Программа профилактики токсикомании среди детей и подростков «Ясный ум»
проект

Будаева Анна Геркеновна

Программа профилактики токсикомании среди детей и подростков «Ясный ум» - это социально-значимый проект, направленный на разработку возможных мер противодействия употреблению токсических веществ и овладения определенными поведенческими навыками, способствующих следованию здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта

Название проекта

Программа профилактики токсикомании среди детей и подростков «Ясный ум» - это социально-значимый проект, направленный на разработку возможных мер противодействия употреблению токсических веществ и овладения определенными поведенческими навыками, способствующих следованию здоровому образу жизни.

Направленность проекта на решение задач в сфере воспитания

В последние годы в Республике Бурятия отмечается рост распространенности токсикомании среди детей и подростков. При этом отмечается тенденция к применению средств бытовой химии, паров и газов различных происхождений. Выраженные медико-социальные последствия этих заболеваний, включающие высокую смертность больных, неврологические и психические осложнения, тяжелые социальные последствия определяют то большое значение, которое придается раннему  выявлению лиц, употребляющих наркотические и вызывающие токсикоманию средства. Вызывая серьезное нарушение организма и сильную зависимость, токсикомания отличается от наркомании только в юридическом аспекте: она вызывается употреблением веществ, не отнесенных Министерством здравоохранения к группе наркотиков, и на нее не распространяются правовые и уголовные акты, действующие в отношении наркоманов.

Токсикомания – вдыхание «летучих наркотически действующих веществ» - приобрела характер эпидемии, который представляет собой серьезную проблему для современного общества. Бытует мнение, что явление гораздо менее опасное, чем наркомания. Но из-за своего разрушительного воздействия на организм детей и подростков, доступности применяемых токсических веществ, скорости развития психической зависимости – это заболевание представляет серьезную угрозу.

Актуальность данного социально-профилактического проекта  состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике токсикомании; предполагает не только обсуждение вредности и печальных последствий, но и прежде всего, формирование культуры здоровья (понимания ценности здоровья и здорового образа жизни) и помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения с взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.

Инновационный характер проекта, элемента проекта

(форма, новизна, нестандартность)

Новизна проекта заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, но и способствующих усилению у воспитанников «защитных факторов» против употребления ПАВ: формирование умений и навыков противостоять негативному давлению окружающей средысправляться со стрессовыми ситуациями, конструктивно общаться. Отличительной особенностью проекта является практическая часть, в которой применяются такие формы и методы, как включение народных спортивных игр бурят, эвенков и русских в воспитательно-образовательную работу, тренинг, сюжетно-ролевая, показ и обсуждение видеороликов, видеофильмов, анкетирование, тестирование, конкурсы творческих работ (рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок и тд.).

Содержание проекта

Этапы проекта

Проект состоит из трех основных этапов: диагностирующего, деятельностного (практического) и обобщающего (аналитического).

Первый этап, диагностирующий, предполагает проведение первичной диагностики по выявлению у участников проекта уровня осведомленности по данному направлению. 

Второй этап, деятельностный, предполагает непосредственно реализацию мероприятий плана. Первичная профилактика ведется со всеми детьми. Вторичная профилактика – индивидуальная работа и мероприятия по плану взаимодействия с субъектами системы профилактики (КДН, кабинет профилактики ЦРБ и др.).

Третий этап, аналитический, предполагает мониторинг проводимой деятельности с целью ее координации, оценки эффективности и определения актуальности дальнейшей работы.

Формы и методы реализации проекта

Цель и задачи проекта определили комплекс форм и методов, позволивших определить логику работы и достичь искомых результатов:

• анкетирование, тестирование, социальный опрос;

• лекция, беседа, дискуссии;

• тренинги и упражнения тренингового характера;

• сюжетно-ролевая игра;

• рефлексия опыта, полученного на занятиях;

• конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, агитлистовок;

• просмотр презентаций, социальных роликов, художественных и документальных видеофильмов с последующим их обсуждением;

• спортивно-оздоровительные мероприятия;

• родительский лекторий;

• консультирование.

Возраст участников проекта:10-17 лет

Социальные партнеры: ГБУЗ «Курумканская ЦРБ», «Республиканский центр образования», КДН, ПДН, сектор по молодежной политике, спорту, КМНС администрации МО «Курумканский район»

План реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Примерный срок реализации

Ответственный

диагностирующий

Проведение разъяснительных бесед с руководителями объединений, педагогами дополнительного образования о необходимости немедленного сообщения администрации Центра обо всех выявленных и предполагаемых случаях негативных проявлений в поведении обучающихся

Январь 2022г.

Зам.директора по УВР Очирова Е.Ж.

Проведение анкетирования на тему: «Токсикомания и подросток» (Прил.1)

Творческая группа проекта

Беседы, направленные на профилактику вредных привычек с детьми «группы риска»

Февраль 2022г.

Руководители объединений РЦДО

деятельностный

Лекция. «Токсикомания и ее последствия» (Прил.2)Знакомство с понятием «токсикомания» и как становятся токсикоманами.        

Врач по медицинской профилактике Курумканской ЦРБ Бужиева Д.Б.

Месячник по профилактике токсикомании

  • Классные часы: «Скажем здоровью– ДА!», «Мой друг – ЗДОРОВЬЕ!»
  • лекция по профилактике употребления ПАВ (встреча с врачом-наркологом);
  • встреча с инспектором ПДН;
  • конкурс рисунков, агитлистовок, плакатов «Дети против токсикомании»,
  • книжная выставка «Ваше здоровье в ваших руках»,
  • Тренинг «Черные буквы» (Прил.3)
  • Родительский лекторий (приложение 1)

Март 2022г.

Руководители объединений РЦДО, врач психиатр-нарколог Курумканской ЦРБ Цыренов А.В.,

Инспектр ПДН,

психолог ГБОУ «Республиканский центр образования» Цыденова Ю.Д., творческая группа проекта

Просмотр фильма о вреде токсикомании

Апрель 2022г.

творческая группа проекта

Практикум-презентация «Как избежать давления сверстников и отказаться от наркотиков» (Прил.4)

Апрель 2022г.

психолог ГБОУ «Республиканский центр образования» Цыденова Ю.Д.

Проведение народных спортивных игр бурят, эвенков и русских

Май 2022г.

Творческая группа

Проведение игр КВН по профилактике токсикомании

Май 2022г.

Творческая группа

аналитический

Создание видеоролика и печатного альбома по итогам реализации проекта

Июнь 2022г.

Творческая группа

Мониторинг полученных результатов,  оценка эффективности реализации проекта

Творческая группа

Список литературы:

1.        Наркомания и токсикомания как проявления девиантности в среде подростков и молодежи на современном этапе развития российского общества: На материалах Республики Бурятия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Мантатова, Маргарита Шаглаевна

2.        Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход: методическое пособие / авт.-сост. О. С. Гладышева, Е. Е. Кузоватова, Е. Г. Еделева. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 162 с.

3.        Педагогическая поддержка становления детской индивидуальности в коррекционной педагогике/Ребенок с большой буквы/ под ред. М.А.Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на Дону: изд-во пед. ун-та, 1999

Условия реализации

Проект разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, включающей в себя:

-  Конституцию Российской Федерации;

- Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12. 1984 г. «Декларация о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами»

- Конвенцию ООН «О правах ребенка» (ст.14,15,17 –охрана физического, психического здоровья детей)

 -  Федеральный закон от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах  и  психотропных веществах"; (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года)

- Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 №619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

- Устав МБОУ ДО «Районный центр дополнительного образования» МО «Курумканский район»

Смета на реализацию проекта

(цены действительны на 18.11.2021 г.)

Статья расходов

наименование

Кол-во единиц

Стоимость единицы

итого

Канцелярские товары

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

оргтехника

15

16

17

18

Поощрение конкурсных

участников

19

20

21

22

Актуальность результатов, достигаемых при использовании проекта

По завершению проекта предполагается, что подростки узнают, о вреде и последствиях токсикомании; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родительское сообщество прислушается к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от вреда употребления психоактивных веществ.

Результативность реализации проекта

  1. повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
  2. улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса
  3. увеличение количества учащихся, занятых физической культурой и спортом
  4. улучшение знаний детей о здоровом образе жизни
  5. повышение уровня информированности о проблемах токсической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков

Возможность использования представленного материала в опыте работы других образовательных организаций

Основные положения и выводы проекта могут стать основой организации профилактической работы с группой «риска» и воспитанниками в целом, быть использованы заинтересованными государственными структурами для разработки программ по профилактике токсикомании; для разработки курса занятий по профилактике токсикомании в общеобразовательных учреждениях, в практике социальной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицида среди детей и подростков

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков...

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"Цель программы: - Снижение потребления табачных изделий воспитанниками.- Укрепление и сохранение здоровья д...

Программа профилактики суицида среди детей и подростков

Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся 8-11 классов.   Среди приоритетных форм профилактики под...

Токсикомания среди детей и подростков

Материал для беседы с родителями...

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и ф...

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся...

Программа профилактика суицида среди детей и подростков

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков...