Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о
статья

Самутина Агния Александровна

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года.

-Изд-во: управление образования администрации Балтийского округа, 2021.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития.

Самутина А. А.,

учитель русского языка и литературы

        В Древнем Китае, когда хотели проверить профессионализм государственных чиновников, устраивали экзамен по поэзии! Будущим государственным служащим необходимо было написать стихотворение! К такому экзамену детей готовили с 4- 5 лет. Мудрые жители Поднебесной много тысяч лет назад ставили умение нестандартно выразить мысли на самый высокий уровень. Создать стихотворение непросто, требуется особый взгляд на окружающий мир — внимательный и вдумчивый. Сфера лирики—выражение чувств и эмоций. Это не развлечение. Древние китайцы понимали, что человек, не способный выразить свои эмоции, не сможет понять другого.

        В отличие от Древнего Китая, современный мир глух к эмоциям и чувствам ближнего. Достаточно прочитать несколько комментариев в Интернете к любой статье. Люди не просто критикуют друг друга, а с легкостью судят и причиняют боль. И не только в Интернете. Это свидетельствует об очень низком уровне развития эмоционального интеллекта и у взрослых, и у детей.

        Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои чувства, их причину.  Способность понимать стоящую за ними потребность. Не менее важно стремиться распознавать чужие эмоции. Эмоциональный интеллект позволяет обрабатывать информацию нелогичным путем. Можно сравнить эмоциональный интеллект со взмахом крыла бабочки, который запускает творческие ресурсы, часто скрытые и незадействованные.

        Так, при изучении лирических произведений на уроках литературы часто возникают сложности, потому что дети не понимают стихи, им скучно читать подобные тексты, т. к. нет сюжета, экшена, так популярного в наши дни, нет развлечения.  Лирика кажется им чуждой, неинтересной. И вот здесь начинается самое интересное. Из жизненного опыта мы знаем, что самое безнадежное дело может обернуться неожиданным успехом, если перевернуть ситуацию, подойти нестандартно. Итак, перед вами несколько методических приемов, собранных со всего света, для «пробуждения» эмоционального интеллекта и, в связи с этим, развития творческих способностей.

  1. При чтении лирических текстов четко придерживаемся Правила:

А. Следим за собой, за своими эмоциями и чувствами (а не пытаемся ответить на неразрешимый вопрос «что хотел сказать автор»)

Б. «Ловим» свою эмоцию и пытаемся дать ей название.

Дети часто что- то смутно чувствуют, но не могут озвучить себя. И когда они пытаются прислушаться к себе, совершенно незаметно начинают «продираться» сквозь текст, им становится интересно делать открытия в отношении другого, чего- то непонятного. В дальнейшем, изучение лирики не вызывает неприятия. Мы подходим к чтению подготовленными- мы не ждем сюжета, мы ждем эмоций и чувств.

  1. Словарь эмоций.

Как это работает: словарь эмоций помогает разобраться с самим собой и теми эмоциями, которые испытывает читатель от встречи с текстом.
Задача: во время чтения текста нужно выписывать на листочек/записать на полях те эмоции, которые у вас возникают. Лучше использовать одно-два слова. После прочтения текста/главы/отрывка устраиваем галерею эмоций и обсуждаем, что каждый человек испытал и почему (что делает автор с нами, с помощью чего он это делает), учимся видеть разницу эмоций в себе и в других.

Зачем: работа с эмоциональным интеллектом - наиважнейший опыт для каждого человека. Развитие эмоционального интеллекта ребенка учит его справляться с самим собой в трудных обстоятельствах. Говорить об эмоциях - эта та опция, с помощью которой ребенок становится устойчивее.

  1. Коробка героя.

Коробка героя  это набор предметов, которые могут принадлежать литературному герою.

Задача: собрать коробку литературного героя. Когда ученик рассказывает о предметах из коробки, остальные должны угадать, какому герою эта коробка может принадлежать.

Зачем: это упражнение помогает внимательнее читать

тоже может открыть дополнительные смыслы и грани произведения.

  1. Маски.

Как это работает: перед тем, как приступить к работе, можно поговорить о масочном искусстве вообще: Древняя Греция, африканские маски, японский театр масок Но(о).

Задача: представьте себе, что вы попали в театр, где каждый актер выступает в маске. Вам необходимо создать такую маску персонажа из художественного произведения, по которой зритель поймет, кто этот герой, кого играет актер.
Маски изготавливаются вручную с помощью бумаги, художественных принадлежностей и внимательного чтения текста.  Когда маски готовы, создаем галерею, где каждый участник попробует угадать персонажа.

Зачем: маски помогают сфокусироваться на внимательном чтении произведения: найти не всегда видимые детали в описании персонажа, определить "цветность", вычленить важное и значимое в образе героя.
Ну и творчество помогает воспринимать текст чуть иначе.

        Подобные приемы возможно применять в разных классах и на разных этапах урока. Учитель самостоятельно выстраивает траекторию урока.

Примеры работ.

  1. Коробка героя.

Коробка героя к роману «Евгений Онегин»

«Внутри русской избы»

  1. Словарь эмоций.

  1. Маски.

Маски к роману «Отцы и дети»

        Примеров нестандартного подхода к преподаванию в школе много. Самое главное, чтобы учитель сам не чужд был творчеству, постоянному поиску и созиданию и не забывал спрашивать у своих учеников: правильно ли я понимаю, что ты чувствуешь?

Список использованных источников:

  1. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект», Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478, |2] с.
  2. Материалы лекций Business Speech. Лекция Ларисы Управителевой «Эмоциональный интеллект».
  3. Материалы лекций онлайн-школы «Фоксфорд», курс «Как сделать уроки литературы захватывающими».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГРАМОТА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МАНТУРОВСКОГО РАЙОНА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4181312","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"325"}}]]...

Грамота управления образование администрации города Черемхово педагогу дополнительного образования Толстиковой Светланы Николаевны 2014 год

Грамота управления образование администрации города Черемхово педагогу дополнительного образования Толстиковой Светланы Николаевны 2014 год...

Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР

фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...

Программно-методическое обеспечение на логопункте управления образования администрации Варнавинского района Программы и тематическое планирование работы с группами детей ФФН, ОНР

фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении отражается характер искажения звука (наприме...

Выступление по теме "Конкурсное движение как фактор повышения профессионального роста педагогов", в рамках проведения РМО - педагогическая мастерская "Пригласите на урок" на базе Управления образования администрации МО "Холмогорский муниципальный район"

Профессиональные конкурсы – это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов, участие в конкурсах для учителей физической культуры образовательных учреждений способствует эффект...

Приказ Управления образования Администрации города Когалыма о проведении городской конференции «Открытие» для учащихся 5, 6 классов в 2018 – 2019 учебном году

1.Приказ Управления образования Администрации города Когалыма о проведении городской конференции «Открытие» для учащихся 5, 6 классов в 2018 – 2019 учебном году2.Благодарность Управл...