Эвристический метод в работе педагога
методическая разработка

Антонюкова Елена Григорьевна

Об эвристическом методе, его достоинствах и недостатках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskiy_metod.docx15.97 КБ
Файл prezentatsiya_evristicheskiy_metod.pptx120.25 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристический метод

(от Εύρίςκω - нахожу) - применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.

Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.

 Не во всех предметах эвристический метод применим с одинаковым успехом; в предметах, требующих по преимуществу напряжения памяти, он менее применим, чем в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: так, напр., при обучении математике и логике  эвристический метод более применим, чем при изучении географии. При правильной и систематичной постановке вопросов он может развить в ученике догадливость и сообразительность; при неумелой постановке вопросов, наоборот, он развивает в учениках стремление к ответам наугад.

Эвристическим называется метод, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к "переоткрытию" теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач (В.М. Брадис).

        Можно подразделить эвристический метод на следующие виды:

1. Метод индукций, дедукций, метод целесообразных задач;

2. Эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов;

3. Постановка и решение (или только решение) проблемы;

4. Обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.

Рассмотрим достоинства и недостатки эвристического метода.

достоинства

недостатки

  1. Позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся,
  2. Повышает  интерес учащихся к предмету,
  3. Приводит к хорошему усвоению материала.

1.Требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени.

2.При этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы , отвечать на вопросы учителя. А он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу.

3. Активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны.

Итак, эвристический метод обладает и достоинствами, и недостатками. Поэтому явно не оправдано чрезмерное увлечение этим методом. Его следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов.

Например, при изучении темы «Измерение углов. Транспортир» в 5 классе можно использовать метод эвристической беседы, при котором учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов:

- Какие углы вы знаете? Как сравнить углы?

- Какие углы мы пока не можем сравнить? Чего нам для этого не хватает?

- Для чего нужен транспортир? Как он может нам пригодиться?

-Какие единицы измерения вы знаете? Существует ли единицы измерения для углов? Какие они на ваш взгляд?

- Что изображено на транспортире? Как измерить транспортиром угол?

-Куда следует поместить центр транспортира?

-Что может указывать на величину угла?

Использованы Интернет-ресурсы:

 http://www.slotos.ru 

http://www.wikiznanie.ru 

http://www.inventech.ru/lib/glossary/evrmethod/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Слайд 2

Эвристический метод (от Εύρίςκω - нахожу) - применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.

Слайд 3

Можно подразделить эвристический метод на следующие виды: 1. Метод индукций, дедукций, метод целесообразных задач; 2. Эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов; 3. Постановка и решение ( или только решение) проблемы; 4. Обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.

Слайд 4

достоинства недостатки Позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, Повышает интерес учащихся к предмету, Приводит к хорошему усвоению материала. 1.Требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени. 2.При этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся 3. Активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны. Д остоинства и недостатки эвристического метода .

Слайд 5

Тема: «Измерение углов. Транспортир» -Для чего нужен транспортир? - Как он может нам пригодиться? -Какие углы вы знаете? Как сравнить углы? -Какие углы мы пока не можем сравнить? - Чего нам для этого не хватает? -Какие единицы измерения вы знаете? - Существует ли единицы измерения для углов? -Какие они на ваш взгляд? -Как измерить транспортиром угол? -Что изображено на транспортире? -Куда следует поместить центр транспортира? -Что может указывать на величину угла?

Слайд 6

Использованы Интернет-ресурсы: http:// www.slotos.ru http://www.wikiznanie.ru http://www.inventech.ru/lib/glossary/evrmethod/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристические методы решения задач по физике.

Целью данного элективного курса является создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач.Физическая задача – это ситуация, требующ...

Эвристические методы работы на уроке русского языка как способ обучения творчеству

О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные,...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)

Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...

Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»

Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С.  Макаренко писал:«П...

Арттерапевтические методы в работе педагога-психолога

Представлен материал для снятия эмоционального напряжения....