Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)
методическая разработка по теме

Смирнова Галина Борисовна

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации  педагогу дополнительного образования

по разработке и анализу учебного занятия

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Педагоги, творчески подходящие к разработке учебных занятий с учетом достижений педагогики, психологии, передового опыта, обеспечивают высокий уровень преподавания по своему направлению деятельности.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса, но в системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Учебное занятие является логической единицей, частью темы, курса, предмета, поэтому всегда важно осознавать, какое место он занимает в системе учебной программы, каковы его дидактические цели.

Педагогу следует научиться четко, организовывать учебное занятие, чтобы ни одна минута не пропадала даром, чтобы было предусмотрено все, что возможно. Важно, чтобы педагог не подходил к этому формально, а установил, сколько времени потребует опрос, объяснение, как экономно провести закрепление, как использовать технические средства обучения, наглядные пособия.

В целом учебное занятие любого типа можно представить как последовательность следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового. Рассмотрим их подробнее:

1 этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка образовательных , воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельности, активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3 этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4 этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний; выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера, формирование целостного представления знаний по теме и т.п.

5 этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция.

Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.

6 этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. На каждом занятии должно иметь место повторение, закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами. Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Этапы учебного занятия могут быть в различной комбинации.

Анализ учебного занятия

Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия.

Цель анализа учебного занятия -  оценка работы педагога с позиций соответствия его работы достижениям современной педагогики и психологии, принципам дополнительного образования, а также для определения дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства.

При анализе учебного занятия необходимо учитывать индивидуальность педагога, особенности его личности. Нельзя навязывать общие, одинаковые рекомендации и методики: что годится для одного, не приемлемо для другого. Рекомендации по улучшению проведения занятия должны опираться на достижения педагога, его сильные стороны, а недостатки надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как и над чем нужно работать. Важно пробудить педагога к самостоятельности работе, поощрять отношение к разработке занятий.

Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия

  1. Какова тема и цель занятия? Степень достижения целей занятия?
  1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
  2. Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?
  3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
  4. Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?
  5. Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?
  6. Удалось ли правильно определись формы и приема контроля, какова его эффективность?
  7. Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся?
  8. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на занятии с позиции целевой установки?
  9. Какова на самом деле  степень достижения целей данного занятия и почему?
  10. Ваши дальнейшие действия.

Схема анализа учебного занятия

  1. Цель посещения учебного занятия.
  2. Общие сведения:
  1. дать краткую характеристику учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
  2. оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
  1. Тема учебного занятия:
  1. место в учебном курсе;
  2. степень сложности вообще и для данной группы.
  1. Обосновать постановку цели учебного занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспект. Информирует ли педагог детей о цели и задачах занятия? Как он это делает?
  2. Содержание учебного занятия:
  1. соответствует ли содержание программе;
  2. соответствует ли содержание занятия его цели;
  3. проведена ли дидактическая обработка содержания;
  4. как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;
  5. способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;
  6. как связан учебный материал с современностью;
  7. формированию каких знаний и умений способствует материал.
  1. Тип учебного занятия:
  1. какой тип занятия избран, его целесообразность с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия;
  2. место занятия в учебном курсе;
  3. как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
  1. Структура учебного занятия:
  1. каковы этапы учебного занятия;
  2. их последовательность;
  3. выделить главный этап и дать его характеристику;
  4. соответствует ли данная структура типу занятия;
  5. как подводятся итоги;
  6. как обеспечивалась целостность и завершенность занятия.
  1. Методы и приемы обучения:
  1. соответствуют ли применяемые методы цели занятия;
  2. в какой мере они обеспечивали развитие познавательной активности детей;
  3. соответствуют ли методы и приемы возрастным особенностям детей;
  4. способы индивидуализации и дифференциации заданий;
  5. методика оценки знаний и умений учащихся;
  6. какова эффективность используемых методов.
  1. Система работы педагога:
  1. авторитет педагога;
  2. умение владеть группой и организовывать работу детей;
  3. управление группой; определение объема учебного материала;
  4. отношение к отдельным учащимся, чет индивидуальных особенностей;
  5. наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
  6. внешний вид;
  7. стиль, такт и тон поведения педагога на занятии (эмоциональность, мимика, жесты, характер общения и др.);
  8. роль педагога в создании микроклимата на занятии.
  1.  Система работы учащихся:
  1. как развивается наблюдательность, логическое мышление, творческие способности учащихся;
  2. заинтересованность, дисциплинированность;
  3. как осуществляется мотивация учения в течение всего занятия;
  4. организованность, активность;
  5. отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
  1.  Общие результаты учебного занятия:
  1. выполнение запланированного объема;
  2. мера реализации цели занятия;
  3. объем и качество знаний и умений детей;
  4. общая оценка результатов и эффективности занятия;
  5. воспитательное, образовательное, развивающее значение занятия;
  6. рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
  1.  Выводы и предложения:
  1. что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов;
  2. указания педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

Данная схема ориентировочная, применять ее следует полностью или частично в зависимости от целей посещения учебного занятия.

Самоанализ  учебного занятия

Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, но и в первую очередь учебное занятие как основную ее форму.

Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.

Первое, что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.

При самоанализе педагог дает:

  1. краткую характеристику проведенного занятия;
  2. оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
  3. характеристику объема содержания учебного материала;
  4. оценку качества усвоения детьми учебного материала;
  5. характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования;
  6. оценку активности учащихся;
  7. самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).

Педагогу необходимо соотнести поставленные цели перед занятием с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи.

Необходимо ответить на вопросы:

  1. Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?
  2. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
  3. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
  4. Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
  5. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?
  6. Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
  7. Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?
  8. Как контролировалась работа детей? Весь ли труд учеников был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
  9. Какова психологическая атмосфера занятия?
  10. Изменилось ли Ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в плюсы, что в минусы?

В заключении педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает общие меры по совершенствованию своего материала.

Но главное в самоанализе заключается в том, что педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям педагога.

Анализ учебного занятия должен начинаться самоанализом педагога и заканчивается самооценкой, т.е. конкретными требованиями педагога к самому себе.

______________________

Составлено на кафедре ВиСЛ на основе материалов Буйловой Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

Деятельность методической службы школы как условие повышения квалификации педагогических работников

В данной работе раскрыты вопросы назначения методической службы школы как условие профессионального определения педагогов школы. Работа снабжена приложениями, имеющими рекомендательный характер....

Современные формы и методы повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения

Выступление на педсовете учителя Сердюка А.В.ГБ ОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа №14 имени И.С. ПьянзинаВ приложении файл pdf т.к сайт больше 3мб не берет :(((...

Индивидуальный план повышения квалификации педагогического работника

Тема самообразования: развитие связной речи на уроках татарского языка и литературы в условиях ФГОС.Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к...

Индивидуальный план повышения квалификации педагогического работника

Документ содержит Перспективный индивидуальный план работы профессионального развития (по повышению квалификации) педагогического работника МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района...


 

Комментарии

Смирнова Галина Борисовна

Материал курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования