивации. Чтобы не допустить такой ситуации применяю дифференцированный подход. Если даже ученик запомнил два-три слова, фразы с урока, это уже результат, и заслуживает высокой оценки, что поможет ему чувствовать себя более уверенно, комфортно в классе, повысит самооценку.

   При организации тренировки в употреблении знакомой лексики, в умении применять изученные грамматические явления работа организуется в режиме Учитель - Хорошо успевающий ученик – Учитель – Слабо успевающий ученик. Последний, прежде чем произнести, например, подлежащие изучению образцы, выражения, слова, слушает их три-четыре раза. Это помогает ему запомнить языковой материал, правильно употребить его или ответить на вопрос.

Для развития речи учащихся и умения воспринимать услышанное на иностранном языке часто заслушиваются высказывания отдельных учащихся или диалоги. И в этих случаях я прежде  предлагаю также слушать учеников с высоким уровнем обученности, а слабо успевающих учеников в числе последних. Предварительно все ученики получают задание внимательно слушать сообщения своих соучеников, с тем, чтобы затем их оценить.

Известно, что при работе всего класса над одним упражнением, одни учащиеся справляются быстрее, другие – медленнее. В этом случае, выполнившим задание раньше, я даю дополнительные упражнения (карточки, перфокарты) или задания, носящие творческий характер. Такие задания готовятся заранее. Таким образом,  задания носят дифференцированный характер, так же, как и домашнее задание. Предположим, что они должны подготовить пересказ текста. Слабо успевающие ученики должны передать его кратко, употребить при этом изучаемую на данный момент лексику. Хорошо успевающим ученикам предполагается определить основную идею текста, охарактеризовать героев.

Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю  удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учеников с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью, умением постоянно поддерживать внимание на уроке. Такие ученики являются помощниками учителя во  время проведения урока и во внеклассной работе.

При проведении урока или мероприятия всегда поддерживаю атмосферу доброжелательности, уважения, открытости, доверия, что вызывает у учеников ответные эмоции, в результате чего урок проходит доброжелательно, эмоционально, учащиеся, не боясь допустить лексическую или грамматическую ошибку, открыто, без стеснения высказывают свое мнение, строят монологическое или диалогическое высказывание.

 По окончании каждого урока ученики знакомятся с оценкам за урок, иногда  сами себя оценивают, при этом анализируют проделанную работу на уроке.

 Одной из главных своих задач считаю способствовать воспитанию не только социально-активной личности, но и здоровой, как нравственно, так и физически. Так как в школе обучаются дети  с разными группами здоровья, то  подход к проведению урока должен быть особым. Для этого систематически использую на уроках физминутки на немецком языке, что в первую очередь дает возможность ученику отдохнуть и в тоже время изучить, закрепить новые слова и выражения.

С 2008 учебного года мною стал применяться метод проектов. Он позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни. Большим плюсом проектного метода является то, что каждый ученик, не зависимо от его успеваемости, может проявить себя в ходе подготовки и представления проекта.

Большие возможности для получения дополнительных знаний по методике преподавания, инновациям в сфере образования дает Интернет. С его помощью можно не только  ознакомиться с опытом работы других учителей немецкого языка, пополнить копилку методических материалов, более обширно работать с темой по самообразованию, но и сотрудничать со многими образовательными сайтами, публикуя на страницах сайта свои разработки, презентации, рабочие программы по предметам или воспитательной деятельности,   или,  просто общаться с педагогами из других городов, регионов.

Значительное место в моей профессиональной деятельности занимают информационно-коммуникационные технологии, что обусловлено настоятельным требованием современного мира, ведь последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Использование компьютера и мультимедийных средств наряду с традиционным светотехническим и звукотехническим оборудованием помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения с учетом особенностей и уровня знаний обучающихся.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю необходимым нацелить свою дальнейшую педагогическую деятельность на выполнение нескольких основных задач:

  • подбор такого режима и конкретного содержания обучения, которые учитывали бы «зону ближайшего развития» учащихся, обеспечивали высокий уровень мотивации их учебно-коммуникативной деятельности, снимали напряжение, зажатость, боязнь ошибки, тем самым не только расширяя кругозор (так называемый образовательный аспект обучения), но и развивая интеллект и присущие каждому ребенку задатки и способности, пока еще скрытые, может быть, даже от него самого (так называемый «дальний круг развития»);
  • активизация работы с одаренными учащимися, расширение их мотивационной сферы и практической области применения их знаний, умений и навыков (участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня);
  • совершенствование умений и навыков работы с учащимися младших классов, освоение технологий преподавания иностранного языка в начальной школе;
  • повышение качества преподавания иностранного языка на основе внедрения новых информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка МБОУ: Рябичевская СОШ Волгодонского района Ростовской области....

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

Самоанализ педагогической деятельности учителя немецкого языка

Описание работы учителя немецкого языка, работающего в 5 - 11 классах....

самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

Тема, над которой я работаю "Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка при обучении аудированию."...

Самоанализ педагогической деятельности учителя иностранного языка

Муниципального общеобразовательного учреждения«Джерокаевская средняя общеобразовательная школа №3»аула Джерокай Шовгеновского района Республики Адыгея Нагоевой Л.Р.Я, Нагоева Лариса ...