КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
презентация к уроку

Козлова Людмила Анатольевна

Одна из проблем современной системы образования - узость и безликость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать все планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные). С помощью этих отметок мы оцениваем только предметные достижения. А как оценить стремление ребёнка к цели? Как измерить его творческий потенциал и метапредметные навыки? Формирующее оценивание – это процесс наблюдений за учеником, а отметка – это лишь промежуточный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ –НЕОБХОДИМОЕУСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС»

   

СЛАЙД 1

  Одна из проблем современной системы образования - узость и безликость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут быть только положительные «3», «4» и «5». Это не позволяет фиксировать все планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные). С помощью этих отметок мы оцениваем только предметные достижения. А как оценить стремление ребёнка к цели? Как измерить его творческий потенциал и метапредметные навыки? Формирующее оценивание – это процесс наблюдений за учеником, а отметка – это лишь промежуточный результат.

СЛАЙД 2.

Выделяются следующие недостатки системы оценивания:

  • невозможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного обучающегося;
  • малоинформативность: отметка часто не дает обучающемуся и родителям точного представления о реальных успехах;
  • отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на обучающегося и родителей. 

В последнее время разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Наибольшую известность получили следующие:  

 СЛАЙД 3

1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий.

Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала.

2. Портфолио. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию об ученике; профиль его достижений в динамике, например, по четвертям; информацию о внеурочной активности.

3. К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы. 

СЛАЙД 4

Меня особенно заинтересовала рейтинговая система оценивания знаний. Эта система подходит для уроков литературы и других устных предметов, когда учитель часто  сталкивается с невозможностью поставить оценку  за  неполный ответ, а ученик уверен в том, что он отвечал, а оценка его либо не устраивает, либо не поставлена.

Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность:

СЛАЙД 5

Обычная система

Рейтинговая система

Оценка выставляется за единичный ответ (что порой сделать нелегко)

Позволяет вести систематический учет результатов деятельности школьников (в течение двух недель)

Настраивает учащихся на определённую работу на конкретном уроке, за которую будет получена оценка

Требует систематической и последовательной работы

Способствует пассивности учащихся во время других уроков

Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся в течение длительного времени

Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, на подготовку к урокам только ради получения оценок

Создает свободу выбора способов деятельности и продолжительности их выполнения

Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает условия для перегрузки учащихся

Приучает учащихся планировать свою подготовку, накапливать баллы постепенно

Данная рейтинг-система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Устанавливается срок, в течение которого учащийся накапливает баллы, которые потом переводятся в оценку.  Оценка выставляется в соответствии с набранными баллами, кроме контрольных работ (сочинений) и зачёта наизусть. При такой системе количество набранных баллов постоянно варьируется, в зависимости от способов деятельности и активности учащихся. К примеру,  в 9-11 классах в неделю 3 часа литературы. Значит, за 2 недели  у каждого учащегося обязательно должна быть оценка. Это и будет срок, в течение которого школьники зарабатывают баллы. За неделю максимальное количество баллов набрал Иванов В. – 15, минимальное Петров С. - 9. Значит, за 9 б. ставится отметка «3», за 10-13 баллов – «4», за 14 – 15 – «5». На следующей неделе максимальный балл 20, система перевода баллов в отметки будет другая.

СЛАЙД 6

Но есть так называемый первоначальный капитал (единичные баллы)

СЛАЙД 7

Иногда учащиеся сами предлагают виды работ, за которые могут получить дополнительные баллы: написать конспект критической статьи по произведению (учитель этого не задавал), не только выучить наизусть стихотворение, но и сделать его анализ, составить опорный конспект  по теме урока, подготовить сообщение или проект.

СЛАЙД 8

Активизации работы учащихся на уроке способствуют разные виды формирующего оценивания:

 1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);

2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);

3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (на уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить "5" или "4).

СЛАЙД 9

Дети отмечают, что данная система позволяет:

  • самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных баллов;
  • возможность сравнения своего текущего результата с предыдущим;
  • возможность наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;
  • избавление от страха получить «двойку» на конкретном уроке;
  • возможность воспитать трудолюбие и самодисциплину;
  • стимул к повышению уровня подготовки.

Для  учителя данная система важна тем, что обеспечивает:

– бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательную атмосферу урока;
– рост сознательности, повышение активности учащихся;
– наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов.

СЛАЙД 10

Есть и минусы в данной системе:

-ежеурочное отслеживание результатов каждого ребёнка, ведение отдельного журнала;

-дополнительная проверка тетрадей;

-отслеживание всех действий учащихся на уроке, предельное внимание к каждому;

-индивидуальный подход (пропуски по уважительной причине).

СЛАЙД 11

Результаты обучения при формирующем оценивании:

1.Повышается качество обучения.

2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.

3.Повышается мотивация, учащиеся воодушевляются из-за больших возможностей.

Основная цель введения элементов формирующего оценивания - это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и решиться внести в неё что-то новое, понимая, что это может принести огромную пользу детям.

Термин «формирующее оценивание», таким образом, приобретает несколько смыслов. С одной стороны, это процесс оценивания индивидуальных достижений учащихся. Основными признаками его являются критериальность и накопительно-балльная система. С другой стороны, это оценивание, позволяющее формировать личность ребёнка, т.е. осознание им самим успешности или неуспешности обучения. И тогда мы используем многочисленные приёмы, создающие обратную связь и рефлексию.

Бесспорно одно: формирующее оценивание – это оценивание для обучения. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику получить информацию о том, насколько успешно осуществляется процесс обучения и учения. На основе формирующего оценивания педагог может перестроить процесс обучения так, чтобы он стал более индивидуализированным и эффективным.

СЛАЙД 12, 13

И в заключение давайте побудем в роли учеников и попробуем выразить главную мысль нашего сегодняшнего разговора с помощью синквейна.

ОЦЕНИВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ       ВСЕСТОРОННЕЕ

ВЫЯВЛЯЕТ  МОТИВИРУЕТ ВДОХНОВЛЯЕТ

ПРОЦЕСС НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДОСТИЖЕНИЯМИ

ДВИЖЕНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Качественная оценка достижений учащихся – необходимое условие внедрения обновленных ФГОС»

Слайд 2

невозможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного обучающегося; малоинформативность : отметка часто не дает обучающемуся и родителям точного представления о реальных успехах; отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления на обучающегося и родителей. Недостатки системы оценивания:

Слайд 3

Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий. Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала. 2. Портфолио . 3. Рейтинговая система, основанная на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы. Новые формы оценивания знаний

Слайд 4

объективность, системность, плановость, наглядность, надежность качества индивидуальных учебных достижений. Технология формирующего оценивания индивидуальных достижений школьников

Слайд 5

Обычная система Рейтинговая система Оценка выставляется за единичный ответ (что порой сделать нелегко) Позволяет вести систематический учет результатов деятельности школьников (в течение двух недель) Настраивает учащихся на определённую работу на конкретном уроке, за которую будет получена оценка Требует систематической и последовательной работы Способствует пассивности учащихся во время других уроков Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся в течение длительного времени Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, на подготовку к урокам только ради получения оценок Создает свободу выбора способов деятельности и продолжительности их выполнения Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает условия для перегрузки учащихся Приучает учащихся планировать свою подготовку, накапливать баллы постепенно Сравним:

Слайд 6

своевременное и правильное ведение тетради (1-5 баллов); посещение всех уроков (1 балл); наличие художественного текста на каждом уроке (1 балл); ответы на уроке (1-10 баллов). Оценки за письменные работы, сочинения, выразительное чтение наизусть – традиционно. Копилка

Слайд 7

Конспект критической статьи Анализ выученного наизусть стихотворения Опорный конспект по теме урока Проект Сообщение Дополнительные баллы (учитель не задавал):

Слайд 8

Взаимопроверка Самооценка Групповая работа Активное слушание Виды формирующего оценивания

Слайд 9

Учащийся Учитель Позволяет самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных баллов; бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательная атмосфера урока; наметить для себя результаты рост сознательности, повышение активности учащихся стимул к повышению уровня подготовки наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов избавление от страха получить «двойку» на конкретном уроке Плюсы рейтинг-системы

Слайд 10

ежеурочное отслеживание результатов каждого ребёнка, ведение отдельного журнала; дополнительная проверка тетрадей; отслеживание всех действий учащихся на уроке, предельное внимание к каждому; индивидуальный подход (пропуски по уважительной причине). Минусы рейтинг-системы

Слайд 11

Повышается качество обучения. Улучшается успеваемость отстающих учеников. Происходит понимание и углубление знаний на уроке. Повышается мотивация, учащиеся воодушевляются из-за больших возможностей. Результаты обучения при формирующем оценивании:

Слайд 12

1 строка (одно слово) – сущ., главная тема, мысль 2строка (два слова) – прил., качества первого слова 3 строка (три слова) – глаг., действия первого слова 4 строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль 5 строка (одно слово) – сущ., синоним первому слову. Вывод, заключение. ОЦЕНИВАНИЕ

Слайд 13

ОЦЕНИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВСЕСТОРОННЕЕ ВЫЯВЛЯЕТ МОТИВИРУЕТ ВДОХНОВЛЯЕТ ПРОЦЕСС НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДОСТИЖЕНИЯМИ ОБЩЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы оценки достижений учащихся в контексте ФГОС

В презентации рассмотрены методы оценки на уроках ИЗО....

Методы оценки достижения учащихся в контексте ФГОС на основе личностных УУД

Новый подход к оцениванию уровня исполнения работ учащимися, которые  обеспечиваются  ценностно –смысловой ориентацией учащихся(знание моральных норм,умение соотносить поступки и  событ...

Использование современного оборудования в образовательном процессе как необходимое условие внедрения нового ФГОС

Основная цель перехода на стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающего современным социально-экономическим условиям России. Масштабные националь...

«Создание системы оценки достижения учащимися планируемых результатов в процессе реализации ФГОС ООО».

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ос­новной образовательной программы – это система,  направленная на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в о...

Роль родителей учащихся в условиях внедрения ФГОС

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной прогр...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...