Публикация
статья

Педагогические технологии, обеспечивающие социализацию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аянот Е.В.   учитель русского языка и литературы МБОУ «УИОП №2»

Педагогические технологии, обеспечивающие      социализацию   школьников

                                  «Безделье за партой – это развращает,  

       морально   калечит человека,

и ничто не может возместить того,

что упущено в главной сфере – в сфере мысли».  

В. Сухомлинский

        Поэтому технология критического мышления – один из видов интеллектуальной деятельности человека, когда новая информация накладывается на жизненный опыт. На уроках литературы это особенно необходимо.

Приём Чтение с остановками предполагает выявление проблематики эпизода. В речи Тараса Бульбы о товариществе  ребятам многое непонятно. Я предлагаю ребятам сесть с товарищем рядом и вместе выработать Правила общения. Можно написать письма друг другу и объяснить значение дружбы и товарищества, подсказать, на чем должны строиться взаимоотношения подростков в нынешнее время. В седьмом классе это актуально.

 «Поучение В.Мономаха» помогает шестиклассникам осмыслить идею завещания русского князя. После широкого обсуждения «Поучения…» закономерно домашнее задание – Составить Поучение для своего младшего брата или сестры. Оно заставит ребят прочувствовать все  тонкости письма В.Мономаха и  выбрать некоторые советы русского князя, при этом связать советы с современностью.  Но самое главное – задуматься над тем, что истинные человеческие ценности незыблемы и  сохраняются веками.

На уроке внеклассного чтения в девятом классе по рассказу С.Геласимова «Нежный возраст» останавливаемся на тех страницах дневника главного героя, где он неоднократно говорит о желании взять автомат и перестрелять всех в школе. Ребята должны осмыслить  причины его агрессии. Анализируя внутреннее состояние подростка, сделать вывод, что в нашей жизни есть люди, которые могут помочь  увидеть прекрасное и отвести от страшной черты молодых людей. Надо только понять, что самое важное в жизни.

Стадия осмысления особенно необходима на вводных уроках по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Поэтому неторопливо, останавливаясь на деталях, читаем первые главы. Они тяжёлые, кровавые, но современные читатели не так остро воспринимают их.  Вопрос: Станет ли Раскольников Наполеоном? – должен заставить задуматься старшеклассников. Перечитываем эпизод, когда Раскольников прячет окровавленный топор и все улики, делаем паузы, обращаемся к деталям и, конечно, анализируем  внутреннюю борьбу с самим собой, психологическое состояние героя. Бедный студент ещё не понимает, что его теория уже провалилась, а сам  он никакой не Наполеон. Хотя  это   понимание придёт позже.

На стадии рефлексии подведение итогов важно, но ещё важнее связь  с современностью.  

 - Страдают ли этой болезнью наши современники?

 - Как остановить молодых людей, которые врываются с автоматами в школы, в ВУЗы и безжалостно стреляют в своих сверстников?

- Что отличает их от Раскольникова?

Отслеживая ход рассуждений, ребята должны осознать, что Раскольников, помимо всего, хотел помочь бедным, а современными «мстителями» движет злоба, мелкая месть и желание получить лайки.   Но это не всё. Нужно найти решение: Какие идеи могут остановить современных «Наполеонов»?  Как найти себя в жизни? Это должен понять каждый для себя. На эти вопросы ребята будут искать ответы, размышляя наедине…  

29.11 2021

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...