Формирование читательской компетенции в процессе смыслового чтения
статья (5 класс)

Галина Александровна Бунтова

Методические рекомендации на основе педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности обучающихся в процессе смыслового чтения

Научить современных школьников вдумчиво читать художественный и научно-популярный текст, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать - задача курса «Основы смыслового чтения». который включен в в нашем образовательном учреждении  в учебный план 5  класса.  

В начале этого и прошлого учебного года я проводила  входную диагностику на выявление уровня сформированности грамотности чтения у пятиклассников по следующим направлениям:

1.Навык смыслового чтения:

выразительно читать, отвечать на вопросы потексту,выделять главную мысль,

озаглавливать текст, составлять вопросы репродуктивного и конструктивного уровня.

2. Вторая  группа заданий направлена на проверку умения извлекать из текста информацию, содержащую результаты сравнения, на проверку умения систематизировать  информацию, формулировать на основе прочитанного несложные выводы.

3.Третья группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, типа текста, особенности передачи мысли с помощью образных языковых средств.

4.Четвертая группа заданий выявляет умения обучающихся интерпретировать и обобщать полученную информацию, понимать общий смысл текста,

Наибольшие затруднения вызвали у учащихся задания на выстраивание фактов в определенном порядке, кроме того, вызвали затруднения задания, проверяющие умения точно понимать информацию, содержащуюся в тексте, умение при выборе ответа воспользоваться ею и сделать вывод, умение аргументировать свою точку зрения.

Выявленные трудности показали необходимость не только  внесения изменений в повседневную работу с текстом на уроках, но и  целенаправленного формирования у детей способов самостоятельной работы с текстом. Именно этому мы стараемся научить 5-классников на уроках курса «Основы смыслового чтения».

Для анализа детям предлагаются научно-популярные тексты на  разные темы и из разных  научных областей (в основном из детской энциклопедии типа «Все обо всем», соответствующие возрастным особенностям подростков и вызывающие у них интерес,  а также материал учебных статей  по разным дисциплинам. Углубленная работа с научно-популярным текстом способствует более качественному формированию ключевых компетенций, являющихся базовыми для дальнейшего образования.

Программа предполагает как традиционные, так и инновационные подходы к данному процессу. На уроках используются следующие приемы работы с научно-популярным текстом:

1.Работа со словарем, т. е. нахождение и объяснение слов, без пониминия зачения которых не будет правильно и полно понят текст.

2.Составление учителем системы вопросов, на которые в тексте нужно найти ответы.

3.Выделение при чтении главной мысли каждого абзаца, запись ее или оформление значком, картинкой, обоснование основной мысли и доказательство.

4.Деление текста на смысловые части, выделение в них опорных пунктов, которые являются стержнем абзаца или текста.

5.Выделение материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение. Анализ понятий позволяет в дальнейшем самостоятельно формулировать их, избегать широко распространенной ошибки – подмены понятия раскрытием примеров.       6. Сравнение различных объектов и понятий, составление сравнительных характеристик. 7. Составление разных планов текста.

8.Использование графического материала статьи (иллюстрации, таблицы, графики).

9. Целенаправленная работа с теми вопросами, которые имеются в учебниках в конце статей. Можно, например, составить план прочитанного с помощью системы вопросов, ответы на которые являются смысловыми опорными пунктами в данном тексте.

Одним из главных приемов при работе с научно-популярным текстом стал прием чтения с одновременной его маркировкой, когда учащимсяся предлагается система пометок (инсерт):

1.   После прочтения текста  с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы проводится обсуждение информации. Обратила внимание, что дети часто делают пометы формально (все знают, ничего нового не увидели).

    В процессе учебной деятельности была выявлена наиболее эффективная последовательность действий ученика при работе с научно-популярным текстом, план которой состоит из следующих пунктов:

  1. Прочитать текст  от начала до конца.
  2. Определить описываемое явление и найти главный вопрос, т.е. определить тему.
  3. Найти ответ на вопрос, т.е. определить основную мысль.
  4. Увидеть, как доказывается основная мысль, найти в тексте доказательства.
  5. Выделить в каждой части новую информацию, новые термины.
  6. Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.
  7. Осмыслить целое, доказать основную мысль.

  Организационные формы для проведения обсуждения содержания текста могут быть разнообразны. Наиболее простая форма  - вопросы и ответы с фиксацией ответов на доске и в тетрадях. Эффективны  групповые формы работы. Например:

  1. «Хочу поделиться»: обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты.. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. Остальные слушают, задают вопросы на понимание  Затем ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
  2. «Кто что понял?»: дети одной группы читают одинаковые тексты, затем они слушают первого читателя, который рассказывает о том, что понял, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Выступает другой участник группы, который высказывает соображения по поводу предыдущего выступления. Продуктом работы группы, кроме выполненного задания, может быть список вопросов, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно.
  3. «Хочу сказать»: ученики читают текст и выполняют задания к нему. В классе они попарно поверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает желающим ответить на вопрос к тексту.
  4. «Зри в корень»: детям в группе предлагается один текст, после прочтения и осмысления которого они оформляют опорный конспект, схему, таблицу, иллюстрацию на большом листе, которые затем   вывешиваются  его на доске, и  дети поочередно поясняют свою работу. 

5. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

6. Инсерты –интерактивная система заметок для эффективного чтения

7. Денотатные графы –метод выявления проблем текста (от латинского обозначаю и греческого пишу) способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Примеры можно найти в рабочей тетради по учетному комплекту С.Львовой (6 класс).

В качестве примера приведу задания, которые были предложены на уроке, в основе с использованием  интерактивной технологии – работа в малых группах

Класс разделен на 4-5 групп. Всем группам выдан один и тот же текст о саванне и лугах. После прочтения  группам были выданы задания:

1.На ватманском  листе записать сходство саванны и лугов, составить  коллаж.

2.  Сотавить таблицу различий.

3 На интерактивной доске распределить растения по месту произрастания – в саванне или на лугах.

4.Там же «расселить» животных по местам их обитания и объяснить взаимосвязь флоры и фауны.

5. На карте обозначить флажками, где находится саванна, а где луга.

В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению любой тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым смыслом. Умения и навыки работы с текстомсохраняются на всю жизнь.  тот ученик, который научился самостоятельно работать с текстом, сможет и дальше использовать книгу для пополнения своих знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетенции учащихся III ступени на уроках внеклассного чтения.

Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьника, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя.Как важно на...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Читательский дневник (по технологии смыслового чтения)

КНИГА №____ 1. Как называется прочитанная тобою книга?... 2. Кто ее автор? Что ты о нем знаешь?... 3. Когда была написана эта книга? На каком языке ее написали?... 4. Понравилась л...

Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодифика...

«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...