Педагогический сценарий
методическая разработка (7 класс)

Порфирьев Вячеслав Петрович

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_pedagogicheskiy_stsenariy.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический сценарий. Педагог как сценарист

Сценарий – это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для предстоящего события.

Сценарист – автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и т. д. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссер выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу, а автор произведения по возможности является соавтором сценария или консультантом.

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

сценарий для себя;

сценарное описания для коллег-учителей;

сценарий как техническое задание.

Разберем каждый случай подробнее.

1. Учитель готовит сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского урока. В отличие от плана-конспекта учитель должен более четко продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, учитель подбирает соответствующие дидактические приемы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся мультимедийные средства обучения.

2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Учитель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому.

Как правило, такой вариант сценария учитель пишет уже после подготовки и даже проведения урока, когда внесены возможные коррективы, проверены на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

3. Сценарий может стать настоящим техническим заданием, если учитель ориентирует его тому, кто поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Такой сценарий еще более подробен. Учитель должен прописать свои требования к фону, цвету, звуковому сопровождению, динамике фрагментов, желаемых эффектах, порядок перехода от одного учебного эпизода к следующему и многое другое.

В сценарии урока больше внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются варианты «отклика» на разные действия учащихся.

Схема сценария может быть следующей:

автор (составитель) сценария, год составления;

название сценария;

адресат, целевая аудитория;

цель занятия;

задачи личностные, метапредметные и предметные;

подробное описание подготовки к занятию (обеспечение, оформление, распределение функций);

сценарий занятия (описание возможных действий учителя и учеников в связи с задачами) с методическими ремарками;

варианты подведения итогов занятия;

использованная литература.

Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.

2.4.2. Дизайн сценария

Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и/или жизненных ситуаций с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Основные категории объекта дизайна:

образ – идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

функция – работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

морфология – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

технологическая форма – морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта, дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии;

эстетическая ценность – особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Дизайн-сценарии – это полезные инструменты для обмена идеями о пользовательских действиях. Рисование дизайн-сценариев позволяет формализовать предположения и взглянуть на них под новым углом.

Сценарии могут быть использованы не только для описания того, что в данный момент происходит внутри системы или в окружении, но и для описания желаемого поведения системы. Они позволяют сфокусироваться на ее ключевых особенностях.

Как говорил Стив Джобс: «Дизайн – это не просто что-то, на что мы смотрим или ощущаем. Дизайн – это то, как оно работает».

Варианты дизайна сценария:

генерация идей – упрощает процесс обсуждения идей сценария, помогает анализировать, формализовывать и делиться видением будущего урока;

многократное повторение (итерация) – создание дизайна по имеющимся лекалам или «на лету», изучая учеников и коллег;

тестирование – создание сценария на основании детальной документации (рекомендаций, положений, инструкций и т. п.), в которой описывается что, как и кода делать.

Дизайн сценария урока. Элементы дизайна урока.

Уровни педагогического дизайна:

уровень системы курсов или курса, предназначенного для решения многих задач;

уровень «урока» (этап, необходимый для решения одной задачи, а не фиксированное время в учебном расписании);

уровень «педагогического события»;

уровень «учебного шага».

Прежде чем приступать к созданию педагогического (дидактического) материала любого уровня, автору необходимо решить следующие задачи:

определить «круг зрителей» данного ресурса (возрастная характеристика, тип деятельности обучаемых, форма обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

определить вид создаваемого ресурса: презентация, сайт, электронный учебник и т. д.;

определить жанр;

определить, на какую часть учебной деятельности (потребность, задача, мотивы, операции) рассчитан данный ресурс;

выделить базовую информацию, которая будет представлена в информационном ресурсе;

описать его структуру: линейный сценарий, предполагающий последовательное изучение курса, наличие различных вариантов обучения – базовый, углубленный, «облегченный», проблемно-ориентированный сценарий с хорошо разработанной навигационной структурой, которая позволяет учащимся легко перемещаться по учебному материалу;

ответить на вопрос «Зачем создается данный информационный ресурс, какие он имеет преимущества в достижении высокого уровня образовательного процесса перед традиционными ресурсами или перед уже существующими электронными?»;

возможность использования разработанного материала (т. е. это нужно только вам или представляет ценность для других);

возможность распространения распространения данного материала;

установить статус материалов – официальный, научный, научно-популярный, учебно-методический, справочный;

определить методы взаимодействия обучаемых с созданным дидактическим материалом;

при выборе материала для иллюстраций надо иметь в виду, что современные ученики выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, они уже приучены воспринимать зрительные образы, поэтому предоставляемый материал должен быть красочным, иметь высокое качество исполнения;

необходимо избегать языковых ошибок и стилистических недочетов;

следует использовать достижения современных мультимедиатехнологий для повышения наглядности материала (слайд-шоу из фотографий, рисунки, видеофрагменты);

создаваемый педагогический ресурс должен быть оформлен в едином стиле, иметь титульный лист, содержать информацию об авторах.

Учитель заранее делает дизайн урока. В дизайне отражаются элементы урока, с помощью которых строится конструкция урока:

структуры (логическая и деятельностная);

логические операции мышления;

связь;

вопросы;

дополнения и результаты;

отражение или же презентация.

Ключевые идеи дизайна урока

1.     Привлекательность и полезность урока.

Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс, а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).

2.     Интерактивность, максимальная степень активности обучающихся.

Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высокой. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины педдизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.

3.     Направленность на закрепление конкретных навыков.

Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», т. е. применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, просто консультация по этой теме другого ученика и т. п.

Элементы дизайна урока:

полное представление о контексте обучения;

портрет слушателя;

определенная потребность в обучении;

проработанная и детализированная задача обучения;

стратегии обучения;

категории знаний;

создание сценария обучения;

подбор технологий;

тип обратной связи;

инструменты оценки.

Дизайн сценария урока позволяет сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий методического мероприятия для учителей "Выставка- ярмарка педагогических идей"

Цель методического мероприятия - распространение педагогического опыта учителей  школы....

Сценарий августовского педагогического совета

Августовский педагогический совет...

Сценарий конкурса педагогического мастерства "Педагогический дебют"

Сценарий состоит из двух частей :торжественная и основная .Проводится среди педагогов дополнительного образования...

Педагогический сценарий разработки обучающего приложения для школьников «Конвертер»

Педагогический сценарий разработки обучающего приложения для школьников «Конвертер»(для общеобразовательного учебного занятия)...

Педагогический сценарий

Педагогический сценарий социального проекта "Строки из детства"...

Сценарий итогового педагогического совета «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА»

Сценарий итогового педагогического совета в нетрадиционной форме. Педагогическая ярмарка  проходила в год, объявленный в России годом педагога-наставника.  На ярмарке в качестве товара ...