Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
статья по психологии по теме

Профессиональное самоопределение школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окорокова Ю. М.,

 учитель математики

 МБОУ СОШ № 2 имени Короленко В. Г.

г. Ногинска Московской области

Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника

 

2011 г.


  1. Психологическая характеристика учащихся

Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство.  

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопре деленной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении. Старшеклас сники решают важные задачи: кем быть и каким быть. Можно сказать, это судьбоносный возраст, в котором цена ошибки — неудовлетворенность всей своей последующей жизнью.

Ведущей деятельностью в ранней юности должна стать учебно-профессиональная.   Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностнообразующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифферен цированной. Избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам обусловливает необходимость вариатив ного обучения. А сформированные к этому времени склонно сти и способности свидетельствуют о необходимости большей дифференциации школьного образования. В настоящее время уже появляются гуманитарные школы-гимназии, политехни ческие лицеи и художественно-прикладные школы Очевидно, что таких школ должно быть больше, т. к. именно дифферен циация образования старшеклассников в наибольшей мере со ответствует психологии ранней юности.

В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность — совокупность устойчивых моти вов, ориентирующих деятельность личности. Направлен ность личности характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами.

Для процесса формирования будущих специалистов важ ное значение имеет знание уровня профессиональной на правленности учащихся. Профнаправленность — интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков. Уровень профессиональной на правленности — высокий или низкий — определяется харак тером и силой выраженности ее составляющих.

В структуру профессиональной направ ленности входят профессиональные ценностные ориента ции, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимо связи, что приводит к возникновению относительно устой чивых комплексов направленности.

В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается. Отдельные психологи отмеча ют интенсивное развитие абстрактного, теоретического мыш ления. Но В. В. Давыдов убедительно доказал возможность развития этого вида мышления уже в младшем школьном воз расте. А вот эмоционально-волевая сфера развивается доста точно успешно. Эмоциональное развитие инициируется завер шившимся сексуальным развитием, а развитие воли связано с активным поиском своего места в жизни. Чтобы обеспечить себе желаемое будущее (поступить в вуз, состояться как лич ность, быть профессионально успешным), необходимо прило жить усилия на завершающей стадии школьного обучения.

В ранней юности закладываются основы мировоззрения: происходят формирование ценностных ориентации, углубле ние нравственного сознания, рост социального и познаватель ного интереса к наиболее общим принципам мироздания, уни версальным законам развития природы и общества. Централь ное место в этом процессе занимают вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранняя юность — это возраст дальнейшего развития самосознания — целостного представления о своей личности, эмоционального отношения к себе, са мооценки собственной внешности, физических, умственных, моральных и волевых качеств. На основе самооценки возника ет потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и саморазвитии. В этом возрасте девушки и юноши отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружа ющее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Юношеству свойственны максимализм сужде ний, своеобразный эгоцентризм мышления.

К основным (личностнообразующим) психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение — обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей.

Развитие обобщенной самооценки, определение смысла жизни и своего места в ней, формирование мировоззрения способствуют стабилизации общего представления о себе; завершается начавшийся в раннем детстве процесс станов ления «Я-концепции».

В поведении повышается самоконтроль, развивается са морегуляция психических процессов и эмоциональных со стояний. Стабилизация мировоззрения, эмоционально-во левой, интеллектуальной и психофизиологической сфер к 17— 18 годам свидетельствует о том, что детство завершилось и наступила новая эпоха, в которую девушки и юноши всту пают оптимистично и с надеждой.

Вступление во взрослость побуждает девушек и юношей определить свои жизненные планы. Жизненный план охваты вает сферы личностного, социального и профессионального самоопределения. При этом девушки и юноши должны не только представлять свое будущее в общих чертах, но и «сознавать способы достижения поставленных целей. На за вершающем этапе школьного обучения жизненные планы становятся все более реальными, лишенными несбыточных надежд и прожектов.

Необходимость поиска себя во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемым личностным и профессиональным будущим и реальными достижениями. Личность перестает совпадать с собой, и это приводит к психи ческой напряженности, эмоциональной неуравновешенности.

Психологически комфортный выход из этого кризиса возможен при наличии у девушек и юношей резервного жиз ненного плана, альтернативного варианта становления. И конечно, они нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке психолога-профконсультанта.

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И. С. Кона, должны найти ответ на три вопроса:

• кем быть (профессионально самоопределиться);

• каким быть (морально самоопределиться);

• с кем быть (найти любимого или любимую).

Акцентуации характера (крайние варианты нормы) осо бенно ярко проявляются в подростковом и раннем юноше ском возрасте. Социальная адаптация акцентуированных учащихся затруднена. Знание типа акцентуации поможет пе дагогу в налаживании психологического контакта. Тип ак центуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные привести к психологиче скому срыву. Как правило, педагоги, имея неправильные представления об особенностях характера трудных учащих ся, неадекватно ведут себя по отношению к ним, что зачас тую приводит к конфликтам.

Наблюдения за поведением учащихся помогут педагогу в определении акцентуации характера. Особенно информативно наблюдение учащихся и ситуациях общения со сверстниками: стремление к лидерству или подчиняемость, общительность или отгороженность, аффективная взрывчатость или обидчи вая сензитивность, теплая эмоциональность или холодная рас четливость, претензии на исключительность или подражатель ная конформность— все эти и многие другие качества обнару живаются с поразительной быстротой. Акцентуации отчетливо проявляются у половины учащихся в 14—18 лет.

При неправильном воспитании, игнорировании акцен туации черты, свойственные данному типу, обостряются, это может привести к делинквентному, а в отдельных случаях и к девиантному поведению.

  1. Сущность профессионального самоопределения

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее спо собность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою про фессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конеч но, эти жизненно важные проблемы возникают перед лич ностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно из меняется, развивается. Значит, на разных стадиях ее разви тия одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе стано вятся важными компонентами жизни человека. Иногда воз никает отчуждение от профессии, человек начинает ею тяго титься, испытывает неудовлетворенность своим профессио нальным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия само актуализацию как стремление человека совершенствовать ся, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию самоопределение являются такие понятия, как самоактуализация, самореализация, само осуществление.

П. Г. Щедровицкий   рассматривает самоопределе ние как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Подробно анализируя профессиональное самоопределе ние, Е. А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноцен ного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Весьма ценной для предмета рассмотрения — профессио нального самоопределения — является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и крат ковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Обсуждаемая проблема как психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке учащейся мо лодежи к выбору профессии исследуется в Институте профес сионального самоопределения молодежи Российской акаде мии образования. В предложенной специалистами института концепции профессиональное самоопределение анализиру ется во взаимосвязи различных сторон его проявления: фор мирования профессиональной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, области личност ной самореализации, а также реально-практического, дейст венного отношения личности к системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития.

Профессиональное и личностное самоопределение ста ло предметом глубокого исследования Н. С. Пряжникова.

  1. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека и нуждается в  психологическом сопровождении.

 

Проблемы психологического сопровождения 

Психотехнологии

профконсультирования 

1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределе ния

Беседа, интервью, сочинение, пси хобиография

2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельно сти оптанта

Анализ семейных отношений, ма териального обеспечения, жилищ ных условий и т. п.

3. Комплексное изучение индиви дуально-психологических особен ностей личности

Диагностика ценностных ориента ции, установок, самооценки, инте ресов, склонностей, способностей

4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии

Диагностические и профориентационные игры, тренинги профес сионального самоопределения

5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, моти вации профессионального выбора, неадекватная самооценка

Психолого-педагогический конси лиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.

6. Поиск смысловых опор лично сти в ситуациях кризисов профес сионального самоопределения

Метод критических событий, пси хобиография, тестирование и др.

7. Коррекция профессионального выбора

Составление планов профессиональ ного развития, альтернативных сце нариев профессионального станов ления, проспектированное профес-сиографирование и др.

 

Основными средствами формирования профессиональ ного самоопределения учащихся в системе начальной про фессиональной школы являются:

1) профессиональное просвещение;

2) профессиональная консультация;

3) профессиональный отбор, профессиональный подбор;

4) профессиональная адаптация;

5) профессиональные способности.

 

4.  Диагностика профессионального

самоопределения учащихся

4.1. Общая характеристика методов

и методик диагностики возрастного развития

Методы научных исследований — это те приемы и средст ва, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из которых, в свою очередь, скла дывается научная теория.

Наряду с математизацией и технизацией методов иссле дования в психологии не утратили своего значения и до сих пор применяются общие, традиционные, методы сбора ин формации, такие как наблюдение и опрос.

Но данные наблюдения и особо самонаблюдения не все гда достоверны. Они порой субъективны и требуют провер ки. Там, где это возможно — а в психологии это возможно да леко не всегда, — эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности ма тематических расчетов.

В целом характеристику основных методов исследования можно представить следующим образом.

Наблюдение. Это первый из методов, применяемый для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных ва риантов.

Опрос. Это метод, при использовании которого человек от вечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.  

Тесты. Это специализированные методы психологиче ского диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов ис следования тесты отличаются тем, что предполагают стандартизированную, выверенную процедуру сбора и обработ ки данных, а также их интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.

Эксперимент. Специфика психологического экспери мента состоит в том, что в нем продуманно создается искус ственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявля ется лучше всего и его можно точнее и легче оценить. Основ ное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все другие методы, судить о причи нах изучаемого явления. Однако организовать и провести настоящий эксперимент бывает не так легко; поэтому на практике экспериментальный метод встречается реже, чем остальные (например, наблюдение и опрос). К разновидностям эксперимента относят: эксперимент констатирующий (ограничивается констатацией измене ний, изучаемых психических явлений) и эксперимент фор мирующий (предусматривает целенаправленное воздейст вие экспериментатора на изучаемое психическое явление).

Из вспомогательных методов следует выделить:

1. Метод экспертных оценок, который заключается в прове дении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучае мую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т. д. Экспертная оценка выво дится в виде количественной оценки выраженности изу чаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует полученные от экспертов оценки.

2. Метод анализа продуктов умственной деятельности. Дан ный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, матери альных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата). В продуктах де ятельности проявляется отношение человека к самой де ятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навы ков. Данный метод чаще всего используется как вспомо гательный, поскольку не всегда на его основе представля ется возможным раскрыть все многообразие психиче ской деятельности человека.

3. Биографический метод — это способ исследования и про ектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов его биографии (личные дневники, переписка и т. д.). Биографический метод предусматрива ет использование метода контент-анализа как приема ко личественной и качественной обработки документации.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных, в психологи и широко применяют ся различные методы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа.

4.2. Особенности психодиагностики

в возрасте ранней юности

При диагностике учащихся раннего юношеского возрас та необходим особый подход, учитывающий их практически взрослые черты.

Психодиагностика — теория и практика постановки пси хологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагно стика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики вы ступают знания, умения, общие и специальные способно сти, особенности психических процессов, состояния, на правленность, мотивы, интересы, черты личности и др.

Психодиагностические методы в основном те же, что и исследовательские. Отличия в целях обусловливают их со став и область применения. Исследовательские методы на правлены на получение нового научного знания, психодиаг ностические — на сбор информации об объекте консульти рования. Эта информация имеет субъективную новизну. И конечно, психодиагностический инструментарий опре деляется проблемами, которые находятся в компетенции профконсультирования. Главное в психодиагностике — пе ренесение акцента с акта выбора профессии на правильную оценку индивидуально-психологических особенностей учащихся и определение своего отношения к миру профес сий в целом, а также на нахождение личностного смысла в профессиональном будущем.

Психодиагностику применяют (используют) для реше ния следующих задач:

• определения профессиональной направленности учащих ся: мотивов, интересов, ценностных ориентации, отноше ний и установок;

• принятия решения о смене получаемой учебной профес сии или коррекции профессионального самоопределения;

• осуществления оценки и контроля уровня развития про фессионально значимых свойств и качеств учащихся;

• выбора действенных психолого-педагогических технологий развития способностей, востребованных в будущей профес сии;

• стимулирования учащихся в самопознании и самосовер шенствования в плане подготовки к своему профессиональ ному труду в будущем.

 

При диагностике параметров компонентов профессио нального самоопределения используют наблюдение, разно образные анкеты, беседы, тесты, сочинения на тему о выборе профессии и т. п.

4.3. Методики определения

компонентов профессионального

самоопределения учащихся

Методика 1. Мотивы выбора профессии 

Субъект выбора профессии характеризуется наличием индивидуальной иерархии мотивационных факторов про фессионального выбора (Н. С. Пряжников)

Методика 2. «Опросник профессиональных 

установок подростка» И. М. Кондакова 

Основная проблема формирования адекватных профес сиональных установок решается в условиях системно орга низованного трудового обучения и воспитания, когда про исходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уваже ние к труду, желание работать ради общественных интересов и т. д. От характера выраженности профессиональных уста новок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.

Методика 3. Опросник Дж. Холланда 

по определению профессионально 

ориентированного типа личности 

Для оценки профессионального личностного типа мож но использовать методику Джона Холланда. Концепция Холланда заключается в том, что профессиональная успеш ность, удовлетворенность, устойчивость и т. п. зависят в пер вую очередь от соответствия типа личности типу профессио нальной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личности которых характеризуются общими взглядами, наклонностями, установками и т. п. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в доста точной мере одинаково, создавая тем самым свою характер ную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать отличие модели окружающей человека профес сиональной среды. Люди стремятся найти среду и профес сию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные Ориентации, заняться интересующими их проблемами.

Методика 4. Диагностика профессиональных

намерений учащихся 

В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в по следующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и имела четкие профессиональные представле ния, которые во многом определяют успешность выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные намерения связаны с престижем профессии, который часто находится в обратном отношении к ее массовости. Устойчивость профессиональных намере ний связана с осознанием учащимися требований, предъяв ляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению.

Методика 5. Диагностика творческого потенциала 

Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Творческий потенциал является интегративным показателем профессиональных возможностей специалиста и в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств.

 Методика 6. Диагностика структуры

сигнальных систем 

Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И. П. Павловым для обо значения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.

У животных сигналами приспособительных условно-реф лекторных реакций являются непосредственные раздражите ли — зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И. П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. По скольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уро вень отражения.

Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

На основе относительного преобладания у человека пер вой или второй сигнальной системы определяются выделен ные И. П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сиг нальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).

Основные отличия художественного типа от мыслитель ного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоцио нальность, а для «мыслителя» — дробление его на отдельные части, поиск смысла. В сфере воображения и мышления у «ху дожников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, эффективностью, а мыслительному типу более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Таким образом, люди художественного типа в большей сте пени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, матема тическими и логическими формулами, различными понятия ми.

Представители среднего типа сочетают в себе черты и ху дожественного, и мыслительного типов.

В целом И. П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате ново го способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению язы ка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов.

На основе этих теоретических положений был разрабо тан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.

Методика 7. Диагностика профессиональных 

предпочтений личности 

Диагностика профессиональных предпочтений личности проводится с помощью методики Е. А. Климова «Дифферен циальный диагностический опросник».

В основе этого опросника лежит разработанная Е. А. Кли мовым психологическая классификация профессий, которая предназначена для профориентационной работы.

 Методика 8. Определение ценностных ориентаций 

учащихся 

Предлагаемая методика позволяет выявить ценности, на которые ориентирована личность (что является значимым, важным для человека в жизни).

 

Методика 9. Определение уровня 

профессиональной направленности 

Профессиональная направленность характеризуется сис темой доминирующих потребностей и мотивов, а также от ношений, ценностных ориентации и установок. Компонен тами профессиональной направленности являются: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостоя ние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, уста новки, ожидания, готовность к профессиональному разви тию), социально-профессиональный статус.

На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное ха рактером ведущей деятельности и уровнем профессиональ ного развития личности.

Методика 10. Определение локализации контроля 

Локализация контроля, или, иначе, локус контроля, — это личностное качество, характеризующее склонность че ловека приписывать ответственность за результаты своей де ятельности внешним силам либо собственным способно стям и усилиям.

Первый вид локуса контроля называется экстернальный, т. е. внешний. Второй вид — интернальный, т. е. внутренний. Понятие локуса контроля предложено американским психоло гом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойст вом индивида, формирующимся в процессе его социализации.

Методика 11. Многоуровневый личностный 

опросник «Адаптивность»

А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина 

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шка лы:

— Достоверность (Д).

— Адаптивные способности (АС).

— Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

— Коммуникативные особенности (КО).

— Моральная нормативность (МН).

Методика 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича 

Система ценностных ориентации определяет содержа тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим лю дям, к себе самой и основу мировоззрения, ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика М. Рокича, опирающаяся на прямое ранжирова ние списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценно стей:

— терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

— инструментальные — убеждения в том, что какой-то об раз действий или свойство личности является предпочти тельным в любой ситуации.

Методика 13. Диагностика профессиональной

готовности учащихся 

Готовность — это активно-действенное состояние лично сти, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Изучению со стояния готовности к деятельности большое внимание уде лено в работе М. И, Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко и в других работах.

 

5.  Практикум 

5.1. Схема анализа профессии 

Цель занятия: ознакомить учащихся со схемой анализа профессии.

Задачи: 

— актуализировать знания по основам профессиоведения;

— изучить схему анализа профессии;

— сформировать и отработать умение содержательного ана лиза профессии.

 

  1. Рефлексия как фактор развития

профессионального самоопределения

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внут ренних психических актов и состояний. Как отмечает И. В. Дубровина с соавторами, способность к рефлексии формируется и развивается при выполнении действий кон троля и оценки, осознание смысла и содержания собствен ных действий становится возможным только тогда, когда учащийся готов самостоятельно рассказать о собственной деятельности, подробно объяснить, что и для чего он дела ет

Л. М. Митина, разрабатывая проблему конкурентоспо собной личности, считает, что изменение рефлексивных процессов характеризует непосредственно процесс осозна ния. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации воз можных точек зрения на проблему, позиций, способностей и приемов восприятия и поведения.  

  1. Технологии активизации профессионального

самоопределения

Цель занятия — ознакомить учащихся с технологиями активизации профессионального самоопределения.

Задачи: 

раскрытие понятия «профессиональное самоопределе ние»;

— рассмотрение уровней профессионального самоопреде ления;

— рассмотрение ряда активизирующих профконсультационных методик;

— стимулирование саморазвития и актуализация професси онального потенциала.

Одной из эффективных технологий активизации про фессионального самоопределения является профориентационная игра, которая в отличие от деловых игр и психотера певтических процедур рассчитана на реальные условия работы в школе (ограниченность времени проведения продолжительностью урока, необходимость работы с целым классом и др.). При проведении профориентационных уро ков подобные игры могут быть использованы в дополнение к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуаль ным и лекционным формам работы.

Упражнение «Человек — профессия» 

Цель — на ассоциативном уровне приобрести навык соот носить человека (в том числе и себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность различать профессиональные стереотипы.

 

Упражнение «Советчик» 

Цель — получение обобщенных представлений о профес сиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками.

 

Упражнение «Защита профессии перед родителями» 

Цель — анализ различных ситуаций профессионального самоопределения.

 

Упражнение «Пять шагов» 

Цель повысить готовность участников выделять приори теты при планировании своих жизненных и профессиональ ных перспектив, а также соотносить свои профессиональные цели и возможности.

 

Упражнение «Ловушки-капканчики» 

Цель — повышение уровня осознания возможных пре пятствий (ловушек) на пути к достижению профессиональ ных целей и формирование представления о путях преодоле ния этих препятствий.

 

Упражнение «Мои сильные стороны» 

Цель — повышение уровня осознания своих профессио нальных достоинств.

 

  1. Построение личной

профессиональной перспективы (ЛПП)

Цель занятия — повысить готовность оптантов осознанно выстраивать перспективы профессиональной деятельности.

Задачи: 

сформировать знания о ЛПП;

— ознакомиться с методикой построения перспективы бу дущей профессиональной деятельности;

— сформировать умения построения и коррекции ЛПП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из приоритетных направлений в современном образовательном процессе

Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является трудовое обучение и воспитание в педагогическом процессе. Каждый год сотни тысяч юн...

Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников

Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников...