Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Шушпанова Ирина Вячеславовна

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики Т.Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др., на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ№12 х. Мамацев, Шовгеновского района, Республики Адыгея, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) Т.Д. Шапошниковой и К. В. Савченко, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/авт. - сост. Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко. - М.: Дрофа, 2012, с.1-50).

В системе предметов общеобразовательной школы курс основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)  представлен в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». 

Назначение предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» в начальной школе состоит в том, чтобы  создавать условия для развития у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Изучение основ религиозных культур и светской этики  в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Для достижения поставленных целей в 4 классе необходимо решение следующих задач:

  1. ознакомить учащихся с основами светской этики (интеллектуальная компетентность);
  2. развить у младших подростков представление о нравственных нормах (интеллектуальная компетентность);
  3. формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры (интеллектуальная и личностная компетентность);
  4. воспитание этнической, религиозной и социальной толерантности (социальная, общекультурная компетентность);
  5. знакомство с основными жизненными ценностями интеллектуальная компетентность);
  6. укрепление преемственности поколений (социальная, общекультурная компетентность).

Для обучения основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)  в МБОУ ООШ№12х.Мамацев  выбрана содержательная линия УМК по основам религиозных культур и светской этики Т. Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по основам религиозных культур и светской этики состоят в том, что они в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Ожидаемые, планируемые  результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения программы

по основам религиозных культур и светской этики (модуль светская этика) к концу 4 класса

Личностные результаты.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,  
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей.
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс  реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

Предметные результаты:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • иметь общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознавать ценности человеческой жизни.

Основное содержание программы (34 часов)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)

Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам:  «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

(страницы учебника)

Деятельность учащихся

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО)

Домашнее задание

Предметные

результаты

Метапредметные

(познавательные – П.,

коммуникативные – К.,

 регулятивные – Р.)

Личностные

ИКТ-компетентность

Основы учебно-исслед. и проект. деятельности

Основы смыслового чтения и работа с текстом

По плану

По факту

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)

1.

Россия  - наша Родина

(учебник с.4-8)

Знакомятся

с учебником; отвечают  на

вопросы

Формулируют  проблемные

вопросы

Планируют алгоритм решения проблемы,

записывают проблемные

вопросы.

Читают текст учебника с комментированием;

работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

Оценивают урок.

Родина, государство, мировое дерево, семья, родословное древо

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- воспитание патриотизма, гражданственности,

- формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям, ценностям культурно-регионального сообщества, традиционным

религиозным ценностям

- использовать разные источники информации;

-  использовать различные приёмы поиска информации в Интернете

учебно-исследовательская и проектная деятельность «Родословное древо».

- читать и

понимать прочитанное, отвечать на учебные вопросы разных типов, строить связные высказывания

с. 8,з.1, творче-

ская часть —

по желанию, мини-

проект —

задание 4,

с. 8

2.

Духовные ценности человечества. Культура. Религии. (учебник с.9-16)

Подводят

итоги выполнения

домашнего

задания;

оформляют выставки; отвечают

на вопросы.

Формулируют  проблемные

вопросы

Планируют алгоритм решения

проблемы,

записывают проблемные

вопросы.

Читают текст учебника с комментированием;

работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные

вопросы.

Оценивают

урок

культура, духовные ценности, религия, вера, язычество.

- иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации

- уважение к религиозным и этическим ценностям;

развитие интереса к изучению предмета

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

-читать и

понимать прочитанное, отвечать на  вопросы, строить связные высказывания;

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

с.9-16, составьте предложения с понятиями, записанными в тетради.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)

3.

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. (учебник с.18-23)

Отвечают на

вопросы;

читают  учебник.

Работают  с иллюстративным материалом; планируют

деятельность; ставят цели. Читают; заполняют

таблицы;

отвечают на

вопросы.

Подводят

итоги

урока;

беседуют.

философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы.

-  формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог.

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  ориентироваться в словарях и справочниках;

-  формулировать выводы; находить аргументы, подтверждающие вывод

с. 18-23,

придумать философский рассказ, записать его в тетради, нарисоватьрисунки.

4.

Не совсем обычный урок. Мораль и нравственность. (учебник с.24-28)

Отвечают на

вопросы;

выдвигают гипотезы;

формулируют проблему.

Ставят

вопросы.

Читают  учебник, составляют схемы;

отвечают на

вопросы; выполняют

словарную

работу.

Участвуют в игре «Задай вопрос»

добродетель, Аристотель, Цицерон

 -  знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

учебно-исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

с. 24-28, з.4 проект

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)

5.

Что такое добродетель.

(учебник с.30-32)

Отвечают на

вопросы;

Работают со

схемой «Этика»; выполняют словарную работа;

отвечают на

вопросы;

формулируют проблемы.

Планируют

деятельность; ставят вопросы.

Составляют

план работы

над проектом. Подведят

итоги уро-

ка; готовятся к работе

над проектом

добродетель, порок

 -формирование первичных представлений о добродетели как этической категории и качестве личности.

 

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопе-

дия добродетелей».

-ориентироваться в словарях и справочниках;

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

с.30-32, з. 5, продолжить работу с таблицей, начатой  на уроке.

6.

Учение Аристотеля о добродетелях.

(учебник с.33-35)

Работают

в группах.

Отвечают

на вопросы.

Обсуждают

план

работы.

Слушают; озвучивают индивидуальные

сообщения;

заполняют

таблицы; выполняют словарную

работу;

отвечают на

вопросы.

Пишут

мини-сочинение

добродетели ума и добродетели характера.

- формирование представлений о ценности человеческих добродетелей

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения  заданий по вопросам этики;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- развитие представлений о самосовершенствовании человека;

- воспитание уважения к этическим ценностям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

- сканировать рисунки и тексты

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопе-

дия добродетелей».

-  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, -  формулировать выводы, находить аргументы

с. 33-35, индивидуальный проект

7.

Нравственные качества.

(учебник с.36-39)

Отвечают на вопросы; повторяют ранее изученное; выполняют словарную

работу;

Читают и

обсуждают

стихотворения; отвечают

на вопросы.

Обсуждают

плана работы.

Работают в парах;

выполняют

творческое

задание.

отзывчивость, честность, правдивость.

-формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- сканировать рисунки и тексты

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей».

- понимать текст, опираясь  на жанр, структуру, выразительные средства текста;

с.36-39, в 5,

продолжение

работы над

проектом

8.

Терпение и терпимость.

(учебник с.40-44)

Составляют список нравственных качеств;

Обсуждают их.

Отвечают на вопросы.

Планируют

деятельность; ставят вопросы.

Читают и

обсуждают

стихотворения; отвечают

на вопросы, выполняют

словарную

работу.

терпение, терпимость, тактичность

- формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-  организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Терпение, терпимость»

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

с.40-44, подготовить вопросы для повторения изученного в разделе 3;

продолжение

работы над

проектом

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)

9.

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

(учебник с.46-49)

Отвечают

на вопросы, выполняют

словарную

работу.

Организуют работу

в группах.

Слушают;

читают

текст

учебника;

обсуждают, отвечают на

вопросы.

Работают в

Группах.

Сократ, убеждения.

- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни

человека

- осознавать ценность человеческой жизни

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-  организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей»

-находить в тексте конкретные сведения, факты, -формулировать выводы, основываясь на тексте

с.46-49, в «Энциклопедию добродетелей» внесите качества Сократа

10.

Убеждения.

(учебник с.50-52)

Отвечают

на вопросы.

 Участвуют в беседе, формулируют проблему.

Планируют

деятельность.

Слушают,

читают.

Составляют схемы.

Выполняют письменное

задание «Чтобы стать достойным человеком, надо иметь убеждения, которые ...»

цель жизни

 - формирование первичных представлений о понятии «жизненная позиция» и значении

убеждений в ситуации совершения человеком нравственного выбора

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

состояний;

-  составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы

с.50-52, з.4,5,

11.

Нравственный выбор.

(учебник с.53-56)

Повторяют ранее изученное.

Отвечают

на вопросы.

Формулируют вопросы.

 Читают;

анализируют текстовой и иллюстратив-

ный мате-

риал;

Отвечают

на вопросы, выполняют

словарную

работу.

Анализируют высказывания

о нравственном выборе.

нравственный выбор

 углубление представлений учащихся

о нравственном выборе и жизненной позиции.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

с.53-56, з.2, подберите пословицы и поговорки о совести

12.

Совесть. Долг.

(учебник с.57-60)

Отвечают

на вопросы, анализируют

стихотворение.

Формулируют проблему.

Выполняют творческую

работу;

обсуждают

итоги творческой работы.

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют

словарную.

работу.

совесть, стыд, долг

формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,

- находить выходы из спорных ситуаций;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-  использовать безопасные, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей»

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

с.57-60, з.4, чтение сказки или просмотр мультфильма

«Маленький

Принц» А. Экзюпери, продолжение

работы над

проектом

13.

Ответственность.

(учебник с.61-65)

Выполняют

словарную и лексическую работу.

Читают, отвечают

на вопросы, формулируют проблему.

Планируют деятельность, ставят

вопросы.

Заполняют

схемы; отвечают на вопросы; выполняют задания.

Выполняют творческую

работу.

ответственность

- формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,

о значении ответственности в жизни людей

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Ответственность»

-  пересказывать текст подробно и сжато,

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы

с.61-65, з.4, выразительное чтение стихотворений А. Барто из цикла «Вовка — добрая душа», работа над

проектом

14.

Этика о воспитании самого себя.

(учебник с.66-68)

 Читают;

анализируют текстовой

материал.

Отвечают

на вопросы, обсуждают проблему.

Слушают,  анализируют

текстовой

материал;

выполняют

творческое

задание в группах.

выполняют

словарную

работу.

 Выполняют творческую

Работу «Вредные советы»

эпиктет, самосовершенствование

- формирование первичных представлений о самосовершенствовании и самовоспитании.

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

-  сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

-  делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое

с.66-68, з.4,5, подготовить вопросы для повторения раздела 4.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

15.

Справедливость.

(учебник с.70-73)

Отвечают

на вопросы, формулируют проблему.

Планируют деятельность, ставят

вопросы.

Слушают,  анализируют

текстовой

материал;

инсценируют текст «Разговор Сократа о справедливости», читают, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Составляют

синквейн.

справедливость, Мо-цзы, всеобщая любовь

- формирование первичных представле-

ний о справедливости и ее значении в жизни людей

и общества

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

-находить выходы из спорных ситуаций;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

- искать информацию в, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Справедливость»

- находить в тексте конкретные сведения, факты, -  формулировать выводы,  находить аргументы, подтверждающие вывод

с.70-73, з. 3,4, продолжение

работы над

проектом

16.

Государство, основанное на справедливости.

(учебник с.74-78)

Повторяют ранее изученное.

Отвечают

на вопросы.

Читают, работают с текстом, формулируют проблему.

Обсуждают  план

работы.

Читают,

отвечают на

вопросы;

выполняют словарную

работу.

Выполняют практическую

работу – игру «Правитель государства».

Обсуждают итоги

практической работы

Конфуций, ли, благородство. Дао.

- формирование первичных представлений о справедливости и ее значении

в жизни людей, общества, государства

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

-  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  владеть компьютерным письмом на русском языке; - использовать сменные носители (флэшкарты)

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного текста

с.74-78, подготовьте рассказ о справедливых правителях (Ярослав Мудрый и др.)

17.

Государство. Светская этика.

(учебник с.79-84)

Отвечают на

вопросы; вы-

ступают  с

подготовленными сообщениями.

Отвечают на

вопросы;

формулируют

проблемы.

Планируют деятельность; формулируют вопросы.

Читают; отвечают на вопросы; слушают текст; участвуют

в беседе;

составляют

и анализируют

схемы.

государство, государственные праздники, патриот, патриотизм

- формирование первичных представле-

ний о взаимоотношениях государства и граждан,

развитие гражданских и патриотических чувств

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования,

исследовательская деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне.

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде  схемы

с.79-84, подготовьте сообщение о подвигах, совершенных рядовыми гражданами во имя своей Родины

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

18.

Нравственный закон. Десять заповедей.

(учебник с.86-89)

Работают

со схемой.

Отвечают на

вопросы; выполняют словарную

работу; формулируют

проблемы.

Планируют деятельность; формулируют вопросы.

Читают; отвечают на вопросы, анализируют стихотворения.

Выполняют творческую

работу;

составляют

синквейн.

нравственный закон, Моисей, заповеди, иудаизм, Тора

 - формирование первичных представле-

ний о религиозной этике в контексте общечеловече-

ских нравственных ценностей

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать право каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- искать информацию в контролируемом Интернете,

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

с.86-89, з.4 прочитайте

информацию о священной книге в иудаизме— Торе.

19.

Заповеди любви.

(учебник с.90-93)

Отвечают на

вопросы.

Читают, выполняют практическую

работу -

соотносят народные пословицы и поговорки  с заповедями.

слушают текст, обсуждают.

Отвечают на

вопросы.

христианство, любовь, Библия, Иисус Христос.

- формирование первичных представлений о любви как нравственной ценности

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий,

- К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний ;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

с.90-93, придумайте вопросы по теме урока

20.

Любовь – основа жизни.

(учебник с.94-97)

Отвечают на

вопросы.

Читают, отвечают

на вопросы, формулируют проблему.

Планируют деятельность, ставят

вопросы.

Работают с

учебником;

читают; отвечают на вопросы, выполняют творческую

работу – рисуют на тему:  «Дом счастливой семьи».

любовь, семья, взаимоотношения

- закрепить представления о любви как

одной из основных нравственных ценностей

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

с.94-97, расскажите, в чем проявляется любовь родителей

к детям, а детей— к родителям.

21

Прощение.

(учебник с.98-100)

Подводят

итоги выполнения домашнего задания.

Отвечают на вопросы, читают, анализируют стихотворение, формулируют проблему.

Планируют деятельность

Работают с толковыми словарями, читают,

анализируют текст, отвечают на

вопросы; работают со схемой.

Читают и анализируют притчу.

прощение

- формирование первичных представлений о прощении как нравственной ценности и его

значении в жизни человека и общества

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Прощение»

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы

с.98-100, з.4, подготовьтесь к повторению раздела 6, продолжение

работы над

проектом

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

22.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

(учебник с.102-105)

Работают с терминами и

понятиями, отвечают на

вопросы.

Слушают,  анализируют

, формулируют

проблемы.

Планируют деятельность

Просматривают и

прослушивают аудио-

и видеомате-

риалы,  анализируют; отвечают на вопросы;

работают с

учебником;

выполняют

творческое

задание - составляют и оформляют « Кодекс настоящего друга», представляют результаты .

дружба, Солон, Пифагор, пифагорейцы.

- актуализировать и развить представление о дружбе как необходимой нравственной ценности во взаимоотношениях людей.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

-  сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

 - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- искать информацию в , контролируемом Интернете,

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Дружба»

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

с.102-105, продолжение

работы над

проектом

23.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

(учебник с.106-110)

Работают

с таблицей, отвечают на

вопросы, формулируют

проблему

Планируют работу

Групп.

Читают, подводят

итоги работы групп, слушают,  обсуждают; выполняют творческое

задане  – дописывают предложение «Хорошее отношение к людям— это ...»

Отвечают

на вопросы.

взаимоотношения, ислам, пророк Мухаммед, Коран, буддизм, Будда.

- актуализация и развитие представлений обучающихся о нравственных основах человеческих взаимоотношений

П., - осуществлять информационный поиск ;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

-  соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую

с.106-110, з.4

24.

Мысли и поступки. Слова и речь.

(учебник с.111-115)

Повторяют ранее изученное, отвечают

на вопросы.

Формулируют

Проблему, планируют работу

Читают, выполняют, слушают, обсуждают, выполняют  практическую

работу - разделяют предложенные пословицы и поговорки на группы.

Отвечают на

вопросы;

выполняют

задания

речь, мысли, поступки

- актуализация и развитие представлений об основах человеческих взаимоотношений

с точки зрения этики

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий,

К., - владеть навыками смыслового чтения,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете,

-  сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

с.111-115, з.3,4 устно.

25.

Милосердие.

(учебник с.116-120)

Выразительно читают;

обсуждают,

отвечают на

вопросы.

Обсуждают

план.

Читают,

отвечают на

вопросы;

выполняют словарную

работу,

анализируют

тексты стихотворений;

слушают, обсуждают. Отвечают на

вопросы

.

милосердие, благотворительность

- формирование первичного представления о милосердии как важной этической категории

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  готовить и проводить презентацию : создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения для презентации;

проектная деятельность: «Российские благотворительные организации и их деятельность», Энциклопедия добродетелей». «Милосердие»

-  ориентироваться в словарях;

-  оценивать содержание, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

с.116-120, работа над

проектами.

26.

«Золотое правило нравственности».

(учебник с.121-124)

Принимают участие в игре-путешествии.

Отвечают на

вопросы; выдвигают гипотезы; обсуждают проблему.

 Составляют

план работы.

Беседуют; читают; отвечают

на вопросы.

Выполняют

задания – пишут краткий рассказ «Как я хочу, чтобы

люди относились ко мне».

золотое правило нравственности

 - закрепление представлений о нравственных основах жизни людей

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий ;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

становление гуманистических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

-  готовить и проводить презентацию : создавать план, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения; использовать сменные носител

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Золотое правило нравственности» современном мире

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

с.121-124, работа над

проектами, повторите изученное в разделе 7

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

27.

Нравственные законы в современном мире.

(учебник с.126-129)

Повторяют изученное.

Отвечают на

вопросы; работают с учебником.

Составляют

план работы.

Слушают, составляют вопросы; участвуют в

обсуждении;

читают, работают с иллюстративным

материалом.

Отвечают на

вопросы;

выполняют

творческую работу – пишут письмо человеку,

который может стать героем сегодняшнего урока.

милосердие, бескорыстие

-актуализация представлений об этике

в контексте современной жизни

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

- владеть логическими действиями и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

-  готовить и проводить презентацию : создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения для презентации; использовать сменные носители (флэшкарты)

исследовательская   деятельность: «О самоотверженной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны, русских предпринимателей-меценатов»

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, -  ориентироваться в словарях и справочниках

с.121-124, подготовьте доклад о людях, известных своей

благотворительной деятельностью.

28.

Альберт Швейцер.

(учебник с.130-134)

Выступают с подготовленными

докладами.

Отвечают на

вопросы; обсуждают и формулируют                проблему.

Обсуждают

план

работы.

Читают, выполняют, слушают, отвечают на

вопросы, выполняют  творческую

работу.

Составляют

синквейн по теме «Милосердие»

человеколюбие, Альберт Швейцер

- актуализация представлений об этике

в контексте современной жизни

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;  

- строить рассуждения, в соответствии с известными понятиям новых этических категорий.

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию;

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Сострадание, человеколюбие»

-  определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, - находить в тексте конкретные сведения, факты

с.130-134, работа над

проектом, подготовьте краткое сообщение о жизни и де-

ятельности Л. Н. Толстого.

29.

Этическое учение Л. Н. Толстого.

(учебник с.135-138)

Повторяют изученное, отвечают на

вопросы.

Слушают, читают, отвечают на

вопросы, формулируют                проблему.

Формулируют вопросы. Читают,

отвечают на

вопросы,

обсуждают, выполняют групповую

работу (инсценирование).

Отвечают на

вопросы, обсуждают.

Л. Н. Толстой, душа, любовь

- актуализация и обобщение знаний и

представлений, полученных в процессе изучения

курса.

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности ;

- осуществлять информационный поиск ;

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

-  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

-  использовать безопасные, эргономичные приёмы работы с средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения

-определять тему и главную мысль текста;

-  делить тексты на смысловые части,

с.135-138, инсценируйте басню Л.Н.Толстого (по группам).

30.

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра».

(учебник с.139-143)

Представляют инсценировки басен Л. Н. Толстого.

Отвечают на

вопросы, формулируют                проблему, ставят вопросы.

Составляют

и записывают

план.

Составляют

кроссворд, читают, обсуждают,

отвечают

на вопросы, работают

в группах.

добро и зло

- актуализация и обобщение знаний и

представлений, полученных в процессе изучения

курса.

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими

- становление гуманистических ценностных ориентаций;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - наличие мотивации к бережному отношению к  духовным ценностям.

-  использовать различные виды чтения, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

с.139-143, з.6.

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (34 часов)

31.

32.

Подготовка творческих проектов

Выбирают темы проектов. Формируют творческие группы. Составляют план работы.

Готовят материалы к исследовательской работе.

Разрабатывают  проект. Оформляют результаты  

проект и этапы работы

над ним

 Повторение основных

содержательных моментов

курса.

П., - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  определять   условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- искать информацию в базах данных, контролируемом Интернете,

 -  готовить и проводить презентацию;

-  владеть компьютерным письмом на русском языке;

учебно-исследовательская и проектная деятельность

- находить в тексте конкретные сведения, факты,

- вычленять основные события и устанавливать их последовательность;

подготовка итоговых проектов

33.

Презентация творческих проектов  по темам:  «Что такое этика?», «С чего начинается Родина».

Презентуют результаты учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Оценивают свои результаты, и результаты работы одноклассников.

этика, нравственность, проект и этапы работы

над ним

 - понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- иметь первоначальные представления о светской этике

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям  этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- искать информацию в базах данных, контролируемом Интернете,

 -  готовить и проводить презентацию;

-  владеть компьютерным письмом на русском языке

учебно-исследовательская и проектная деятельность

- вычленять основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

подготовка итоговых проектов

34

Презентация творческих проектов по темам:  «Герои России», «Мой друг».

Презентуют результаты учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Оценивают свои результаты, и результаты работы одноклассников.

герои, ратный подвиг, творчество, мир, Отечество, проект и этапы работы

над ним

 - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

России;

- осознавать ценность человеческой жизни.

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям  этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- искать информацию в базах данных, контролируемом Интернете,

 -  готовить и проводить презентацию;

-  владеть компьютерным письмом на русском языке;

учебно-исследовательская и проектная деятельность

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

подготовка итоговых проектов

Материально-техническое обеспечение курса

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики «Основы светской этики» для 4 класса начальной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;

Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (интерактивная доска).

Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

-  дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-  учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

-  нормативные документы отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

Литература, электронные ресурсы.

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Электронные ресурсы

http://www.orkce.org/ Основы религиозных культур и светской этики

http://ru.wikipedia.org Википедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса, разработана в соответствии с  Программами для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравст...

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культур...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА») ДЛЯ 4-х КЛАССОВ

Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы  религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерально...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры" (9 класс)

В результате изучения курса «Основы религиозной культуры» учащиеся получат историко-культурологические и наиболее общие богословские знания в области мировых религий, религиозно-философски...

Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса  соответствует требованиям Федерального госуда...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» для 4 класса полностью соответствует образовательной программе ш...