Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка.
методическая разработка

Использование мнемотехнических приемов в обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка.

                                           2024 г.

В современном мире  знание иностранного языка становится необходимостью. Но не каждый из нас обладает яркой лингвистической способностью, феноменальной памятью и терпением. Изучение иностранного языка в школе зачастую превращается в механическое зазубривание, сложную, кропотливую и утомляемую работу, и, как следствие, совсем скоро у изучающего, особенно у ребенка, заканчивается терпение и пропадает интерес, который всегда стоит на первом месте в обучении. Для того, чтобы заставить обучающихся не просто запомнить, но и зажечь в их глазах огонёк интереса, расширить границы восприятия, в обучении приходит на помощь прекрасный метод мнемотехники.

 В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках английского языка облегчает запоминание лексики и сокращает время работы с ней, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся.

1.Что такое мнемоника?

Мнемотехника(или мнемоника) — это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Память многих учеников не приспособлена к “простому запоминанию” ничего не значащего для него иностранного слова. Зато эта память очень яркая и образная, особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, с так называемым “художественным типом”. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для слов и правил свои способы запоминания. Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка.

Итак, основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Образ – то всегда реакция мозга на слова, которые нужно понимать. Например, вы видите машину, а в вашем сознании, если вы изучаете английский язык, звучит произношение на данном языке:  «A car».

2.Приемы запоминания

Освоение словарного запаса предусматривает прохождение трех уровней:

  1. Правильное произношение слов на английском языке и перевод их по памяти на русский язык (уровень знания)
  2. Перевод с русского языка на английский слов в том же порядке, что и с английского на русский (уровень умения)
  3. Воспроизведение английских слов наизусть, как таблицу умножения (уровень навыка)

В научной литературе описывается много приемов запоминания. Перечислим основные:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  • Методы запоминания цифр:
  • закономерности
  • знакомые числа

При изучении иностранных языков важное место среди прочих занимает метод фонетических ассоциаций. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Например, слову fish[fi]∫ – РЫБА созвучно русское слово ФИШка.

Ярким примером может служить мнемоническая модель запоминания следующих слов с использованием ассоциаций: 

slееp (спать): когда мы хотим спать, наши глаза слипаются;

a puddle (лужа): все мы в детстве падали в лужу;

a book (книга): в каждой книге есть буквы;

a boy (мальчик): бойкий мальчик;

brave (храбрый): бравый человек значит храбрый.

Необходимо показать ребятам, что английский уже вокруг нас, что многие знакомые детям названия продуктов питания происходят от английского языка:

шоколад nuts состоит из орехов;

шоколад milka приготовлена из молока (milk).

3.Как запомнить слово

Для того, чтобы лучше запомнить английские слова методами фонетических и последовательных ассоциаций, надо, прежде всего:

1. Правильно, желательно вслух, прочитать английское слово, сконцентрировав внимание на его звучании, а не написании. Лучше прочитать его 2-3 раза.

2. Затем прочитать перевод и предложенную звуковую ассоциацию, данную в сюжете. Главное в образовании ассоциаций - это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Для того чтобы звуковая ассоциация “не терялась”, она и дается вместе с переводом в едином сюжете. Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации, например buy |БАЙ |- Бай купил бамбук. Если ассоциация или сюжет покажется вам неудачным, можете придумать свою ассоциацию или сюжет.

3. Дальше можно использовать метод оживления, т.е. постарайтесь ярко представить картинку /бай идёт по базару/, услышать хруст денег и звон монет (метод соощущений) или же превратить картинку в фильм, оказавшись его участником (метод вхождения), /вы тоже стоите рядом с баем и покупаете бамбук/. Психологи отмечают, что чем комичней и необычней ситуация, тем лучше срабатывает непроизвольная память, и полученная таким образом информация, дольше хранится в долговременной памяти.

Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: «Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы - обезьяны. Они все время елозят – yellow, yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африкеr-r-r-r,red,red,red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой  кит. Он плывёт и булькает – blue, blue, blue». 

although – [ɔ:l'ðəu] – хотя; несмотря на то, что – "ол'зоу"

И ХОТЯ я чуть ползу,

и даже НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО я ползу,

я все равно запомню это ОЛЗеУ

onion – ['ʌnjən] – лук – «’аньен»

Горожанин и крестьянин

Все выращивают 'АНЬЕН

arm – [a:m] - рука – "аам" (длинное "а")

Некоторые любят есть РУКАМИ, приговаривая "ААМ"

eye – [ai] – глаз – «ай»

Если в ГЛАЗ что-то попадет, человек вскрикивает АЙ!

4. Созвучие тоже необходимо прочитать вслух, прежде всего, из-за того, что написанное русское слово может меньше походить на английское, чем тоже слово, но произнесенное вслух.

Интернациональные слова:

Bank, Tea, Chocolate, Café, Taxi, Telephone, Sport, Hotel, Coffee

Такие слова сразу угадываются обучающимися и легко запоминаются.

Есть слова внутри слов:

Crossword, Cupboard, Football, Handkerchief, Snowman, Rainbow

Разбив слово на части, не трудно догадаться о его смысле. Дополнительная наглядность  лишь усилит запоминание.

Есть звуковые и смысловые связи между русскими и английскими словами:

Meeting, Cracker, Family, Mixer, Copy-book, Printer, Lift, Scout, Taxi

Так, например, при изучении грамматических тем Present Simple и Past Simple я использую прием ассоциаций. Вспомогательные глаголы, которые «спешат на помощь» ребятам при необходимости задать вопрос или построить отрицательные предложения, представлены в виде забавных персонажей два братца Do и Does, а так же их дедушка Did (созвучно со словом дед).

Наша память устроена так, что  странное, парадоксальное, смешное запоминается лучше. При введении Present Continuous я использую забавный мнемонический приём, который очень нравится детям. Зная из опыта работы, что дети, усвоив образование ing-вой формы , опускают вспомогательный глагол, я пишу на доске большую букву V , и дети вспоминают , что так мы обозначаем глагол. ”Смысловой глагол,- уточняю я , - а смысл - всему голова.” И рисую “ голову” вокруг V.

Когда к ”голове” я пририсовываю ещё один кружок с –ing, дети догадываются, что я  схематически изобразила ing-вую форму смыслового глагола.

“Вытянув” из детей  необходимый третий элемент, я дорисовываю схему, в которой безошибочно узнаётся Чебурашка:

Светлый  мнемонический образ мультяшного героя наглядно демонстрирует целостность трёхэлементной структуры, позволяет избежать ошибок. В последующем мне достаточно сказать: “Одноухий Чебурашка”, чтобы ученик сам исправил допущенную ошибку.

Ниже представлен алгоритм работы со словами, который желательно принять за правило при запоминании лексики.

1: Внимательно прочитай слово (3 раза).

2: Нарисуй иллюстрацию, мысленно проговаривая историю.

3: Представь себя в данной ситуации.

4: Напиши по памяти всю историю.

5: Проверь себя.

Исходя из своего опыта использования различных мнемотехнических приемов, могу отметить, что  мнемотехника значительно облегчает процесс изучения языка. Я считаю, что мнемотехника обеспечивает долговременное запоминание, развивает навык говорения и понимание английской речи без внутреннего перевода на английский язык. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка

В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных к...

«Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »

Презентация «Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »...

Использование приема "Кластер" на уроках английского языка

Кластер на уроках английского языка –  это ассоциативные слова и выражения, которые возникают при прочтении ключевого слова или расшифровывают его....

Использование приема синквей на уроках английского языка

В этой статье вы найдете информацию о том, что такое синквейн и как можно с ним работать на уроке....

Использование методов мнемотехники на уроках английского языка

В статье представлены известные приемы мнемотехники и возможность их использования на уроках английского языка для запоминаия лексики....

Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка

Презентация, знакомящая с приемами мнемотехники на уроках русского языка...