Педагогический дизайн дистанционного урока
статья

В статье рассматривается технология создания дистанционного урока с точки зрения педагогического дизайна и современных методик организации обучения в электронной образовательной среде путём внедрения информационных технологий. Описываются способы представления обучающего материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nurgalina.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический дизайн дистанционного урока

Педагогический дизайн (Instructional design, ID) — относительно новое понятие в современной системе образования. Потребность в формировании качественных знаний постоянно растет, в то время как традиционные инструменты подходят для относительно простых, «линейных» методов подготовки.

При создании более сложных программ применение традиционных методов ведет к потерям времени и ресурсов. В итоге появилось понятие педагогического дизайна — дисциплины, которую команды разработчиков применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки обучающих материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.

В контексте внедрения в образовательную среду цифровых технологий хочется вспомнить про педагогический дизайн урока в цифровой среде. Или как теперь можно выразиться педагогический дизайн образовательного контента.

Мы постараемся разобраться в том, что же такое педагогический дизайн и рассмотрим наиболее распространенную модель дизайна урока или целого курса АДДИ.

Есть только один способ гарантировать эффективность обучения. Это не вовлечение, не геймификация и даже не высокая мотивация обучающихся. Хотя все перечисленное тоже имеет большое значение. Единственное, что обеспечивает результат – это как бы громко не звучало педагогический дизайн.

Не смотря на название, он не имеет отношения к внешнему виду учебных материалов, в каких бы форматах их не представляли. Педагогический дизайн - это системный процесс, основанный на теориях и методах обучения, который используется для проектирования и создания образовательного контента, заданий, всего урока и учебного курса в целом.

Если совсем упростить это определение, то Педагогический дизайн — это процесс сбора информации и оформления её в интересном и понятном виде.

Наша Цель - передать обучающимся новые знания и навыки ТАК, чтобы они могли их использовать в будущем.

Принципы педагогического дизайна были определены одним из основателей этого направления педагогики и автора книг по теории обучения Робертом Ганье. Среди принципов педагогического дизайна согласно Ганье хочу особенно выделить:

  • Привлечение внимания
  • Обращение к имеющимся знаниям ученика.
  • Представление материала в доступной форме
  • Закрепление знаний на практике.
  • Обратная связь.

За более чем пятидесятилетнюю историю педагогического дизайна появилось множество моделей, самими популярными из которых стали:

 Модель ADDIE, Модель последовательных приближений, Модель обратного дизайна, Модель Дика и Кэри.

Классической моделью проектирования урока или учебного курса является ADDIE: анализ, проектирование, разработка, внедрение, оценка.

ADDIE — линейная стандартная модель, состоящая из перечисленных в названии пяти этапов:

1. Анализ предусматривает прояснение ситуации и достижение понимания желаемого результата обучения в самом начале. Делится на четыре этапа:

►понять потребность ученика (какие знания должен получить);

►выявить и исследовать проблемы в обучении (каких знаний не хватает ученикам, какие ошибки они допускают и почему);

► анализ обучающихся с точки зрения потребности в обучении (что знают и умеют, на каком уровне знания по теме, какой опыт обучения, какие есть установки и ценности в рамках темы урока и всего обучения как процесса);

►погрузиться в тему (узнать, какие конкретно задачи необходимо научить решать, как по шагам выглядит процесс решения, какие навыки для этого нужны и какие есть варианты подходов к решению таких задач).

2. Проектирование предусматривает формулирование учебных целей, создание учебных задач, выбор теоретического материала, необходимого для их решения, а также стратегий преподавания и его форматов:

Дистанционный:

 

► электронный урок с видеороликами, презентациями, симуляциями и тестированиями;

► вебинар с преподавателем;

► вебкаст с преподавателем.

Очный:

 

► лекция с выполнением групповых работ;

► мастер-класс;

► дискуссия;

►круглый стол;

►дебаты;

►семинар;

► деловая игра; коучинг и менторинг.

Смешанный

 

На данном этапе также проектируются мотивационная стратегия и способы проверки достижения учебных целей; отдельные элементы выстраиваются в цельный урок.

3. Разработка предусматривает создание образовательного контента (конспекты, скрипты, задания, видеоролики, тесты и т. д.).

4. Реализация предусматривает загрузку урока на электронную платформу (если это электронный курс) или очное проведение. На этапе реализации происходит наблюдение за реакцией обучающихся на разработанный урок.

5. Оценка предусматривает соотнесение поставленных целей и задач обучения с реальными показателями после обучения. Это помогает оценить эффективность обучения, выработать решения для дальнейшего совершенствования подобных уроков.

Как и дизайн-мышление (design thinking), ADDIE можно назвать моделью здравого смысла. Она описывает общий процесс, который кажется таким очевидным и логичным.

Благодаря своей линейности структура модели ADDIE очень похожа на процесс создания традиционного урока и, возможно, именно поэтому она стала настолько популярной. Не теряя связи с классическим подходом, она вполне успешно решает задачи онлайн-обучения.

Подводя итог этому краткому обзору модели педагогического дизайна ADDIE, хочу отметить, что наиболее эффективной формой обучения является сочетание традиционных и интерактивных технологий, предполагающих которую лекцию с написанием конспекта и закрепление полученного материала с помощью онлайн сервисов, интерактивных заданий, деловой игры, тренингов, выполнения проектных работ в цифровой среде. Клиповое мышление требует частого и быстрого переключения в ходе урока на различные виды деятельности, что позволяет сохранить интерес и концентрацию внимания обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический дизайн.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику, особенно к иностранным языкам. Короткие сроки, большие объёмы информации и жесткие требования к знания...

Памятка по правилам оформления компьютерных презентаций. Педагогический дизайн компьютерных презентаций.

Компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность, педагогический опыт, но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художествен...

Презентация "Использование технологии педагогического дизайна в работе учителя-предметника"

Основной целью педагогического дизайна является создание и поддержка для обучающегося среды, в которой, на основе рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных р...

Урок в контексте педагогического дизайна.

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Педагогический дизайн рассматривает содержательную часть обучения, формирование мотивации и поз...

Педагогический дизайн урока

Педагогический дизайн представляет собой неотъемлемую часть любой педагогической технологии.. А.Ю. Уваров выделяет четыре уровня педагогического дизайна: Уровень 1: уровень системы курсов....

Педагогический дизайн современного урока.

Конспект урока обучения грамоте на тему " Представление результатов творческой самостоятельной работы" ( добукварный период)....