Применение методов активизации познавательной деятельности в школах на уроках
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Основные способы активизации познавательной деятельности:

1. Опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности.

2. Включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем.

3. Использовать дидактические игры и дискуссии.

4. Использовать такие методы обучения, как беседа.

5. Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся и побуждают их к старательному учению.

Степень активности учащихся является реакцией, а методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесный метод, наглыдный метод и практический метод.   

Словесный метод включает в себя четыре составляющие, такие как:

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

4. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии.

Наглядный метод заключатся в организации работы учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы заключаются в том, что учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

В таблице описаны приемы, которые помогают с управлением познавательной деятельностью учащихся.

Критерии

Наименование приема

Характеристика

Примы, активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

Прием новизны

Включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием семантизации

В основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов

Прием динамичности

Создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии

Прием значимости

Создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью

Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала

Эвристический прием

Задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу

Исследовательский прием

Учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний

Прием натурализации

Выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке.

Также, эффективно проводить активизацию познавательной деятельности на внеклассных мероприятиях.

Внеклассные мероприятия подразумевают под собой события или занятия в коллективе, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия и активизации познавательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики

Методы активизации познавательной деятельности на уроках математики...

ИГРОСИСТЕМА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

Краткая аннотация работы. Авторы обосновывают использование дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности пятиклассников и предлагает формы организаци...

Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.

Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавате...

Статья "Устный счёт как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Вашему вниманию представляются размышления автора по поводу активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью устного счёта, занимательных заданий, дидактических игр и др...

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...