Мониторинги личностных ууд
материал

Смирнова Елена Евгеньевна

Мониторинг личностных результатов проводится по плану внутришкольного контроля, включающего психологические и педагогические методики и стандартизированное наблюдение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

(опросник Казанцевой Г.Н.)

(средний школьный возраст)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Цель – изучение общего уровня самооценки на старте для планирования работы на уроках, на выходе для анализа проведенной работы.

Методика построена в форме традиционного опросника.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Учебный год

Класс

Количество

обучающихся

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

2018-2019

8

11

Низкая самооценка - 4 36%                                                                средняя самооценка - 5   45%            

высокая самооценка  - 2 18%

Низкая самооценка - 2  18%                                                             средняя самооценка- 6   55%            

высокая самооценка – 3 27%

2018-2019

7

11

Низкая самооценка - 5     45%                                                             средняя самооценка - 4 36%            

высокая самооценка  - 2 18%

Низкая самооценка - 2     18%                                                             средняя самооценка - 5    45%        

  высокая самооценка  - 4 36%

2018-2019

6

6

Низкая самооценка - 2     33%                                                             средняя самооценка - 2     33%

 высокая самооценка  - 2  33%

Низкая самооценка - 0                                                                  средняя самооценка - 3     50%        

  высокая самооценка  - 3 50%

Методика Н.Г. Лускановой

Цель мониторинга: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет

Мониторинг осуществлялся на протяжении 2018/2019, 2019/2020, 2020/2021 учебных годов учителем русского языка и литературы с использованием методики оценки школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой).

Объект мониторинга: обучающиеся 8 класса (2018/2019  учебный год), 9 класса (2019/2020  учебный год), 9 класса (2020/2021 учебный год). Мониторингом охвачено человек 8 - 11 уч.,  9 - 10 уч., 9 – 10 уч.

Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – выше среднего (хорошая школьная мотивация).

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – средний (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами).

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – допустимый (низкая школьная мотивация).

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Личностные результаты обучающихся

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

2018-2019

8

11

Высокий  - 2 (18%)

Выше среднего -2 (18%)

Средний  - 2(18%)

Допустимый  - 5 (45%)

Негативное

отношение к школе – 2 (18%)

Высокий  - 4 (36%)

Выше среднего –3(27%)

Средний  - 3 (27%)

Допустимый  - 4 (19%)

Негативное

отношение к школе -0

2019-2020

9

10

Высокий  - 4 (40%)

Выше среднего -2 (20%)

Средний  - 1 (10%)

Допустимый  - 2(20%)

Негативное

отношение к школе – 1(10%)

Высокий  - 4 (19%)

Выше среднего – 3(30%)

Средний  - 2(20%)

Допустимый  - 1 (10%)

Негативное

отношение к школе – 0

2020 -2021 9          10                                 Высокий  - 3 (30%)              Высокий- 4(40%)

                                                                    Выше среднего -2 (20%)     Выше среднего- 3(30%)

                                                                    Средний  - 1(10%)               Средний- 2 (20%)

                                                                    Допустимый  - 2(20%)        Допустимый – 1(10%)

                                                                     Негативное                           Негативное

                                                                   отношение к школе – 2        отношение к школе – 0

ГОТОВНОСТЬ ПОРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 (методика В.Б. Успенского)

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.

ХОД ОПРОСА.

Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выяснить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

  1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы
  3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья
  5. Вы выбираете место работы(учебы) потому, что оно недалеко от дома
  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии
  9. Не важно, кем работать, важно как работать
  10. Вы думаете. Что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу)
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение с первого раза, Вы будете пытаться еще раз
  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу»

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

  1.    1    3    6      7      8     11     12      16     17     19     20     22      23
  2.     2     4      5      9     10      13     15     18    21      24

      Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале: 0-6 баллов – неготовность; 7-12 баллов – низкая готовность; 13-18 баллов – средняя готовность; 19-24 балла – высокая готовность.

2019-2020

9

10

В -2 чел.– 20 %

С – 5 чел.-50 %

Н -3 чел. –30 %

В -3чел.– 30 %

С - 7 чел.-70 %

Н  –0

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных
классов в средние
Анкета
Дата___________ Ф.И._______________________Класс ___________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери
для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по
отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений

                                     1          2       3     4

         а)                         2          3       5     5

         б)                         3          3       3     2

         в)                         4          0       3     3

         г)                         4          4       3     3

         д)                         3          1       3     3

         е)                         3          3        0    3

        ж)                         3           5       0    4

         з)                          0          3       4     0

         и)                         0           —    —    0

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

  1. — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

В результате получились следующие результаты

2020-2021

10

5

Оч.в – 0

Высок. -1

Норм.- 1

Сн.уров.-2

Низ-1

Оч.в – 1

Высок. -2

Норм.- 2

Сн.уров.-0

Низ-0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

Мониторинг личностного развития воспитанника

Данный материал - это выступление педагога о том что такое мониторинг и для чего он требуется в системе дополнительного образования.Цель: Создание условий в ОУ для организации эффективного контроля ре...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы ...

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

Мониторинг личностного развития школьника в процессе освоения дополнительной образовательной программы. Направление  «Развитие творческих  способностей»...

Методические рекомендации "Диагностика и мониторинг личностного развития ребёнка в УДОД"

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести мониторинг личностного развития обучающихся по ряду предлагаемых методик....

Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»

Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...

Мониторинг личностных достижений

Мониторинг личностных достижений...