Коммуникация или умение слушать и слышать, как одна из необходимых компетенций ученика и учителя.
статья

Фатьянов Алексей Михайлович

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Умение слышать и слушать – одна из коммуникативных компетенций, необходимых каждому – и ученику и в учителю. В статье рассматриваются принципы, которые могут помочь развить эту компетенцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фатьянов Алексей Михайлович

учитель физкультуры

ГБОУ СОШ № 390

Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

Коммуникация или умение слушать и слышать, как одна из необходимых компетенций ученика и учителя

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения Коммуникативные способности обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. формулировать высказывание, используя термины; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные. К вербальным относятся: умение слушать и слышать собеседника; умение корректно задавать вопросы; умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы; умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят); установка на совместную деятельность; групповая и парная формы работы. К невербальным относятся: визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз), акустические (интонация, паузы и логические ударения), тактильные (дистанция, прикосновение). Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Умение слышать и слушать – одна из коммуникативных компетенций, необходимых каждому – и ученику и в учителю.

Слышать и слушать – не одно и то же.

И дело не только в чередовании. Задумайтесь ненадолго и честно себе ответьте на следующий вопрос. Как часто в течении, к примеру, последнего месяца, разговаривая с незнакомым или малознакомым человеком, вы больше внимания уделяли тому, что он говорит, а не обдумыванию своей последующей реплики? Чтоб не обмануться, идите дальше – постарайтесь вспомнить, о чём конкретно он вам говорил. В большинстве случаев сделать это будет достаточно сложно из-за слаборазвитой привычки не просто слушать, а действительно слышать собеседника.

Реалии информационного пространства таковы, что техника, которая призвана обеспечивать более удобный и повсеместный контакт между людьми, в то же время является иногда и преградой для истинного понимания. А это, между прочим, основа эффективной коммуникации. Умение слушать является базисом для точного приёма и интерпретации входящих сообщений, взаимодействия с собеседником.

Возвращаясь к заявленной теме, отметим, что «слышать» и «слушать», при всей близости грамматических конструкций – два разных понятия. Умение слушать как качество необходимое каждому, кто стремится к эффективной коммуникации, включает оба. Как научиться слушать?

Принципы, которые превратят вас во внимательного слушателя:

  1. Помолчите

Марк Твен в присущей ему юмористической манере писал: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо». Это первое правило, которое следует запомнить. Не занимайте всё время окружающих, повествуя о себе. Не перебивайте собеседника, даже если уверены, что уже поняли суть его послания. Не стремитесь сразу отвечать, помните о возможности задавать уточняющие вопросы.

  1. Концентрируйтесь на том, что слышите

Расслабьтесь, сосредоточьтесь на получаемой информации. Спрячьте телефон, планшет – всё, что может отвлекать от разговора. Если ваша задача заключается в налаживании эффективной коммуникации, то все мысли должны быть обращены только на предмет разговора и собеседника.

  1. Будьте непринуждённы

И сделайте всё для того, чтоб так же себя чувствовал и собеседник. Помогите ему говорить свободно, преодолеть неуверенность и страх. Поддерживайте зрительный контакт, жестами и мимикой показывайте, что слушаете и соглашаетесь.

  1. Будьте эмпатом

Эмпатия – способность понимать и разделять человеческие эмоции и чувства. Во время разговора старайтесь понимать суть не только с точки зрения интеллекта, но и движимых человеком переживаний. Это даст возможность комплексно понять и оценить точку зрения другого и быть действительно непредвзятым. Кроме того, демонстрация сопереживания располагает других по отношению к вам, вводит вас в круг доверия.

  1. Будьте терпеливы

Не переводите разговор в другое русло, если не уверены, что собеседник исчерпывающе поведал о предмете. Бывают и такие случаи, когда длинная пауза является попыткой собраться с мыслями и продолжить. Поэтому, если хотите научиться умению слушать никогда не спешите с ответом, не заканчивайте реплику за другого.

  1. Избавьтесь от личных предубеждений

Попробуйте быть беспристрастным. Не раздражайтесь, если человек громко говорит, излишне жестикулирует, ведёт себя нервно или застенчиво, заикается, выделяется своим акцентом. Обращайте внимание лишь на то, что говорится, а не каким способом.

  1. Улавливайте не слова, а идеи

Ваша цель – слушать не слова, а понимать смысл сказанного. А он далеко не всегда очевиден. Этот навык довольно сложно освоить, ведь попытки анализа сказанного, с целью определения истинных намерений, могут сыграть злую шутку и заставить вас слышать то, что сказано на самом деле не было. Поэтому, если сомневаетесь в правильном понимании подтекста (а делать это нужно часто), лучше уточните своё представление путём постановки вопросов. Например с такой формулировкой: «Правильно ли я понимаю, что….»

  1. Задавайте вопросы для обеспечения понимания

Часто, испытывая личную неприязнь, или стремясь во всём видеть логическую подоплёку, мы заваливаем человека вопросами не с целью добиться истины или понимания, а чтобы «потопить» его. Показать, что он не до конца искренен или даже врёт. Поэтому, какими бы ни были ваши цели, помните, что из такого разговора продуктивного не выйдет.

  1. Уделяйте внимание невербальной коммуникации

Эффективность общения возрастёт, если вы будете уметь не только слушать, но и «видеть» дополнительную информацию. Наблюдайте за жестами, мимикой, выражением, тоном собеседника. Нужно не только слушать то, что говорится, но и то, что осталось недосказанным или сказанным лишь частично. Навык эффективного слушания предполагает наблюдение за языком тела, выявление несоответствий между вербальными и невербальными сообщениями. Это может казаться странным конкретно вам, но многие люди воспринимают слова настолько буквально, что даже если они идут вразрез с остальными проявлениями чувств и состояний, обрабатывают только их.

Таким образом, используя в учёбе и повседневной жизни эти принципы, можно развить в себе умение слышать и слушать – одну из коммуникативных компетенций, необходимых каждому – и ученику и в учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"

Памятка родителям 10-классников "Учитесь слушать и слышать своего ребёнка"....

Умение работать с информацией как необходимая компетенция современного студента

На сегодняшний день у большинства студентов первых курсов не сформированы умения работы с источниками информации. Задача современного педагога должна сводиться к обучению приемам формирования и наибол...

«Умеем ли мы слушать и слышать своих детей?»

- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, умеем ли мы общаться со своими де...

Внеклассное мероприятие часа общения по теме: « Умение слушать и слышать».

Данный материал представлен в виде сказки, содержит практический материал и вопросы для фронтальной беседе по теме : "Умение сышать и слушать"...

Программа внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов «Учимся слушать и слышать тех, кто рядом»

Программа  внеурочной деятельности по литературе для учеников 5 – 6 классов«Учимся слушать и слышать тех, кто рядом» и Программа  внеурочной деятельности по литературе для учеников...

Сертификат об участии в вебинаре «Цифровая школа с «Фоксфорд»: программа развития цифровых компетенций учеников и учителей»

Сертификат об участии в вебинаре «Цифровая школа с «Фоксфорд»: программа развития цифровых компетенций учеников и учителей»...