Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка
материал на тему

Петрова Татьяна Владимировна

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надеюсь, что и мой труд окажется полезным для тех, кто готовится к аттестации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_petrovoy_t.v..docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Самоанализ педагогической деятельности

учителя английского языка

I квалификационной категории

Петровой Татьяны Владимировны

Личностно ориентированный подход

в обучении английскому языку

г. Усть-Илимск 2011 год

Содержание

  1. Цели и задачи педагогической деятельности……………………………3
  2.  Проблемы, которые удалось решить…………………………………….4
  3.  Роль учителя в реализации программы развития школы………………5
  4. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.7
  5. Уровень познавательного интереса обучающихся…………………….12
  6. Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями…………………………14
  7. Динамика успеваемости обучаемых…………………………………….17
  8. Взаимодействие с родителями…………………………………………..18
  9. Методы оценки деятельности учащихся……….……………………….19
  10. Психологическая атмосфера …………………………………………… 22
  11. Взаимоотношения с коллегами………………………………………….23
  12. Повышение уровня профессионального мастерства…………………..24
  13. Трудности в профессиональной деятельности…………………………27


  1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи

1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.

2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)

3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом.

4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Основная цель изучения иностранных языков в школе  - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре

страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

  1. Проблемы, которые удалось решить.

Начав свой педагогический путь в 2002 году, столкнулась с такой проблемой как несоответствие учебника английского языка требованиям образовательного стандарта, данный учебник был неинтересен детям, так как, во-первых, его содержание касалось только информации связанной с США и Австралией, во-вторых, структура учебника была выстроена по непонятным для учащихся принципам, т.е. им сложно было отследить, где начинается следующий урок, и где кончается предыдущий.

Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами,  является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной и эпистемической функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические, страноведческие, художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др.

Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения иностранному языку  является выбор УМК, с  учетом содержания обучения.

Изучение содержания предлагаемых рынком учебников, сопоставительный анализ востребованных сегодня УМК по английскому языку, позволили методическому объединению учителей иностранного языка нашей школы остановить свой выбор на УМК К.Кауфман и М.Кауфман “Happy English. ru”. Данный УМК очень четко структурирован: один параграф соответствует одному уроку, включены задания для повторения пройденного материала,  выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям учащихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на три занятия в неделю, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем. Опыт работы с данным УМК по формированию у учащихся социокультурной компетенции был представлен мною на  X  региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» 22 апреля 2011 года. Тезисы доклада опубликованы в сборнике материалов Х региональной научно-практической конференции.

  1. Роль учителя в реализации программы развития школы.

Изменение потребностей общества в функциональной и структурной трансформации школы стало одним из условий формирования направлений модернизации Российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Ключевыми становятся такие ориентиры как «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях и качество жизни не как отсроченная ценность, а как результат социальной успешности. Социальная успешность зависит от образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации и, конечно же, от качества деятельности образовательного учреждения.  И в этих условиях повышается социальная ответственность школы, возрастает ее роль в создании условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.

Результатом вышеуказанных изменений стала разработка программы развития школы «Социальное воспитание как ресурс оптимизации образовательного процесса» на 2006-2011 гг., одним из авторов которой являюсь я.   

В рамках реализации программы развития  в 2007 году вместе с заместителем директора по научно-методической работе представляла школу в Салоне педагогических идей, организованном Стефановской Т.А. (Иркутский ИПКРО) в г.Саянске: стендовый доклад «Социальные проекты как средство интеграции учащихся в образовательную среду».

В 2007-2008 учебном году принимала непосредственное участие в подготовке материалов и мероприятий к участию школы в образовательном форуме «Образование Приангарья-2008» (февраль 2008 г.). Была проведена колоссальная работа: подготовлены материалы альбомов обобщающего характера по всем основным направлениям деятельности школы (45 -брошюр), снят фильм «Детство – пора взросления». Главным достижением школы и моим личным достижением этого года стала победа в конкурсе среди образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, на денежное поощрение в размере 1 миллион рублей (в общем рейтинге – 37 место среди 60 ОУ).

В июне 2008 года представила основные положения программы развития школы «Социальное воспитание как ресурс оптимизации образовательного процесса» на Межрегиональной научно – практической конференции «Национально-региональные аспекты реформирования Российской образовательной системы». Тезисы доклада опубликованы в сборнике материалов данной конференции.

Согласно программе развития школы в основаниях разработки условий для формирования и развития ключевых компетенций лежат следующие принципы: принцип открытости образовательной среды, принцип свободы выбора, принцип гуманизации, принцип педагогической поддержки, принцип природосообразности, принцип непрерывности образования, принцип вариативности, принцип сочетания инновационности и стабильности, принцип демократичности уклада школы социального воспитания. Данные принципы перекликаются с принципами личностно ориентированного подхода, который, учитывая запросы общества и времени, считаю более приемлемым в своей педагогической деятельности.

  1. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

   На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей  которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Несколько лет назад предпринимала попытки выстроить урок английского языка согласно технологии педагогических мастерских, но получилось, что не все можно реализовать на практике, только определенные приемы («Индуктор», например). Пришла к выводу, что данная технология более подходит к подготовке внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные технологии.

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями» и др. Еще работая по учебникам Т.Клементьевой, мы с девятиклассниками готовили большой проект «Известные люди Америки»: ребята при помощи пакета программ Microsoft Office  (Power Point, Publisher  и др.) создавали презентации, придумывали буклеты, чтобы разрекламировать свой продукт. В итоге получился сборник презентаций об известных людях Америки, который в дальнейшем использовался на уроках.

       Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.  

 Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и  усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет  совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

В старших классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов, выверение грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.

Как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы. С моей точки зрения, их можно представить в таком виде:

Плюсы и минусы игровых технологий:

Плюсы

Минусы

  1. повышение мотивации к изучению предмета,
  2. проявление самостоятельности учащихся,
  3. формирование ответственности;
  4. развитие творческих способностей;
  5. учащиеся активно включаются в учебную деятельность и не просто запоминают и воспроизводят знания, а ещё умеют применять их на практике;
  6. практическая значимость сочетается с созданием прочной языковой базы, служит развитию творческих умений и способностей учащихся;
  7. хороший способ закрепления.
  1. сложности в оценке учащихся (порой даже четко проработанные критерии не помогают);
  2. некоторые учащиеся отсиживаются (при работе в группах, например);
  3. непредсказуемость хода игры (можно продумать все до мелочей, но дети есть дети, поэтому все может пойти по другому сценарию) – хотя… может это и плюс;
  4.  подготовительный этап занимает много времени;
  5. не всегда можно уложиться во временные рамки;
  6. не для любого материала.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

   На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

  1. Уровень познавательного интереса обучающихся.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить  формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, театральных постановках на языке, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.

Мои ученицы Плотникова Лиза, Калачева Виктория, Погодаева Катерина в течение трех лет принимали участие в заседаниях городской «Лингвистической школы». В 2005 году Плотникова Лиза стала обладательницей диплома II степени на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее, Юниор!», в ноябре 2006 – на областной конференции заняла VII место. В 2006 году учащиеся 8б класса Погодаева Катя и Дорошенко Настя принимали участие во всероссийской дистанционной обучающей олимпиаде по английскому языку посредством Internet на тему «Праздники». Награждены дипломом участников олимпиады. Среди городских команд, принимавших в данном мероприятии участие, наша команда заняла 1 место. Моя роль, помимо оказания языковой поддержки команде, заключалась в том, чтобы оказывать и техническую помощь. Организаторами олимпиады ЦТИ «Snail» мне была выражена благодарность «За высококвалифицированную помощь и поддержку команды ID 084 в ходе ДООАЯ –

 2006» (Приложение №4).   В 2008 году ученицы 8Б класса Черемных Екатерина и Блинкова Валерия принимали участие в сетевом проекте по английскому языку, организованным МОУ «СОШ №11» (участие принимали школьники из разных городов России) - «Праздники» и получили сертификаты участников.

В 2008-2009г.г. пятеро моих учащихся приняли участие в международном конкурсе по английскому языку «British Bulldog». Ученица 11б класса Дорошенко Настя по результатам этого конкурса заняла I место среди учащихся нашей школы.

Особая гордость – учащиеся, которые выбрали факультеты иностранных языков для дальнейшего обучения: в 2007 году двое моих выпускников  - Калежнюк Виктория и Брюховецкий Сергей, которых я обучала с седьмого по одиннадцатый класс, поступили на факультет английского языка в Усть - Илимский филиал иркутского государственного педагогического университета, бюджет. В 2009 году две ученицы - Дорошенко Настя и Сидорчук Света поступили по результатам ЕГЭ в Иркутский государственный лингвистический университет на факультеты гуманитарно – педагогический и романских языков, соответственно (бюджет). В этом же году еще одна моя ученица – Плотникова Лиза, поступив в Иркутский государственный политехнический университет, в качестве второй специальности выбрала специальность переводчика. Этих девочек я обучала с пятого класса по одиннадцатый.

Со многими своими выпускниками поддерживаю отношения посредством социальных сетей www.odnoklassniki.ru, www.vkontakte.ru.  

  1. Удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями.

Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения.

С удовольствием и готовностью помочь откликаюсь на возникающие образовательные потребности учащихся, например ученицы 10 б класса выразили желание изучать немецкий язык в качестве второго иностранного языка. В свободное от работы и учебы время дала несколько уроков немецкого языка, на которых познакомила учащихся с основными его положениями, правилами чтения, грамматическими правилами на базовом уровне. Ежегодно веду факультативные занятия, элективные курсы «Английский на все случаи» и «Давайте делать интервью!»

Уделяю особое внимание оформлению кабинета английского языка. Наличие сменных стендов «Готовимся к экзаменам», «Сегодня на уроке»,  с базовыми  грамматическими формами, аудио - визуальные средства обучения  повышают продуктивность работы учителя и ученика, положительно влияют на мотивацию учащихся к изучению английского языка, на развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.

Еще в 2005 году мною был разработан проект опытно-экспериментальной работы «Тьторское сопровождение в развитии личности учащихся», который был непосредственно направлен на выстраивание принципиально новой системы взаимодействия между школой, учащимися и родителями. В рамках данного проекта были определены задачи участников:

  1. школа обеспечивает психолого-педагогические условия реализации потенциала ребенка;
  2.  учитель обеспечивает поступление информации  тьютору об учебной, внешкольной, проектной деятельности ребенка; оптимизирует  учебную деятельность;
  3. тьютор осуществляет сбор информации об образовательной деятельности ребенка; проводит  аналитическую обработку полученных данных, которая позволяет проследить динамику развития учащегося или ее отсутствие; своевременно реагирует на выявляющиеся проблемные моменты; оказывает поддержку ребенку в его продвижении, работает вместе с ребенком на достижение положительной динамики; корректирует образовательный процесс вместе с учащимся и учителями; осуществляет взаимосвязь между школой и родителями.
  4. ученик осваивает технологии выстраивания образовательной  деятельности.
  5. родитель дает запрос в проект (ожидания, пожелания, заказ); знакомится с информацией, предоставленной тьютором; своевременно реагирует на нее.

Мною были организованы и проведены общие собрания одаренных учащихся 8х-11х классов для выработки дальнейшей стратегии по выстраиванию системы работы с одаренными детьми; определены группы учащихся для подготовки к городским олимпиадам по предметам, определены преподаватели для проведения занятий по подготовке к городским олимпиадам в образовавшихся группах. Данная группа учащихся на протяжении всего учебного года принимала участие в школьных и городских, региональных олимпиадах, конференциях, мероприятиях.

Далее были проведены собрания родителей и детей (9е классы) на тему «Одаренные дети – как помочь им удержать позиции, повысить мотивацию, поддержать», на которые был приглашен и психолог школы.

Беседа с родителями и детьми была выстроена на основе технологии «педагогические мастерские». Учащиеся и их родители сами давали определения одаренности, выстраивали путь дальнейшего развития и образования (учащиеся  - свои, родители - детей). Итогом собрания стало единодушное решение, что такие встречи необходимы и детям, и родителям, а также понимание и готовность всех сторон оказывать необходимую поддержку и помощь детям.

Были также приглашены родители тех детей, которые обладают рядом положительных человеческих качеств, определенными талантами и могли бы учиться лучше, но никак не проявляют себя. Родители были ознакомлены с  основными положениями программы опытно-экспериментальной работы «Тьюторское сопровождение в развитии личности учащихся» и предложена анкета. Полученные результаты проанализированы и сведены в единые проблемные карты учащихся, на основе которых предполагалось выстраивание дальнейших действий по устранению обозначенных проблем.

В дальнейшем проект получил несколько иное развитие. Методической службой была организована работа с педагогами по вовлечению их в тьюторское сопровождение учащихся («трудных» подростков, одаренных детей), выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Классные руководители оформили индивидуальные карты  личностного роста учащихся, помогали учащимся совместно с родителями решать выявленные проблемы. Учителя-исследователи отслеживают процесс развития социальной и информационно-коммуникативной компетентности учащихся через организацию самоуправления, социальной практики, проектной деятельности, комплексно-целевые программы «Лидер», «Непрерывное экономическое образование», «Экологическое образование», детские общественные объединения (Школа выживания «Эгида», школа Дикой природы).

  1. Динамика успеваемости обучаемых.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

  1. Взаимодействие с родителями.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы обратилась к классным руководителям с просьбой пригласить родителей учащихся ко мне на беседу. Во время разговора с родителями постаралась объяснить нашу проблему, рассказала и показала структуру УМК (Happy English.ru для 5 класса, К.Кауфман, М.Кауфман), провела мини-урок английского языка, с целью показать родителям принципы моей работы, ход и структуру урока. Подробно объяснила, как готовить домашнее задание, пригласила посетить уроки. С теми родителями, кто не смог подойти в назначенное время встречалась в индивидуальном порядке. После этих встреч в пятых классах наметилась тенденция к улучшению.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!», а также перед родительскими собраниями на отдельных листочках описываю успехи и трудности каждого ребенка, особенно на начальном этапе изучения данного предмета, передаю их родителям через классного руководителя, либо сама.    

  1. Методы оценки деятельности учащихся.

В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего.Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая,, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, рзвивающая. В своей деятельности использую следующие виды контроля:

  1. Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Также он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.

На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.

  1. Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
  2. Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
  3. Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются  интеллектуальные умения и навыки.

Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.

Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Вид контроля

Формы контроля

предварительный

Тестирование – а) индивидуальное, б) письменное; собеседование – а) индивидуальное и фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

периодический

Опрос (индивидуальный, комбинированный, взаимный), контрольные работы, тестирование

итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

10. Психологическая атмосфера  

 Во всех классах, в которых я работаю (10 классов с 5го по 11й) сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо - эмоционального состояния ребят на момент урока.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, фасилитатор (человек, создающий условия для учения), консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;

в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываю коррекцию до конца задания;

д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;

е) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;

ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка.

  1. Взаимоотношения с коллегами.

Залогом успешной, творческой, интересной работы, по моему мнению, является дружный, сплоченный коллектив, стремящийся к единым целям, готовый к изменениям. Относительно своих коллег могу сказать, что мне повезло работать именно с такими людьми, которые всегда поддержат, помогут советом. По своему характеру я человек открытый, доброжелательный, искренний, априори относящийся хорошо к людям. С некоторыми из коллег поддерживаю дружеские отношения, со всеми остальными - ровные, хорошие. Всегда откликаюсь на просьбы о помощи в чем-либо, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе (9 лет) не было.

12. Повышение уровня профессионального мастерства.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период прошла следующие  курсы повышения квалификации, большая часть которых была пройдена по собственной инициативе:

Уч. год

Формы повышения квалификации, КПК  пробл., целев., семин. и т.д.  

Проблематика

Форма

Где

Удостоверение (№, дата)

2011г.

«Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»

Курсы повышения квалификации

Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.М.В. Ломоносова

(документ в пути)

2011г

  «Менеджмент организации»,

Курсы повышения квалификации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы», г. Новосибирск (Школа кадрового резерва Управления образования г. Усть-Илимска);

Свидетельство

№587, 144 часа

07.06.

2011г

«Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и его реализация в УМК   ‘Forward’ М.В.Вербицкой»

Семинар

ИПКРО, г.Иркутск

Сертификат участника семинара

26-27.04.

2011г

 «Как мы можем раскрыть свой лидерский потенциал и разработать стратегии личностного роста: вопросы и возможности»,)

Семинар по Технологии Открытое пространство

в рамках Школы кадрового резерва Управления Образования  

(написана итоговая работа + отличный отзыв М.В.Тясто

2011г

 «Повышение профессиональной компетенции учителя ИЯ. Применение ИКТ на уроках иностранного языка»

Курсы повышения квалификации

ИПКРО, г.Иркутск

№5734, 72часа

2009г.

«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»,

Курсы повышения квалификации

Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им.М.В. Ломоносова

№309149-1004,

72 часа

2007г

«Язык как картина мира»

Курсы повышения квалификации

филиал ИГПУ в г.Усть-Илимске

№651,

72 часа

2006г

 «Эффективное участие в образовательных выставках»,

Центр непрерывного бизнес-образования», г. Новосибирск;

Сертификат

(копии документов представлены в Приложении №7)

Несмотря на то, что в период с января 2009 года по сентябрь 2011 года находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до трех лет, систематически повышала уровень свой квалификации по интересующей меня проблематике.

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.38edu.ru ,  www.iro3 8.ru, www.school.edu.ru, www.ipkro-38.ru , www.eidos.ru , www.edu.ru , www.fipi.ru, www.ust-ilimsk.ru ; зарегистрированным пользователем интернет-порталов www.englishteachers.ru, www.it-n.ru , www.metodisty.ru, www.1september.ru, www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru, являюсь членом Всероссийского педагогического клуба «Первое сентября».  Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык», газету «Первое сентября».  

Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В период с 2007 по 2009 г.г. дала три открытых урока : «День святого Валентина», урок для учащихся городской школы юного лингвиста, «Повелительные предложения», 5а класс, урок – соревнование (школьный уровень), «Построение общего вопроса с глаголом do», 3а, б классы, урок – игра «Покупка животных для зоопарка» (городской семинар «Развитие информационной компетенции у младших школьников», представлен видеофрагмент урока). Принимала непосредственное участие в организации и проведении круглого стола «Страны, города, люди»  в рамках проведения городского мероприятия на базе нашей школы - «День Земли».

С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, конкурсы.

В связи с вступлением в силу ФГОС второго поколения для начальной школы, во время обучения на курсах ИПКРО с января по апрель 2011 года заинтересовалась предложением пилотирования УМК «FORWARD» по английскому языку для 2  класса. Учебник - совместный с Лонгман, полностью соответствует стандартам 2 поколения. Автор учебника Вербицкая Мария  Валерьевна. - председатель ЕГЭ. Данная инициатива была одобрена администрацией школы, оформлена заявка. Как результат – наша школа вошла в число пяти школ по Иркутской области, которым предоставлена такая возможность. В июне 2011 приняла участие в семинаре «Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и его реализация в УМК   ‘Forward’ М.В.Вербицкой» на базе ИПКРО. С сентября 2011 года во 2б классе я и моя коллега начинаем апробацию нового учебника с последующим анализом плюсов и минусов.

Важным шагом в моей педагогической деятельности считаю поручение мне в  2007 году возглавить Школу молодого специалиста. На заседаниях ШМС, которые проводились один раз в месяц, рассматривались  вопросы теории и педагогической практики («Самоанализ урока», «Основы педагогического мастерства», «Как на самом деле любить детей», «Как учителю подготовить и провести эксперимент»), выступали опытные педагоги и психологи («Учим детей учиться», «Психологическая коррекция агрессивного поведения подростка», «Изучение эмоционального состояния учащихся и педагогов», «Правила техники эффективного общения»). Большое внимание уделяла проблемам формирования корпоративной культуры, организации экспериментальной деятельности, тьюторской поддержки учащихся, проектированию современного урока.

 У каждого молодого учителя есть наставник, деятельность которого также определена договорной основой. В течение года вопросы о работе молодых учителей выносятся на заседания методсовета, совещания при директоре.

  Использовала разнообразные формы работы с молодыми учителями: групповые занятия, индивидуальные консультации учителей-наставников; посещение уроков с последующим анализом.           

Для отслеживания изменений в профессионально-личностном развитии молодых учителей была разработана Карта учета уровня сформированности профессионально-значимых качеств. Оценку развития по выделенным параметрам проводили руководители МО, администрация и сам учитель. Сводная карта развития профессионально-значимых качеств служила основой для осуществления дифференцированного подхода к обучению учителей.

Считаю, что проводимая работа давала возможность молодым учителям почувствовать свою значимость и предъявлять результаты своего труда широкой общественности.

  1. Трудности в профессиональной деятельности

С момента введения ЕГЭ столкнулась с проблемой нехватки материалов для подготовки выпускников к данному экзамену, неотработанной процедурой ведения подготовки к нему. Данная форма тестового контроля требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена. Для решения данной проблемы стараюсь изучать новинки литературы, пользуюсь Internet, в 2009 году по собственной инициативе в Педагогическом университете «Первое сентября» прошла курсовую подготовку  «Система подготовки учащихся по английскому языку», Е.Е. Клековкиной». Разработала памятки для учащихся по каждому из разделов экзамена, вместе с коллегами МО разработали программу краткосрочных подготовительных курсов к  ЕГЭ по английскому языку.

 Большую проблему также составляет недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета иностранного языка – он просто не соответствует требованиям времени и современных учащихся (для более качественного обучения и поддержания стабильного интереса к предмету необходим современный оборудованный лингафонный кабинет).

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

Самоанализ педагогической деятельности учителя немецкого языка

Описание работы учителя немецкого языка, работающего в 5 - 11 классах....

самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

Тема, над которой я работаю "Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка при обучении аудированию."...

Самоанализ педагогической деятельности учителя иностранного языка

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использовани...

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка Слепцовой В.А.за 2012-2017 года

Представляю вашему вниманию анализ моей педагогической деятельности за период с 2012 по 2017 г....

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка....