Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" "Реализация идей К.Д. Ушинского.
статья на тему

Материал может быть использован педагогами при реализации курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kargina_statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Каргина Любовь Яковлевна

                                                                              учитель начальных классов

                                                  КОУ Омской области «Тарская специальная                  

                                                 (коррекционная) общеобразовательная школа

                                                                            VIII вида».

Тарского района Омской области.

           

          Реализация идей К.Д. Ушинского о гуманизации образования.

                                                                                               

                                                                                       Засверкали вдруг росинки.

Вся природа ожила,

К солнцу тянется она.

Как приятно рано встать.

И зарю вот так встречать!

   Вот так рассказывают о рождении нового дня, о своих чувствах и настроении дети моего класса. Стихи незатейливы, не в ладу с литературными законами, но зато написаны они с любовью ко всему доброму, что их окружает.

   Реализация идей К.Д. Ушинского о гуманизации образования, народности воспитания стало стержнем выстраиваемой системы воспитывающего обучения в классе. Первоочередное внимание среди учебных дисциплин уделяется русскому (родному) языку – по определению К.Д.Ушинского, «предмету главному, центральному, входящему во все другие предметы и собирающему в себе их результаты».

   Называя методику преподавания средством к воспитанию учащихся,  К.Д. Ушинский выступал против морализирования и придавал важнейшее значение построению самой учебной деятельности. Воспитание у детей «истинности слова» и постижение его как «духовной связи между людьми» пробуждение в сознании учащихся «народного духа» и «всечеловечности» достигается в моём классе  путём создания целой системы межпредметных связей и внеурочной деятельности. Создание данной системы требует разумной осторожности и большой ответственности.

   Одной их проблем моего педагогического исследования является обращение к религии, её роль в воспитании учащихся. Мы не можем обойти стороной этот вопрос, так как изучение и переложение на современную основу педагогических идей К.Д.Ушинского предполагает элементарное религиозное просвещение детей. Сознательное и проникновенное овладение языком как носителем народного духа, невозможно без постижения отразившихся в нём христианских идей, православной истории. Кроме того, сейчас в нашей стране происходит возрождение традиций русского православия, а это напрямую касается детей. И здесь большую поддержку нам окажут учебники К.Д. Ушинского, в первую очередь «Родное слово», которое призвано зародить в детскую душу «плодовитые семена христианской нравственности».

   Насколько глубоко воспринимаются нашими детьми литература, наполненная духовно-нравственным чувством, убедительно показывает работа, проведённая на отрывке из стихотворения А.Н.Майкова «Нива».

                          О, боже! Ты даёшь для родины моей

                          Тепло и урожай, дары святые неба,

                          Но, хлебом золотя простор ей полей,

                          Ей так же, господи, духовного дай хлеба!...

   Конечно был проведён глубокий анализ стихотворения. Было множество комментариев педагога, после чего задан вопрос: «Как вы понимаете это стихотворение?». Вот один из ответов, данных детьми: «Я понимаю это стихотворение так. Духовный хлеб – это заповеди, которые говорит Господь, притчи, а мы их слушаем и как бы «съедаем» умом, то есть запоминаем и иногда используем в своих поступках». (Ответ ученицы 9 класса первой дифференцированной группы).

   Не торопясь, зачастую с немалыми трудностями (сказывается загруженность педагога текущими делами, а порой и отсутствие необходимой литературы), но серьёзно и глубоко в школе намечена научно-методическая работа по изучению педагогического наследия К.Д.Ушинского. Запланирован семинар по теме: «К.Д.Ушинский. Уроки нравственности, грамматика, очеловечивающая дитя».

   Сотрудничество с «Тарским домом дружбы» даёт свои положительные плоды. Открытия «Русской горницы» стало одним  из тех важных дел, которые помогают воплощению идей К.Д.Ушинского. какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда хозяйка горницы приветливо приглашает их к себе. Первое, на что обращают внимание детей в горнице, - это горящая лампа перед иконой. В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, швейками, коромыслами и другими предметами народного быта. Сидя за самоваром на широкой скамье, они чувствуют живую связь времён и словно продолжают насыщаться «русским духом». О труде крестьянском рассказывает хозяйка горницы. С удивлением и неподдельным интересом следят дети за работой на прялке.

    Я горда тем, что мои ученики относятся к учебному труду, как к осознанной необходимости. На вопрос: Чем больше всего ты любишь заниматься?, многие отвечают: читать, ходить в школу, просто учиться. И это не просто красивые слова, а результат труда педагога, который подтверждается и документально благодарственными письмами за участие в различных мероприятиях: «Пасхальный перезвон, «Православный слайд-урок», «Библейские сюжеты в произведениях русских художников». и т.д.

   На моих уроках дети не сидят, красиво сложив руки, они ходят по классу, когда это нужно, подсаживаются друг к другу, помогают, объясняют, трудятся в парах. Атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, доверия у нас только поощряется.

   «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная, разумная деятельность».

   С прошлого учебного года пробую вводить новую форму учебной деятельности -  урок без границ; не звонок прерывает урок, а потребность в смене деятельности. Иногда за один такой урок дети успевают почитать, пописать, порисовать, подвигаться, попеть. Успешно приживаются разновозрастные внеклассные занятия, на которых старшие учат младших тому, что умеют сами – но это пока лишь факультативные занятии, кружки.

  Ещё одна интересная традиция, рождённая в нашей школе, прочно вошла в жизнь  - народные праздники. С большим желанием разучивают дети колядки, заклички, потешки, а потом выходят с ними «в народ», принимают участие в ярмарочных играх.

   Верными помощниками и надёжными сотрудниками во всех наших начинаниях являются родители. Может быть, потому и идут они в школу с удовольствием, мы не ограничиваем наши встречи отчётами об успеваемости детей и наставлениями, а помня слова К.Д.Ушинского о том, что «глубина и серьёзность отношений закладывается в ребёнке во всякой сколько-нибудь порядочной славянской семье», школа проводит цикл лекций для родителей под общим названием «Семья – школа нравственности», так как современным родителям зачастую не хватает элементарных знаний по семейной педагогике.

   Логическим продолжением теоретических занятий являются семейные встречи на общешкольных праздниках, в которых родители участвуют совместно с детьми.

   Мы не останавливаемся на достигнутом, мы готовы совершенствоваться на этом пути. Оптимизм вселяет в нас то, что мы работаем ради детей и видим, что наши усилия не пропадают даром.

   

                                                 Литература:

  1. Каптерев П.Ф. «Взгляды Ушинского на первоначальное воспитание детей».
  2. Описание личного опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики". "Воспитание воспитанности".

Данный материал могут использоваться педагогами при реализации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году

План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...