Использование современных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности
статья

познакомить с понятием "педагогическая технология"; показать роль использования различных педагогических технологий с целью достижения намеченного образовательного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза

Василия Прокатова»

Муниципальный семинар

заместителей директоров по учебно-воспитательной работе

Доклад на тему:

 «Использование современных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Подготовила:  учитель русского языка

                                                         и литературы

                                                                   1КК Таранова О.В.

с. Дерезовка,  2019  г.

     Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из   школы?

Конечно же, умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Чтобы их реализовывать,   возникает  необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению  и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через проектирование урока с использованием различных педагогических технологий, которые располагают всеми средствами, активизирующими   деятельность учащихся, и составляют главную идею и причину эффективности результатов.

Существует несколько подходов к определению педагогической технологии.

Педагогическая технология – это хорошо спроектированная, целенаправленная деятельность, представляющая ряд логически построенных учебных этапов с применением ряда точно обозначенных приёмов, когда для каждого этапа предполагается определённый результат.

Образовательная технология – это  система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса.

Однако надо учитывать и личностный фактор. Нужно помнить, что живое общение является одним из факторов успешного познания мира. Таким образом, знания становятся средством становления личности, а творческая активность педагога и учащихся становятся частью педагогической технологии.

 «Педагогическая технология»   представлена тремя аспектами.

1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2. процессуально-описательным: описание  процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении,  в качестве реального процесса обучения.

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна соответствовать  основным критериям .

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность предусматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Использование современных инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

Современная наука даёт учителю возможность использовать целый ряд педагогических технологий, таких как:

  • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
  • технологии, основанные на создании учебных ситуаций
  • технологии, основанные на реализации проектной деятельности
  • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания  в учебный процесс
  • ИКТ.

Таким образом, каждый учитель имеет возможность выбирать и использовать различные педагогические технологии, с целью достижения намеченного образовательного результата.

Наша школа работает по теме  « Использование современных педагогических   технологий в урочной и внеурочной деятельности», что позволяет учителям-предметникам использовать различные педагогические технологии, как:

личностно-ориентированные технологии,

проектные технологии,

технологии исследовательского обучения,

информационно - коммуникационные технологии,

игровые технологии,

здоровьесберегающие технологии,

технология проблемного обучения,

технология «Портфолио» и другие.

Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных способов обучения; обеспечивают связь теории с практикой и становление организационных, проектных, коммуникативных навыков.

Использование данных технологий позволило стимулировать самостоятельность учащихся, повысить самооценку ученика, развить наблюдательность, творческие способности, раскрыть потенциальные возможности личности.

Образовательные технологии используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Во всех технологиях присутствуют следующие компоненты: 

- целевая направленность

- научные идеи, на которые опирается технология

- системы действия учителя и ученика

- результаты

- презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, творческой работы и т.д.);

  • рефлЕксия результата и процесса.

Давайте рассмотрим  эти технологиями подробно.

Личностно-ориентированные технологии 

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Технология обучение в сотрудничестве -  эта одна из технологий личностно –ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого участника группы,  за собственные успехи и успехи товарищей;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, обучая  своих учеников:

 взаимодействовать в группе с любым участником;

 работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

 вежливо и доброжелательно общаться с одноклассниками;

 испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса;

 полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

 Проектные технологии

Проектная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов работы над проектом:

. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.

. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и так далее.

. Обобщение результатов и выводы

-Презентация проекта

  При работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Основные принципы проектной деятельности:

- принцип детоцентризма.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

- принцип кооперации.

В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

-принцип опоры на субъектный опыт учащихся.

Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

-принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

-принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

- принцип связи исследования с реальной жизнью.

- принцип трудной цели.

Благодаря использованию проектных технологий повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности

Технология исследовательского обучения - развитие интеллектуально-творческого потенциала  школьника   совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

    Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

   Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Технология исследовательского обучения даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ в образовании позволяет повысить эффективность обучения и самообучения.

Среди основных компетентностей, требующих формирования и развития в современной школе, выделяют ИКТ–компетентности, которые включают в себя умение работать с информацией, решать распространённые информационные задачи с помощью современных общедоступных информационных ресурсов (инструментов и источников). Обучение в значительной степени строится на работе с информацией.

Результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:

 в центре технологии обучения - ученик;

в основе учебной деятельности – сотрудничество;

 позиция обучающегося в учебном процессе – активная;

перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

ИКТ позволяют  на   уроках и во внеурочной деятельности демонстрировать  видеосюжеты и иллюстративные фрагменты электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися.

При использовании ИКТ повышается эффективность обучения; осуществляется индивидуальный подход в обучении; расширяется объём предъявляемой учебной информации; обеспечивается гибкость управления учебным процессом; повышается качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.  Дети  учатся  выбирать нужную и полезную информацию.

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология проблемно-диалогического обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение   знаниями  и развитие мыслительных способностей.

Данная технология представляет  следующие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
  • поиск решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. Игровые технологии  помогают  развивать все виды универсальной деятельности   школьников:

  • осваиваются правила поведения и роли в группе;
  • рассматриваются возможности самих групп;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Практика использования игровых технологий показывает, что при работе по данной технологии раскрываются потенциальные возможности личности. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, соревнование, реализуемые в таких формах как интеллектуальный контакт, сотрудничество, деловое общение. В итоге повышается качество знаний учащихся.

Подробно с этой технологией познакомимся на мастер – классе, который проведет учитель начальных классов Высоцкая И.Ф.

Здоровьесберегающие технологии  обеспечивают    высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья

Задача   каждого учителя -  защитить   психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы   условно  можно разделить на три группы:

1)эколого-гигиенические(природно-средовые);

2)организационно-педагогические;

3)психолого-педагогические.  

Здоровьесберегающие технологии позволяют снизить утомляемость, улучшают эмоциональный настрой и повышает работоспособность   школьников, а это   способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке и во внеурочное время, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме. 

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Система инновационной оценки "портфолио":

Портфолио   — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

 Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования ученика , увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика

продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

· закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения учащимися  более верными и ответственными

Таким образом, использование современных педагогических технологий    в учебном процессе и во внеурочной деятельности      дает   возможность учителю :

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбрать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Современные педагогические технологии    помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике.

 Я считаю,  что учитель  должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая  одухотворена ее главным автором – Учителем.

Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное  -  гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.

 

                                                                   

                 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель русского языка и литературы 1КК Таранова О.В.

Слайд 2

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Слайд 3

Педагогическая технология представлена тремя аспектами: 1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2. процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3. процессуально-действенным: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Слайд 4

Критерии педагогических технологий: концептуальность с истемность у правляемость э ффективность в оспроизводимость

Слайд 5

Виды педагогических образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода; технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения; технологии, основанные на создании учебных ситуаций; технологии, основанные на реализации проектной деятельности; технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс; информационно-коммуникативные технологии.

Слайд 6

Современные педагогические технологии, которые используются в школе: личностно-ориентированные технологии, технология обучения в сотрудничестве, проектные технологии, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, технология проблемно-диалогического обучения, игровые технологии , здоровьесберегающие технологии, технология «Портфолио»

Слайд 7

Структура педагогической технологии целевая направленность; научные идеи, на которые опирается технология; системы действия учителя и ученика; результаты; презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, творческой работы и т.д.), рефл е ксия результата.

Слайд 8

Личностно-ориентированные технологии Технология обучения в сотрудничестве Принципы: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого участника группы, за собственные успехи и успехи товарищей; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; общая оценка работы группы .

Слайд 9

Технологии проектной деятельности Этапы работы над проектом : - постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач. - обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов. - самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя. - продумывание хода деятельности, распределение обязанностей. - исследование: решение отдельных задач - обобщение результатов и выводы - презентация проекта

Слайд 10

Принципы проектной деятельности: принцип детоцентризма; принцип кооперации; принцип опоры на субъектный опыт учащихся; принцип учёта индивидуальности учащихся; принцип свободного выбора ; принцип связи исследования с реальной жизнью; принцип трудной цели.

Слайд 11

Технология исследовательского обучения Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения Этапы исследовательской работы 1. Выбор темы. 2. Постановка цели и задач. 3. Гипотеза исследования. 4. Организация исследования. 5. Подготовка к защите и защита работы.

Слайд 12

Информационно-коммуникационные технологии ИКТ–компетентности умение работать с информацией, -решение распространённых информационных задач с помощью современных общедоступных информационных ресурсов

Слайд 13

Основные аспекты ИКТ: в центре технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности – сотрудничество; позиция обучающегося в учебном процессе – активная; перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

Слайд 14

Технология проблемно-диалогического обучения Этапы проблемно-диалогического обучения 1. Создание проблемной ситуации. 2. Формулирование учебной проблемы. 3. Актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы. 4. Поиск решения проблемы, открытие нового знания. 5. Применение нового знания. 6. Выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Слайд 15

Игровые технологии В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Слайд 16

Здоровьесберегающие технологии Цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, - сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, - научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 17

Система инновационной оценки "портфолио» Портфолио— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Цель портфолио: — представить отчёт по процессу образования ученика, - увидеть «картину» значимых образовательных результатов, - обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика.

Слайд 18

Типы портфолио портфолио достижений, портфолио – отчет, портфолио – самооценка, портфолио – планирование моей работы

Слайд 19

Использование современных педагогических технологий дает возможность: повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, - предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Применение метода проектов, тркмчп, развивающего обучения в своей практике...

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности

Использование современных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности...

Экспериментальное исследование«Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Свидетельство об участии в работе Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Применение современных образовательных техно...

"Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"

Сегодня в школьной системе происходят значительные изменения, которые требуют от педагогов использования новых методов, технологий, нового подхода, т.к. меняется не только система в целом, но и мир во...

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

Использование инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности

Как ссделать процесс получения информации осознанным и целенаправленным? Критическое мышление - это знание и понимание того, что узнано. Формирование познавательной активности учащихся лежит в основе ...