Семинар-практикум "Я творческий преподаватель"
учебно-методический материал
Семинар- практикум на тему "Я творческий преподаватель". Семинар проводится в форме деловой игры, где говорится о творчесве педагогов и и об их творческом потенциале.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 994 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Я творческий преподаватель»
Разработчик:
преподаватель высшей категории
Алматинского строительно-технического колледжа
Ахметжанова-Майханова Алмагуль Сериккановна
Что может быть честнее и благороднее, как научить
других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан
Форма проведения: «Деловая игра».
Наш семинар проведем в виде деловой игры; будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале.
Известно, что творческие люди проявляют способности во всем. А насколько вы проявляете творческие способности в своей ежедневной жизни, мы узнаем в нашей деловой игре.
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий воспитатель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
Так что же является Главными признаками творчества современного педагога?
Академик М. Поташник выделил следующие признаки творчества:
- Создание нового или существенное усовершенствование известного;
- Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
- Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Следовательно, творческая деятельность — это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
Творческий человек всегда уникальный.
Игра «Мы-уникальные»
Помощник раздает участникам салфетки.
Ведущий говорит: «Точно следуйте моим инструкциям. Сложите салфетку пополам, поверните ее и еще раз сложите пополам. Оторвите верхний уголок и нижний. Сложите салфетку еще раз и сделайте отверстие посередине. Разверните салфетку. Посмотрите на салфетки других. У всех ли одинаковые узоры? Нет! Значит, мы все имеем уникальное мышление.
Данную нам тему семинара «Я творческий преподаватель» мы решили разбить на следующие составляющие:
- Способы дифференциации на уроке.
- Работа с одаренными студентами.
- Работа над проектами.
- Накопительная система оценивания.
- Способы дифференциации на уроке.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный
подход. Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие
индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие
различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся,
предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и
личностных качеств.
Цель дифференциации – это
- обучение каждого на уровне его возможностей,
способностей,
- адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Способы дифференциации:
А теперь давайте проведем одно из заданий по дифференциации. Предмет английский язык.
- Кто знает английский достаточно хорошо? Садимся за 1-й стол.
- Кто знает на среднем уровне? Садимся за 2-й стол.
- Кто знает лишь несколько слов или совсем не знает языка? Просим вас сесть за 3-й стол.
Итак, каждая группа в течение 5 минут должна выполнить свое задание.
1 группа (минимальное знание) Вставить пропущенные буквы в словах. Спасибо – t…ank you Еда – fo…d Семья – famil… Колледж – ko…edge Добро пожаловать - Wel…ome Музыка – musi… Город – sit… Друг – fr…end Телефон – p…one Яблоко – ap…le | 2 группа (среднее знание) Собрать из букв как можно больше слов на английском языке. Учитель – Улыбка – Мама – Папа – Молоко – Кофе – Чай – Пожалуйста – До свидания – Здравствуйте – Привет – | 3 группа (хорошее знание) Составить предложения из слов. Я живу в Алматы – Я учитель – Я работаю в колледже – Откуда вы? – Как ваши дела? – Казахстан – красивый – Приятно познакомиться – Хорошего дня! – |
Современная школа находится в интенсивных поисках нового оптимального содержания и новых технологий обучения. Современные концепции образования ставят приоритетной целью развитие полноценной гармоничной личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности. Учитель должен способствовать тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребёнке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в его силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей.
- Работа с одаренными студентами.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться как:
- явная
- возрастная
- скрытая
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей…. развитие способностей ребенка невозможно!
Родительские и педагогические установки:
Позитивные | Негативные |
Постараешься и сделаешь! | Опять ты лезешь! |
Все будет хорошо! | Отстань! |
Не получится – попроси о помощи. | Не мешай! |
Без тебя, как без рук! | Не путайся под ногами! |
Ты – настоящий помощник! | Отойди! |
Как здорово у тебя получилось! | Без тебя справлюсь! |
У тебя золотые руки! | Сначала вырасти, а потом… |
Без тебя я ы не справился! | А то я сама не знаю! |
У тебя все получится! | Вот всегда ты так! |
Любое дело тебе по плечу! | Тебя не спрашивают. |
Ты справишься! | Вечно у тебя все из рук валится! |
Как ловко у тебя получилось! | Замолчи я сказала! |
Я тебе обязательно помогу. | Всякую ерунду сделал! |
Постарался и справился! | С тобой одна беда! |
Вот, например, один из примерных вопросов для одаренных детей. Попробуйте ответить:
- Что общего между глазом и водопроводным краном?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз помыть;
И то, и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
(Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана).
Здесь 4 группы одаренных педагогов. Каждой группе необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, выбрать любые 10 слов из корзины.
Задача такая: вы архитекторы, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (выбранные вами 10 слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например, слово «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона» … пусть крыльцо будет черным, как ворона. Всем понятно условие задания? Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности. У вас есть 5 минут для создания архитектурного строения (на каждый стол раздаются листы А-3 и цветные мелки).
Было бы замечательно, если бы и в нашем колледже велась работа с одаренными учащимися.
Программа
педагогического сопровождения одарённых студентов
- сформировать банк данных «Одаренные студенты»;
- увеличение числа одарённых студентов;
- совершенствование системы работы с одарёнными студентами;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов;
- развитие исследовательской деятельности студентов;
- участие студентов в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
- Работа над проектами.
Хотя студены и выполняют творческий проект самостоятельно, преподаватель косвенно принимает в нем участие, которое заключается в консультировании обучающихся по возникающим у них вопросам, в стимулировании деятельности студентов (объяснение, где в дальнейшем необходимы будут знания, приобретенные в ходе работы над проектом). В колледжах студенты в течение двух лет обучения реализуют по одному проекту в каждом семестре. Темы проектов могут быть как связаны между собой одной темой исследования, так и отличаться друг от друга кардинально. Обучающимся на начальном этапе выполнения проекта предлагается разбиться на небольшие подгруппы численностью не более 5–6 человек. В каждой подгруппе участниками проекта выбирается руководитель, в обязанности которого входят контроль за решением задач каждого участника, а также взаимодействие по спорным вопросам с преподавателем. Желающим предоставляется возможность реализовать проект индивидуально. Руководство проектом может осуществлять любой преподаватель, занимающийся научно-исследовательской деятельностью по направлению темы творческого проекта.
Наименование творческих проектов достаточно разнообразное, т.е. за четыре семестра студент может реализовать проекты на различные темы и попробовать себя в любых видах деятельности.
На столах раскладываются заранее подготовленные листы с названиями разделов тем, проблем или вопросов проекта, которые хотелось бы обсудить на занятии:
- Планирование работы по устранению пробелов в знаниях (красный лист)
- Повышение уровня активности на уроке (синий лист)
- Повышение эффективности усвоения знаний (зеленый лист)
- Успешность формирования познавательных способностей учащихся (желтый лист)
Каждый педагог выбирает для себя наиболее заинтересованную тему и берет себе лист с этой темой. Все темы разделены по цветам. Далее столы делят по цветам и просят всех сесть за стол, который соответствует цвету выбранной темы.
Образовавшиеся таким образом новые группы сортируют проблемы, идеи и предложения, обозначенные на листах, и решают, что из них следует включить в дальнейшую работу.
Тем временем пока вновь образовавшиеся группы составляют план проектов, на доске размещается плакат, в центре которого нарисован круг, разделенный на цветные сектора, но еще пока не заполненные. Ведущий в ходе сообщения вписывает в каждый сектор название раздела темы или ключевые понятия, что позволяет учителям следить за аргументацией и видеть актуальный в данный момент аспект. После этого представитель от каждого стола наклеивает на своем секторе стикеры с их высказываниями, которые зачитываются вслух, задаются уточняющие вопросы, которые позволят избежать недопонимания. К обсуждению этих листов можно возвращаться в ходе работы над проектом или по завершению работы, чтобы выяснить, насколько оправдываются ожидания учителей.
Работа над проектом позволяет существенно изменить систему отношений «студент – преподаватель», перейти к совместному поиску решений поставленных задач и к достижению поставленных целей.
При совместной проектной деятельности преподаватель может использовать свои знания и опыт, которых еще не хватает обучающимся, а последние, в свою очередь, могут предложить нестандартный подход к решению различных задач, генерировать новые идеи с помощью креативного мышления, которых часто недостает даже опытным преподавателям.
- Накопительная система оценивания.
Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:
− индивидуальный ответ;
− устный опрос на лекциях, практических занятиях;
− проверка выполнения письменных домашних заданий, практических и расчетно-графических работ;
− выполнение и защита практических и лабораторных заданий;
− контрольные работы;
− тестирование, в т.ч. компьютерное;
− выполнение самостоятельных работ;
− контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
− участие в семинаре;
− защита реферата или творческой работы;
− терминологический диктант;
− тестирование в интернет-тренажере.
Методы контроля – это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существуют следующие методы контроля:
По месту контроля в процессе обучения:
- Текущий – может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
- Тематический – может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
- Промежуточный – проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
- Итоговый – в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.
По способу организации:
- Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
- Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)
По количеству участников:
- Фронтальный
- Групповой
- Индивидуальный
По преобладающему виду деятельности:
- Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
- Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)
По субъекту проверки:
- Проверка в парах (взаимопроверка)
- Проверка дежурными
- Проверка в группах
- Самопроверка
- Проверка педагогом
Средства проверки:
- Картографический материал,
- Иллюстрации,
- Схемы, таблицы,
- Макеты, модели,
- Карточки, тесты,
- Авторские тетради для проверки знаний
- Графические задания
- Графический диктант
- Цифровой диктант
- Работа с ключами
Традиционный подход к оцениванию. Слишком часто учителя работают так: преподают тему, дают задания, оценивают их, критикуют работу более или менее конструктивно, но не проверяют, исправил ли учащийся недостатки в работе. После этого учитель переходит к новой теме. За таким подходом стоит мнение, что качество и количество обучения зависят от таланта или способностей учащегося, а роль оценки заключается в измерении этой способности. Если обучение идет слабо, это списывается на недостаток способностей, одаренности или интеллекта. Более эффективный современный подход: «Обнаруживаем трудности, исправляем ошибки и оцениваем результаты» (оценка служит диагностике). Суть в том, что сначала преподается тема и по ней даются учебные задания. Ученик и педагог используют результаты выполненных заданий для обнаружения недостатков и постановки задач по улучшению работы. Выполнение этих задач также оценивается. Такой подход основывается на мнении, что качество и количество обучения зависят от времени и усилий, затраченных на совершенствование работы. Роль оценки состоит в диагностике областей, в которых учащиеся испытывают трудности.
Карта раздела
Контроль целого раздела можно провести таким образом. Создается карта раздела, в которой студент записывает конспективно необходимую, на его взгляд, информацию, которую он получал на протяжении 5 – 6 уроков. Что можно записывать? Определения, термины, имена, даты, формулы, вопросы, который хотел бы задать, ответы, если он их уже нашел.
В современных условиях все больше появляется педагогов-мастеров своего дела...
1 стол – куб
2 стол – треугольники
3 стол – четырехугольники
4 стол – дроби
Представьте, что вы только закончили изучать тему или, раздел по математике. Теперь вам необходимо заполнить интеллект-карту, чтобы показать свои знания и умения по изученному материалу.
Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.
В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Вопрос для всех:
1. Творчество и мастерство – одно и то же или нет?
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой педагог, еще не мастер.
2. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?
Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Источниками творчества могут быть:
- анализ учебно-воспитательного процесса в целом, выявление "узких мест" и "западающих" проблем;
- изучение опыта коллег;
- чтение научной литературы;
- картотека интересных фактов, высказываний;
- вопросы студентов, которые педагог записывает и анализирует;
- общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
3. Какие условия нужны для того, что чтобы педагог развивался творчески?
Условия:
- нравственно - психологический климат коллектива;
- стимулирование к нестандартным решениям (поощрение этих решений, а не порицание и запугивание);
- обогащение общей культуры, кругозора, информативности;
- материальная обеспеченность, материальная база,
- проведение дискуссий, свобода критики (без угрозы увольнения);
- влияние личности руководителя (поддержка педагогов, умение как слышать, так и слушать членов коллектива)
- наличие свободного времени для пополнения интеллектуального и профессионального багажа (составление четкого расписания уроков без одиночных уроков и окон для учителей).
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
- точность во всем со стороны администрации и коллектива в целом;
- дисциплина всех участников образовательного процесса (администрация, учителя, мастера и студенты;
- порядочность;
- вдохновение и свободное время (экскурсии, походы в музеи театры и т.д.);
- умение слушать критику (работа школьного психолога);
- внимание;
- воля;
- уверенность в собственных силах;
- способность доводить дело до конца;
- высокий общий уровень развития;
- знание своего дела.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Характеристика педагогов по уровню творческого потенциала:
С низким творческим потенциалом
- Дисциплинированные, методически послушные.
- С готовностью решают поставленные перед ними проблемы, но не ищут их.
- Решают проблемы известными и уже апробированными способами.
- Пунктуальны при выполнении рутинной работы, мелких операций.
- Пользуются доверием коллектива только при стандартных условиях.
- Возражают против сложившихся норм только при условии поддержки.
- Подвержены сомнениям.
- Бурно реагируют на критику.
- Меняют свое мнение.
С высоким творческим потенциалом
- Думают нестандартно, к решению подходят инвариантно.
- Сами находят проблемы и пути их решения, ищут новые.
- Смело используют различные методы.
- Рутинную работу выполняют без желания, быстро перепоручают ее кому-либо другому.
- Стремятся к лидерству.
- Критически подходят к существующим нормам.
- Не склонны к сомнениям.
- Когда разрабатывают идеи, не заручаются поддержкой руководства.
- Отстаивают свое мнение.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения, гибкого нестандартного мышления, умения направлять свою фантазию, творческие способности на решение разных задач.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Список использованной литературы:
1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию творческих способностей у старших дошкольников М-Просвещение,2001
- Дж.Родари грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. (Третий выпуск) Дрофа,2007
- Левин В.А. Воспитание творчества. (пятое издание) Знание,2010.
- Ушакова О.С. Словестное творчество дошкольников. Феникс,2010
- Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000.
- Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для преподавателей: Способы психологической защиты
Основы психологической защиты...

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

семинар- практикум "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Семинар-практикум для воспитателей дошкольного учреждения, занимающихся театрализованной деятельностью старших дошкольников...

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...

Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».
Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.)....

Выступление с докладом «Возможности использования САПР в общеобразовательной подготовке» на в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики
Принял участие в семинаре-практикуме областного научно-методического объединения преподавателей информатики ОУ СПО «Особенности преподавания предмета Информатика в соответствии с ФГОС СОО»...








