ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
статья

Вахрамова Юлия Насимовна

Что мы подразумеваем, говоря о духовно-нравственном воспитании современного ребенка? Скорость и информационная загруженность современного бытия, казалось бы, не оставляет времени на философские размышления, созерцание прекрасного мира, окружающего нас. Да и так ли уже прекрасен этот мир? Экологические катастрофы, войны и откровенный разврат. На лицах подростков татуировки «Жизнь – боль…», социальные сети «кипят» от негатива, все чаще СМИ выдают информацию о детях, суицидально оборвавших свою жизнь. Нет ни времени, ни желания, ни потребности заглянуть в свою душу. Потеряны духовно-нравственные ориентиры, стерты моральные нормы, еле заметны границы добра и зла. Так где та «точка отсчета» с которой начинается душевное «голодание»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_duhovnosti_sovremennyh_shkolnikov_1.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок в современном мире. Христианское воспитание ребенка в современном мире.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Вахрамова Ю.Н.

МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2

Что мы подразумеваем, говоря о духовно-нравственном воспитании современного ребенка? Скорость и информационная загруженность современного бытия, казалось бы, не оставляет времени на философские размышления, созерцание прекрасного мира, окружающего нас. Да и так ли уже прекрасен этот мир? Экологические катастрофы, войны и откровенный разврат. На лицах подростков татуировки «Жизнь – боль…», социальные сети «кипят» от негатива, все чаще СМИ выдают информацию о детях, суицидально оборвавших свою жизнь. Нет ни времени, ни желания, ни потребности заглянуть в свою душу. Потеряны духовно-нравственные ориентиры, стерты моральные нормы, еле заметны границы добра и зла. Так где та «точка отсчета» с которой начинается душевное «голодание»?

В начале пути мир ребенка наполнен самыми яркими красками – любовь родителей, красота природы. Затем, туда входят верные друзья, добрые люди… Разве может быть иначе в детстве? Затем, уверенно и «педагогически обоснованно», открывает дверь в мир маленького человека школа. Приходит реальность. Чаще всего хочется сказать «суровая реальность». На самом деле реальность не столь сурова, сколько разнообразна. Каждый день наполняется незнакомыми доселе чувствами, эмоциями, событиями. И внутренний мир ребенка переживает первые потрясения. Как нужно жить, по каким правилам? Грубое слово, плохой поступок, маленькая трусость, почти незаметная подлость и вот – внутренний мир уже не так нежен и спокоен. Просыпается совесть, осознания себя, своего места в огромном мире других людей. Где искать правильный ориентир? Как сохранить свой внутренний мир в гармонии? И ребенок ищет ответы на возникающие вопросы. К кому он пойдет? Кому довериться? Часто и к сожалению, это не родители, не бабушки и дедушки, а такие же морально дезориентированные, чуть повзрослевшие дети.

Между тем, в решении проблемы может помочь церковь. В последнее время к религии, в том числе к Православию, заметно возрос мнимый интерес. Именно мнимый. Верить стало модно. Казалось бы, возрождаются христианские традиции, чего же лучше? Когда спрашиваешь детей 8-10 лет – кто ходит в церковь, видишь, что называется «лес» рук. Но стоит углубиться, задать вопрос о символах христианства, о предназначении поста, о Библии и тут же видишь в глазах растерянность, смущение. Дети, посещающие воскресные школы, демонстрируют прекрасные знания и действительно заметно отличаются от своих сверстников и поведением, и более доброжелательным отношением к одноклассникам и учителям, и миропониманием в целом.

Четыре года назад у сотрудников школы и группы обучающихся в воскресной школе появилась идея собрать и представить в электронном виде материалы о Православии. Проект был назван «Православие в истории России».

Данный проект - это совместное творчество обучающихся, учителей, библиотекаря, сотрудников школы. Тема Православия была выбрана нами не случайно. Предмет Основы религиозных культур представлены в учебном плане школы занятиями по внеурочной деятельности, но, выбранная тема, безусловно заслуживала не просто внимания, а глубокого изучения.

Форма проектного продукта – электронная книга современна, удобна в демонстрации и уже используется как дополнительный материал на уроках истории, мировой художественной культуры, искусства.

Конструкция, структура книги проста. На каждой странице есть возврат к содержанию, гиперссылки. На ряду с тематическими текстами, электронная книга содержит иллюстрации, аудиофайлы, тематические ролики.

Первая часть книги – проект 2017-2018гг. «Православная церковь в истории России 10-17века». Данная часть книги имеет четыре основных  текстовых раздела: «Крещение Руси», «Влияние принятия христианства на развитие древней Руси»,  «Татаро-монгольское иго», «Русское православие XV-XVII века» и  четыре тематических ролика: «Храмы России», «Храмы Югры», «Православная церковь в Х-ХIVвв», «Православная церковь в ХV-ХVIIвв.» В книге 15 гиперссылок, содержащих дополнительный разъяснительный и иллюстративный материал.

Обучающиеся 5-х классов, под руководством учителей истории, в течение учебного года собирали материал, готовили презентации, участвовали в редактировании, выбирали дизайн будущей книги.

Первая часть книги стала победителем в номинации «Лучший образовательный издательский проект 2017 года» в региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Вторая часть книги завершена в 2018-2019 учебном году. Обучающиеся 5-х, 6-х классов, учителя, библиотекарь,  и сотрудники школы, провели огромную работу. Вторая часть электронной книги называется «Православная церковь в истории России 18-19 века».

Книга имеет два основных раздела, делящихся на  параграфы и  тематические ролики «Чудотворные иконы» и «Жития святых», «Молитвослов», который создавали обучающиеся 4-х классов,  «Традиционные колокольные звоны» - ролик с аудио файлами – обучающиеся 6-х классов.

В структуре второй части книги 10 гиперссылок, 68 текстовых слайда. Помимо этого, обучающиеся, под руководством учителей истории, разработали Тест на знания основ Православия.

В 2019-2020 учебном году, началась работа над третьей частью книги. «Православие – век 20-ый». Данный период в истории Православия – время трагических событий, испытаний. Первая мировая война, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, послевоенные годы и далее.

Весь советский период жизнедеятельности страны – не просто сложный этап в истории Православия, это история гонений на Православную церковь. Работа над книгой продолжается. Нам предстояло пройти вместе с Православной церковью тяжелые годы испытаний  начала 20 века,  еще раз вспомнить имена священников, служивших на поле брани Великой Отечественной войны, пережить годы отречения и раскрыть свои души  возрождению Православия на Руси.

В 2020-2021 учебном году, составители электронной книги сосредоточили свое внимание на истории Православия Югорского края. Четвертая часть книги состоит их двух разделов:

История Православия в Югре, где  мы обращаемся к документам, рассказывающим о том, как зарождалось Православие в нашем суровом крае, и летописи, которая начинается с 15-го века. Так, первая церковь на территории современной Югры была построена в городе Березов в 1593 году – Богородице-Рождественская. На год позже, в 1594 году, была построена церковь во имя Живоначальной Троицы в городе Сургуте.

Ханты-Мансийская епархия. В этом разделе мы представляем следующие главы: «История епархии»; «Деятельность и Храм в Излучинске».

Кроме этого уже созданы разделы «Святые места России», где коротко рассказывается об особенных чудотворных местах на территории нашей страны, куда испокон веков стремились люди за здоровьем, помощью и умиротворением. Раздел представляет собой презентацию из 20 иллюстрированных слайдов, 5 тематических видеороликов.

Еще один раздел книги находится сейчас в разработке – «Причислены к лику святых». В разделе разрабатывается материал о людях, причисленных к лику святых, начиная с русских князей от начала Христианства на Руси.

Два года подряд обучающиеся школы активно участвуют в Общероссийской олимпиаде школьников «Основы Православной культуры». В текущем году число участников – 168 человек, из них 111- призеры и победители олимпиады.

Безусловно, говорить о том, что проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника, решена в отдельно взятой школе, к сожалению, нельзя. Однако, очевидно, что интерес, который проявляют дети к данной теме, нельзя не приветствовать. Использовать многовековой опыт Православия для создания гармонично развитой личности подростка не просто можно, а необходимо.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество

Тема:    Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель:  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям Отечественной культуры...

Воспитание гражданственности школьника через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в законе РФ "Об образовании". Воспитание гражданственности является одним из основных принципов госу...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

"Социально значимой может оказаться любая инициатива, а социально полезной, как правило, альтруистическая . Это, конечно , касается и преподавательской деятельности. От педагога будет зависеть, ...

Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры.

Несколько десятилетий в стране пропагандировался атеизм, был исключен из образовательных программ духовно-нравственный компонент. Этому компоненту в дореволюционной системе воспитания и образования от...

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...