Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»
учебно-методический материал по психологии на тему

Тарасенко Ольга Николаевна

Актуальность темы.

Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.

Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций для педагогов и родителей.

Список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_04.04.2013.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»

Развитие личности ребенка, на наш взгляд, является конечной целью деятельности любого образовательного учреждения.

Направить стремления и усилия педагогов не только на обучение воспитанника предметной деятельностью, но и на развитие личностных качеств ребенка, желание вырастить своего выпускника, обращая внимание на его индивидуальные особенности и свои педагогические представления о правильном формировании личности воспитанника – цель деятельности педагога - психолога Дворца творчества детей и молодежи, как организатора  процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждения дополнительного образования.

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский» складывалась в течение нескольких лет, путем проб и ошибок, приходилось от  чего-то отказываться, искать новое, отталкиваясь от требований администрации, запроса родителей, заинтересованности педагогов и, конечно, от современных воспитанников.

У нас во Дворце действует методический отдел, в состав которого входит педагог-психолог и методист по мониторингу личностного развития воспитанников, которые совместно с педагогами осуществляют психолого-педагогическое сопровождение.

Система психолого-педагогического сопровождения реализуется по нескольким направлениям деятельности:

  1. Мониторинг личностного развития воспитанников детских объединений.

Процесс мониторинга может осуществляться самостоятельно педагогическим коллективом того или иного объединения или под руководством педагога-психолога.

В каждом коллективе существует «Информационная карта мониторинга образовательной деятельности», включающая разделы: мониторинг образовательной деятельности воспитанников, мониторинг коллективной творческой деятельности, мониторинг личностного развития воспитанников и мониторинг методического обеспечения образовательного процесса.

Пример раздела «Информационной карты»:

Мониторинг личностного развития воспитанников

Направление /

учебный год

Положительная динамика в числовом  или % показателе

Исследование психологических свойств и состояний личности

Изучение межличностных отношений

Изучение воображения и креативности

Определение уровня развития познавательных процессов (память, мышление, внимание)

Рекомендации к заполнению данного раздела:

  1. Выбрать приоритетное направление (несколько направлений) психолого-педагогической  диагностики воспитанников коллектива:
  2. Провести диагностические методики и зафиксировать результаты каждого воспитанника в начале и конце учебного года. Проанализировать динамику (положительную или отрицательную) личностного развития воспитанников.

№п/п

Фамилия, Имя

Название методики

Результат

__________учебный год

Динамика

+ положительная

-отрицательная

Начало года

Конец года

Итого:

+

-


  1. Оформить сводную таблицу «Мониторинг личностного развития воспитанников» - посчитать положительную динамику:

1 вариант – в процентах по формуле:

 

2 вариант – в числовом показателе по формуле:

Числовой показатель = кол-во воспитанников с положительной динамикой – кол-во с отрицательной динамикой

2. Индивидуальная диагностика и развивающие занятия, индивидуальные консультации.

Данное направление осуществляется по запросу родителей, педагогов и результатам первичной коллективной диагностики воспитанников и состоит из:

  • Проведения диагностики личностных особенностей ребенка (проблемы в общении, агрессивность, тревожность, страх, развитие эмоциональной сферы ребенка).
  • Определения трудностей в обучении (развитие внимания, памяти, решение логических задач, ответы у доски).
  • Составления рекомендаций для родителей на основе психолого-педагогической диагностики ребенка.
  • Проведения индивидуальных занятий с ребенком, направленных на предупреждение и преодоление трудностей в обучении, во взаимодействии с окружающими людьми.

В зависимости от выявленной психолого-педагогической проблемы развития ребенка определяется стратегия взаимодействия психолога с педагогом и родителями, разрабатывается план индивидуальных развивающих занятий с воспитанником.

3. Система семинаров, консультаций, практикумов, лекций для педагогов Дворца и округа.

В течение года организуются различные тематические встречи, направленные на повышение психолого-педагогической  квалификации педагогических работников образовательных учреждений и внедрение в практику деятельности учреждения дополнительного образования научных исследований, передового педагогического опыта.

Примеры тем и краткого содержания лекций и семинаров – практикумов, проводимых во Дворце творчества:

  • Лекция «Вопросы возрастной психологии»
  • Авторские периодизации развития.
  • Сводная таблица периодизации развития личности ребенка.

Период

Младенческий

Ранний детский

Дошкольный

Школьный

Ведущая деятельность

Эмоциональное общение

Предметная деятельность

Игра

Учебная деятельность, Общение

Э. Берн/ Литвак

Ты +/-

Я +/-

Они +/-

Труд +/-

Э. Эриксон

Доверие против закрытости

Автономность против зависимости

Инициатива против чувства вины

Трудолюбие против чувства неполноценности

  • Особенности развития личности воспитанников от дошкольного до старшего школьного возраста (Личностные особенности, кризисы, умственное развитие, эмоциональное развитие, особенности межличностного взаимодействия, общения).
  • Семинар – практикум «Психолого-педагогическая диагностика личностного развития воспитанников».
  • Теоретическая часть.

Спектр диагностических методик.

Педагогическое наблюдение.

Способы и этапы проведения диагностики.

  • Практическая часть.

Проведение проективной методики «Рисунок человека».

Проведение Цветового теста Люшера по методики Л.А. Ясюковой.

Пример анализа результатов Социометрии.

  • Семинар – практикум «Образовательная Кинесиология и гимнастика мозга».
  • Теоретическая часть.

О системе «Образовательной Кинесиологии».

Программа «Гимнастика Мозга».

  • Практическая часть.

Выполнение упражнений: «Перекрестные шаги», «Кнопки мозга», «Ленивые восьмерки», «Вращение шеей», «Позитивные точки», «Массаж ушей», «Энергезатор».

  • Семинар - практикум «Подготовка воспитанников к совместной деятельности. Тренинг групповой сплоченности».
  • Раскрытие понятий «совместная деятельность», «детский коллектив», «групповая сплоченность».
  • Образное описание стадий развития коллектива по А.Н. Лутошкину.
  • Выполнение упражнений тренинга:

«Приветствия»

«Знакомство»

«Комплимент»

«Построимся»

«Поднимите руки»

«Пишущая машинка»

«Гусеница»

«Рисунок на стекле»

«Наша группа – это…»

«Оцени группу цветом, символом…»

«Прекрасный сад»

Коллаж «Дружба»

  • Семинар - практикум «Способы предупреждения и преодоления стресса».
  • Теоретическая часть.

Расскытие понятий «Юстресс (эустресс)» – «дистресс»

Стадии стресса.

Тактики поведения

Способы профилактики

  • Практическая часть.

Выполнение упражнений:

«Надуваем шарики», «Место покоя», «Упражнения с глубоким дыханием», «Расслабление мышц рук», «Расслабление мышц лица», «Упражнения на изменение нереалистичных убеждений», «Волшебные точки», «Отпишитесь» от своих забот».

Список литературы.

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002-С.10  ISBN 5 – 305 -00 58 -0 Тираж 15 000 экз.)
  2. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 . Общие основы психологии.-С.382  ISBN 5 – 691 -00112 -4 Тираж 200 000экз.
  3. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001- С.536  ISBN   5-9268-0043-9
    Тираж: 5000 экз.
  4. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001-С.235 ISBN   5-9268-0043-9
    Тираж: 5000 экз.
  5. Родионов В.А. Cтресс-менеджмент или приемы профилактики и преодоления стресса.-М.: Педагогический университет Первое сентября, 2011
  6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – издание 2-е.- Спб: Иматон, 2007. – С.106. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.42, 118. 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.
  7. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (часть 2): методическое руководство / Л.А. Ясюкова.- издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Иматон, 2007. – С.45, 106 ISBN 5 – 7822 -0040 -5 Тираж 500экз.
  8. http://www.twirpx.com/file/308048/
  9. http://fitnessbrain.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya-razvitie-mozga/neyrogimnastika-uprazhneniya-dlya-mozga
  10. http://do.gendocs.ru/docs/index-191968.html
  11. http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html
  12. http://www.svblog.ru/consult/KK-4/5/

2011, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

Семинар для педагогов – хореографов «Дворца творчества детей и молодежи» г.Воркуты

Семинар содержит информацию по изучению игрового стретчинга...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

В Саранске пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

В Кызыле пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...