«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа» – К.Д.Ушинский.
статья

Чернюк Анастасия Геннадьевна

«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа» К.Д.Ушинский.

   Имя Константина Дмитриевича Ушинского в наше время признаётся как имя гениального педагога: его идеями и опытом широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Ушинский разработал вопросы дидактики и методику первоначального обучения, осветил важнейшие вопросы воспитания, понял значение родного языка, им созданы пособия для начальной школы. Труды К. Д. Ушинского  не утратили своей актуальности и сегодня. К сожалению, мы не умеем пользоваться этим величайшим наследием. Имя Ушинского носят академия, педагогические учебные заведения, библиотека и даже премия. И вот, казалось бы, наступил тот момент, когда плоды трудов Константина Дмитриевича должны широко использоваться современными деятелями в образовании и воспитании, но прогресса, к сожалению, нет. Мы стоим на одной точке и не можем двинуться с места, а воспитание детей ограничивается  скупыми фразами в многочисленных отчётах, программах, которым свойственны сухость и малосодержательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание – величайший вопрос человеческого духа»  К.Д.Ушинский.

   Имя Константина Дмитриевича Ушинского в наше время признаётся как имя гениального педагога: его идеями и опытом широко пользуются во всех областях воспитания и обучения. Ушинский разработал вопросы дидактики и методику первоначального обучения, осветил важнейшие вопросы воспитания, понял значение родного языка, им созданы пособия для начальной школы. Труды К. Д. Ушинского  не утратили своей актуальности и сегодня. К сожалению, мы не умеем пользоваться этим величайшим наследием. Имя Ушинского носят академия, педагогические учебные заведения, библиотека и даже премия. И вот, казалось бы, наступил тот момент, когда плоды трудов Константина Дмитриевича должны широко использоваться современными деятелями в образовании и воспитании, но прогресса, к сожалению, нет. Мы стоим на одной точке и не можем двинуться с места, а воспитание детей ограничивается  скупыми фразами в многочисленных отчётах, программах, которым свойственны сухость и малосодержательность.

   «Отчего же дерево, посаженное педагогом и мыслителем, отдавшим всю свою жизнь великому делу воспитания человека, оказалось бесплодным именно в то время, когда даны все внешние условия для его расцвета? В чём искать причины?  Не в том ли, что сорвав плоды с живого дерева творческой мысли Ушинского, наши современники обрубили его корни и бросили их, как ненужные? Дерево засохло и не даёт больше плодов»,  указывает В. Я. Василевская в своей работе «Учение К. Д. Ушинского о воспитании».

Какая же мысль лежит в основе педагогической системы К.Д.Ушинского?  Почему воспитание, по словам самого реформатора, – это величайший вопрос человеческого духа? Ответить на данный вопрос крайне сложно. «Педагогика  первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека»,  говорил Константин Дмитриевич. «Из стремления к совершенству вырастают и величайшие добродетели, и величайшие пороки. Новые поколения появляются на свет Божий, растут, требуют от нас воспитания, а воспитание требует определённого направления, цели, убеждений». Каким же путём идти к совершенству?  «Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге, указывая на живой идеал совершенства Христа».   

    В. Я. Василевская в своей работе «Учение К. Д. Ушинского о воспитании»:  «В словах Спасителя «Приидите и научитесь от Меня и найдёте покой душам вашим»  слово «покой» не означает бездеятельность. «Покой», который обещает Христос, Ушинский понимает как осуществление нравственной жизни. «Прийти ко Христу и научиться от Него не значит ли, — пишет Ушинский, — принять на себя деятельность, пренебрегающую не только наслаждением, но и величайшими страданиями?» Понимая деятельность как закон жизни души, Ушинский очень близко подходит к учению святых отцов о «делании духовном». Это понятие по существу является ведущим во всём учении Ушинского о воспитании как в общем понимании путей нравственного воспитания, так и в отдельных конкретных указаниях по вопросам руководства ребёнком в процессе его развития».  Таким образом, Ушинский приходит к тому, что божественная природа души – это самосовершенствование нравственное и эстетическое, а жизнь души – это постоянная деятельность. Стремление к деятельности – это и есть стремление к самосовершенствованию.

   Как же мы, педагоги современной школы, должны  говорить о «делании духовном»?  Как «воспитание души» должно войти в программу воспитания в школе? Попробуем ответить на этот вопрос.

   На вопрос: «Для чего мы живем?» все отвечают по-разному: «Я живу, чтобы создать семью,  воспитывать  своих детей», «Я живу, чтобы работать на благо своей семьи и страны», «Я живу, чтобы защищать свою страну, свою Родину». Все эти ответы достойны, но результат труда разрушается со временем, труд забывается.  Поэтому  человек  это не семья, работа или страна, человек – это  личность. Только человек  делает выбор, и только он один в ответе за свои поступки.  Воспитание достойного человека – это и есть воспитание души. Мы учим детей добру, милосердию  и любви ко всему, что нас окружает.  В основе всего сущего – Любовь. Это Любовь к ближнему, к родителям, к стране… Но это и есть основа всего мироздания, и это главное, о чём нужно говорить, на что направлять, чему учить.

     Жизнь вокруг нас меняется,  улучшается, но материальные проблемы  встают на первое место, а нужно, чтобы не сделались они важнее собственной души. Жестокость, грубость, равнодушие это наша общая проблема и большая боль. Исходом может быть уничтожение самого себя и всего живого на Земле. Значит, надо учить человека милосердию, добру  и другим законам нравственности. В первую очередь, это нужно делать в семье, ведь ребёнок  с самого рождения впитывает в себя всё происходящее вокруг. Для того чтобы  маленький человек воспитывался по законам нравственности, нужно создать такой климат в семье, чтобы малыш понимал,  «что такое хорошо и что такое плохо». А также знал, на какой он стороне – добра или зла, ведь дети чувствуют это так остро и понимают на уровне духовном…
   Развитием душевных качеств занимается и школа. Ведь так важно, чтобы подрастающий человек усвоил правила, которые должны определять поведение в обществе, чтобы он научился  выполнять законы нравственности, воспитывал в себе Человека. Для этого в школе проводят  классные часы, беседы, внеклассные мероприятия, творческие работы, кружки, факультативы, уроки. И нужно не забывать, что в основе всего  должно лежать именно нравственное воспитание.

   Важнейшая миссия учителя   воспитание Человека, который будет любить  семью, людей, Родину… Путь этот долог и труден. Далеко не каждый взрослый может показать на своём примере, как это жить по законам нравственности: прощать, любить, милосердствовать. Маленький человек думает, что в мире много зла, и оно смотрит с экрана телевизора или телефона, компьютера. Ребёнок  может разувериться в силе добра  и вот как раз в этот момент должен прийти на помощь мудрый взрослый, который поможет разобраться во всём и указать путь в нужном направлении. Воспитательная задача современного учителя, я думаю, состоит  как раз именно в этом: направлять, поддерживать, помогать в становлении личности каждого ученика. Воспитание духа человеческого, который будет следовать только законам Истины. А как говорил  Константин Дмитриевич Ушинский, «воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" "Реализация идей К.Д. Ушинского.

Материал может быть использован педагогами при реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. ГИЛЯЗОВА «В ПЯТНИЦУ, ВЕЧЕРОМ»

Перед школой стоит задача – повернуть учащихся лицом к своим корням, обычаям, не забывать о своей религии, сохранять самобытность татарского народа. Все это воспитывает у учащихся такие качества, как ...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков...

Дистанционный урок литературы. Даниэль Дефо. "Робинзон Крузо" - книга о силе человеческого духа. Характер главного героя и его поступки. 5 класс

Материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения. Определен объем необходимой информации для обзорного или углубленного знакомства с романом....

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"

Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...

Слово как "энергия человеческого духа" (Ф.Абрамов).

Уроки родной русской литературы и родного русского языка какждый, зная своих ребят, осмысливает по-своему. От слова к тексту, или Как научить говорить и писать? Наблюдая, экспериментируем - может быть...

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков.

Проблемы информированности специалистов в области физического воспитания в вопросах формирования физической культуры личности детей и подростков....