Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы
статья по теме

 

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Подовинновская СОШ

Учитель: Глазырина С.Н.             23  августа 2012 г.

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

В связи с модернизацией образования в России, с внедрением новых ФГОС (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов) педагогические работники Образовательных Учреждений нуждаются в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. Решение основных задач общего образования и его научно-методического обеспечения в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников. При этом особое внимание уделяется способам подготовки кадров в реализации ФГОС. Вместе с тем следует отметить, что работа в школе по повышению квалификации педагогов носит в большей степени педагогический, методический характер.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит методическому совету школы. Долгое время  руководителем методического совета  Подовинновской средней школы была учитель математики Булаева Ольга Николаевна. Последние два года  председателем методического Совета школы являюсь я,  Глазырина С.Н.

 Методсовет – это совещательный и коллегиальный орган, который организует, направляет работу учителей, создаёт условия для развития их творчества.

Цель работы методического совета школы — организация работы, направленной на повышение методического уровня каждого учителя, отработку и совершенствование механизмов распространения педагогического опыта, повышение квалификации педагогов; педагогическое сопровождение учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогическая поддержка в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

В школе работают 6  методических объединений учителей:

 - МО учителей математики и информатики – руководитель Созыкина Л.В.;

 - МО учителей биологии, географии, физики и химии – руководитель Таблер Е.В.;

 - МО учителей технологии, черчения, ОБЖ и физической культуры – руководитель Гасс Г.В.;

 - МО учителей русского языка и литературы, истории, обществознания, МХК и  иностранного языка – руководитель Смородина О.П.;

 - МО учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства – руководитель Ковельман Е.А.

 - МО классных руководителей – руководитель Савинова Л.А.

Имеющиеся ресурсы:

Общее количество педагогических работников (вместе с филиалами) – 32 человека

Средний возраст учителей- 48 лет

Средний возраст администраторов – 49 лет

 

Качественные характеристики педагогических кадров  

Всего

(чел.)

%  к общему числу

Количество педагогических работников с высшим образованием

25

79

Количество педагогических работников, аттестованных на высшую квалификационную категорию

10

32

Количество педагогических работников, аттестованных на первую квалификационную категорию

12

38

Количество педагогических работников, аттестованных на вторую квалификационную категорию

4

13

      В школе работает 1 молодой специалист, имеющий стаж работы от года до трех лет. Два учителя обучаются в ВУЗах. Один педагог  является обладателем Гранта Президента и четыре учителя обладателями гранта  Губернатора Челябинской области.

Система методической работы в школе постоянно развивается через применение новых форм и методов работы с педагогами. Педагоги школы посещают методические и обучающие семинары.  Ярким событием в школе в 2011-2012 учебном году стало проведение школьного  тура конкурса профессионального мастерства « Учитель года-2012». В конкурсе приняло участие семь педагогов. Учителя в рамках конкурса давали открытые уроки, делились своим опытом работы по теме самообразования. Участниками конкурса  было проведено семь мастер-классов. Победитель школьного конкурса « Учитель года» Онищук Н.Д. принял участие в районном конкурсе и занял в нем призовое третье место.

  В 2009-2010 и в 2010-2011 учебных годах участниками районного конкурса профессионального мастерства « Учитель года» в номинации « Дебют» являлись учителя школы Сухнева Ксения Юрьевна, учитель начальных классов( второе место) и Кривогузова Анастасия Валерьевна учитель химии и биологии ( четвёртое место).

 Педагоги школы не ограничиваются только школьным или муниципальным уровнями участия в конкурсах профессионального мастерства. В 2011-2012 учебном году шесть  учителей школы  Юмадилова Н.В., Глазырина С.Н., Смородина О.П., Бараболя И.В., Твардовская Н.И. и Таракина Н.Н. приняли участие во Всероссийском интернет-конкурсе  педагогического творчества.

 А учитель математики Глазырина С.Н. приняла участие во Всероссийском конкурсе « Мой лучший урок» в городе Москве, где заняла первое место и была награждена  медалью   «За заслуги в образовании». Там же в Москве ею были пройдены предметные курсы в объёме 72 часов.

    В течение пяти лет в школе работает НОУ. Учителя вместе с учениками готовят проекты, ведут большую научно-исследовательскую работу. Ежегодно члены НОУ школы являются победителями и призерами районной научно-исследовательской конференции школьников. Два года подряд ученики Подовинновской средней школы занимают призовые места на областной студенческой научно-практической конференции « От студенческого творчества к научному исследованию». В 2010-2011 учебном году -  два первых места (руководители проектов Юмадилова Н.В. и Глазырина С.Н.), а в 2011-2012 учебном году  - первое место ( руководитель проекта Глазырина С.Н.) и второе место ( руководитель проекта Смородина О.П.).

Вашему вниманию представлена таблица с результативностью участия учеников школы в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях за последние 2 года. Вы видите, что количество участников различных конкурсов, смотров, олимпиад, соревнований, как и количество победителей всех уровней растет.

В таблице указаны в том числе конкурсы «Медвежонок», «Кенгуру», « КИТ»; олимпиады по основам наук УРФО и другие предметные олимпиады, спортивные соревнования, научно - исследовательские работы школьников, соревнования по лего-конструированию и т.д

Здесь не указаны результаты ещё одной последней общероссийской предметной олимпиады по математике, участниками которой были 4 ученика из 4 класса (учитель Ковельман Е.А) и 10 учеников 6 класса (учитель Глазырина С.Н.). Трое учащихся вошли в десятку лучших ( из почти четырнадцати тысяч участников) и получили именные дипломы за призовые места во всероссийской предметной олимпиаде. Остальные участники этой олимпиады заняли от 12 до 30 места. Это тоже хороший результат для такого количества участников.

Повышение квалификации работников школы является важным фактором, обеспечивающим повышение качества образования учащихся. На конец  2011-2012 учебного года 84 % педагогов нашей  школы прошли курсовую подготовку по повышению уровня предметной компетенции, ознакомлению с основными тенденциями развития образования в целом, повышения уровня владения информационно-коммуникативными технологиями обучения учащихся. Я представлю вам небольшую таблицу, в которой видно, что наши педагоги стремятся идти в ногу со временем.

Анализ состояния методической работы школы, курсовой переподготовки учителей выявляют  необходимость новых организационных решений повышения квалификации  и развития кадрового потенциала педагогов школы.

Для обеспечения эффективной системы повышения квалификации педагогов перспективным направлением является использование дистанционного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Так за последний год дистанционные курсы прошли пять учителей Подовинновской школы. Таракина Н.Н. учитель информатики получила сразу несколько сертификатов и дипломов по дистанционным курсам. Три педагога школы: Юмадилова Н.В., Смородина О.П. и Бараболя И.В. прошли курсы экспертов ГИА, а учитель технологии Кузьменко В.С. дистанционные курсы по Легоконструированию и робототехнике. Новый подход к переподготовке кадров способствует более быстрому обращению теоретических знаний в умения и навыки, что обеспечивает высокий уровень компетентности и профессионального мастерства.

Наиболее  эффективными формами повышения квалификации педагогов с моей точки зрения являются: проблемные краткосрочные курсы, семинары, педагогические мастерские, участие в работе временных проблемных  творческих групп. В Подовинновской средней школе была организована работа следующих инициативных творческих групп: временные творческие группы по подготовке к педсоветам, школьному конкурсу « Учитель года»,  по здоровьесбережению, по внедрению ФГОС НОО и ООО (начального и основного общего образования) ,  ИКТ-технологиям, , по разработке программы    « Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской школе», и другие. Опыт работы в команде находит применение при подготовке  и проведении школьных и районных творческих конкурсов, таких как        « Талантов нам учительских не счесть, учитель будет, был и есть!», где школьная агитбригада уже два года подряд занимает первое место, туристический слет учителей и др.

            Организация обучения учителей работе в условиях внедрения новых ФГОС планируется через индивидуальные программы повышения квалификации педагогов, где большая роль отводится самообразованию, дистанционному профконсультированию  у специалистов данного направления через ВУЗы, другие учебные заведения, ЧИППКРО, с  применением информационно-коммуникационных технологий. Это должно стать ведущим направлением повышения квалификации педагогов.

    Для внедрения ФГОС  необходимо развитие материально-технической базы школы. Если учесть несоответствие оборудования в кабинетах новым современным требованиям, неудовлетворённость педагогов оснащением современной техникой, при  переходе на новые ФГОС,  то становится очевидным необходимость принятия новых организационных и управленческих решений, направленных на развитие существующих отношений в новых условиях.

Основными проблемами при внедрении новых ФГОС являются:

- недостаточная мотивация учителей к повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

 - отсутствие чёткой  системы контроля за правильным внедрением новых стандартов;

 - слабым местом остаётся комплексное методическое обеспечение внедрения новых ФГОС.

Так как профессионализм педагога в преподаваемой дисциплине, является одним из важных критериев эффективности подготовки выпускника. Но не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по новым технологиям. Только два учителя нашей школы прошли курсы по ФГОС в полном объёме, а учителя начальных классов прослушали лишь курс лекций. Существующие до сего времени методы оценки деятельности педагога, не охватывают вопросов, связанных с объективной оценкой его труда по реализации стандарта образования. В условиях введения новых ФГОС необходима качественная переподготовка педагогов по каждому предмету.

Механизмы, действующие в школе сегодня, не решают этой проблемы в полном объёме. Единственной системой способной подготовить учителя к введению новых ФГОС является система повышения квалификации, профессиональной переподготовки в силу присущих ей качеств: гибкость к изменениям, ориентации на существующий спрос и индивидуализацию обучения, ориентацию на последние достижения в науке и технике; использование эффективных методов, технологий и средств обучения. Поэтому в августе этого года в нашей школе  был принят проект программы «Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников»

Цель: обеспечение современного образовательного процесса квалифицированными кадрами и развитие механизмов, способствующих росту профессионального потенциала образовательной системы школы.

Основные задачи:

- совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников школы;

- повышение престижа педагогической профессии;

- социально-правовая защита педагогических кадров.

      Для того, чтобы педагогический коллектив был готов к восприятию всех инноваций, которые появляются в учебно-воспитательном процессе в новых социально-педагогических условиях, необходимо: переориентация профессионального сознания и мышления учителя на новые нестереотипные модели педагогической деятельности; вооружение современными профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для реализации требований федерального и регионального компонентов стандартов общего образования, прогрессивными педагогическими технологиями; социокультурное развитие личности педагога; освоение практических способов и методов определения развитости и сторон личности учащихся, выявление и прогнозирование самого процесса его развития.

 В заключении мне хотелось бы поздравить всех вас с началом нового учебного года, пожелать вам отличного здоровья, хороших учеников и достойной  зарплаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

Деятельность методической службы школы как условие повышения квалификации педагогических работников

В данной работе раскрыты вопросы назначения методической службы школы как условие профессионального определения педагогов школы. Работа снабжена приложениями, имеющими рекомендательный характер....

Система работы методической службы МАОУ "Гимназия №1" по повышению квалификации педагогических работников

Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной профессиональной деятельнос...

Семинар «Система консультирования воспитанников и родителей, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг личностного развития воспитанников Дворца творчества детей и молодежи»

Актуальность темы.Направления системы психолого-педагогического сопровождения во дворце творчества.Особенности системы индивидуальной диагностики, развивающих занятий, системы семинаров и консультаций...

Система повышения квалификации педагогических работников

Описано одно из направлений деятельности гимназии - повышение профессиональной компетенции педагогов.Перечислены предпосылки для повышения квалификации сотрудников гимназии, указаны основания для выбо...