Использование приемов мнемотехники на уроках
учебно-методический материал

Сегодня информационные потоки   обязывают   в процесс обучения активно внедрять приемы  быстрого усвоения и запоминания учебного материала. Современный преподаватель должен сам владеть приемами мнемотехники и обучать им своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_na_urokah.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники на уроках.

Какой ученик,  прочитав  повесть «Черная курица или  Подземные жители»,  не    мечтает оказаться на месте  Алеши,  способного  запоминать объемные  тексты, не прикладывая к этому усилий. С давних времен люди разрабатывали и совершенствовали  упражнения для улучшения памяти. Сегодня информационные потоки   обязывают   в процесс обучения активно внедрять приемы  быстрого усвоения и запоминания учебного материала. Современный преподаватель должен сам владеть приемами мнемотехники и обучать им своих учеников.

Главным принципом любой мнемотехники является принцип ассоциаций, то есть  связывание абстрактных понятий  с уже имеющейся, хорошо известной нам  информацией. Мы лучше помним всё, что так или иначе связано с нами лично. Если связь будет окрашена яркими эмоциями, подкрепленными воображением и впечатлением, то и запоминание будет более успешным.  Поэтому так же необходимо включить  в процесс  запоминания позитивную эмоцию, переживания. Если эмоциональный интеллект правильно использовать, он  поможет управлять памятью.

Одним из методов, который можно использовать на уроках истории для запоминания текстов, это «метод Цицерона» - необычный, но эффективный способ запомнить большое количество информации. Его так же  называют методом мест или системой римской комнаты. С большим успехом его используют при работе с текстом и цифрами.

Это не сложный, но в то же время чрезвычайно эффективный метод. Суть его состоит в том, что информационные единицы, необходимые для запоминания,  надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Для того чтобы запомнить какой-либо конкретный текст, подготовиться к публичному выступлению, обучающимся предлагается :

-прочитать текст и понять, о чем он;

-разбить его на несколько смысловых частей;

-из выбранных ключевых слов создать общий образ и поместить его на соответствующее место в комнате;

Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

-вызвать в памяти первую ячейку и воспроизвести в памяти сохраненный в ней образ;

-на основе образа вспомнить ключевые слова, которые кодирует этот образ;

-по ключевым словам восстановить участок текста, закодированный данным образом.

Далее вслух произнести всю речь, последовательно воспроизводя в памяти образы тех помещений, в которых были заполнены части текста.

Прием основан на том, что визуально мы все запоминаем лучше, чем, скажем, на слух. Например, нужно запомнить имена военачальников. О маршале Жукове может напомнить жук на двери той самой воображаемой комнаты. А малина на столе – маршала Малиновского. Пару раз повторить, и информация переходит в долговременную память.

Если нужно запомнить большой объем информации, полезно менять так же  локацию и во время подготовки. Один блок  выучил за столом в комнате, второй – на кухне, третий - в коридоре.

Не менее эффективен в учебной деятельности  метод ассоциативных карт — это способ конспектирования, который помогает запомнить прочитанное,  структурировать информацию и выделить главное и второстепенное.

Автором этой методики является английский писатель Тони Бьюзен.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

-запоминания;

-упорядочивания и систематизации информации;

-подготовки к выступлениям.

На практике это будет реализовываться через этапы:

1.В центре листа рисуем центральный образ (ключевую фразу), который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, использовать необходимо несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен).

2.От центрального образа отводим ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

3.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

В качестве основных преимуществ автор метода отмечает:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Использование мнемотехники на уроке дает возможность  не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности  школьников, их творческого познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений".

Описание этапов работы. Примеры речевого материала....

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися»

«Использование приемов мнемотехники на уроках трудового обучения со слепыми и слабовидящими учащимися@ Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка

В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных к...

Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка

Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...

Использование приемов мнемотехники на уроках

С давних времен люди разрабатывали и совершенствовали  упражнения для улучшения памяти. Сегодня информационные потоки   обязывают   в процесс обучения активно внедрять приемы ...

Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка

Презентация, знакомящая с приемами мнемотехники на уроках русского языка...