Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"
методическая разработка по теме

Белова Елена Геннадьевна

 

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и воспитанника в процессе их совместной работы в творческом проекте. Разработан раздаточный материал, включающий структуру творческого проекта. Теоретический и практический материал разработки направлен на развитие проектной деятельности не только воспитанников, но, в первую очередь, педагогов, так как ведущим признаком квалификации педагога дополнительного образования является его активное участие в инновационных процессах вообще и конкретно в своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrab_tvorch_proekt.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей -

«Центр внешкольной работы»

Методическая разработка

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Тема: «Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования».

Методист

декоративно-прикладного

цикла:

Белова Е.Г.

Утверждаю

директор …

_____________________

План проведения семинара-практикума

«Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования».

Дата проведения:

Место проведения:

Начало:

п/п

Мероприятие

Место проведения, время

Ответственный

1.

Доклад «Проектная деятельность как фактор повышения профессионализма педагога ДОД, способствующий всестороннему развитию воспитанника ДО».

2.

Открытое занятие.

3.

Открытое занятие.

Презентация творческого проекта.

4.

Подведение итогов.

Доклад: «Проектная деятельность как фактор повышения профессионализма педагога ДОД, способствующий всестороннему развитию воспитанника ДО».

Что определяет сегодня качество труда любого коллектива? Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, такие как проектная, проектно-исследовательская деятельность. Организация проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей – мощная инновационная технология.                                       Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905г. группа педагогов под руководством

С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике.

 Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию  наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Иными словами:

       Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

       Метод проектов реализует следующие задачи:

  1. научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  2. размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,        делать обоснованные выводы;
  3. принимать самостоятельные аргументированные решения;
  4. научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

ТИПОЛОГИЯ    ПРОЕКТОВ

Признаки типологии:

  1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).

Проекты:

  1. практико-ориентированные;
  2. информационные;
  3. творческие.
  1. Предметно-содержательная область.

Проекты:

  1. моно-проект (в  рамках одной области знания);
  2. межпредметный проект.
  1. Характер координации проекта (помощь педагога):
  1. проект с открытой координацией;
  2. проект со скрытой (неявной) координацией.
  1. Характер контактов:
  1. внутришкольный;
  2. региональный;
  3. международный.
  1. Количество участников проекта:
  1. индивидуальные;
  2. групповые.
  1. Продолжительность проекта:
  1. краткосрочные;
  2. долгосрочные.

Творческий проект – это учебно-трудовое задание интеллектуально-практического характера, в результате которого создаётся продукт, обладающий определённой новизной.

При выборе творческого проекта необходимо учитывать следующие требования:

  1. оригинальность
  2. доступность
  3. надежность
  4. эстетическое достоинство
  5. безопасность
  6. соответствие общественным потребностям
  7. творческая самостоятельность
  8. технологичность
  9. материалоемкость

Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.

  1. Определение потребности и краткая формулировка задачи. Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.
  2. Набор первоначальных идей. Эти идеи представляют собой размышление воспитанников о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева, ткани, металла, картона, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.
  3. Проработка одной или нескольких идей. Воспитанник (или группа воспитанников, выполняющих творческий проект) должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с педагогом ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи воспитанник проводит эксперименты или начинает работать с материалами.
  4. Изготовление изделий. Воспитанники создают то, что разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что воспитанникам приходиться упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы воспитанники выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам (коммуникативным, по преобразованию материалов, информации и др.).
  5. Испытание и оценка изделия. Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определённого человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого воспитанник оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.

Творческий проект как форма работы с воспитанниками дополнительного образования должна быть приоритетной, так как именно в условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбора содержания, тематики и проблематики проектов воспитанниками происходит в момент выбора секций, кружков и объединений, которые они посещают. В учреждениях дополнительного образования должны создаваться все условия для развития проектной деятельности не только воспитанников, но и педагогов, так как ведущим признаком квалификации педагога дополнительного образования является его участие в инновационных процессах. Использование проектной деятельности в педагогической практике повышает профессиональный уровень, компетентность  педагога, способствует развитию устойчивого интереса детей к занятиям. Для воспитанников  учреждений дополнительного образования занимающихся по методу проектов целесообразно вести фронтальную работу, обучая всех детей выявлению потребностей, выдвижению идей, планированию творческих работ, изготовлению изделия, его испытанию и оценке.

При выборе проекта необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо воспитанникам предоставить возможность продемонстрировать их публичные презентации различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

   Одни проекты выполняются  индивидуально,  другие  –  в группах. Но даже в проектах, выполняемых индивидуально, есть моменты групповой работы – например, для написания критериев или при оценке первоначальных идей. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.

Важно использовать проекты по-разному. В некоторых проектах может быть закрытая формулировка задачи, например: каждый ребенок проектирует и изготавливает прихватку для кухни. Формулировка задачи может быть открытой: спроектировать и изготовить что-либо полезное для кухни из имеющихся материалов. Или ещё более открытой:  спроектировать и изготовить подарок для кого-либо. К 13-14 годам воспитанникам можно давать проект по выбору. Воспитанники только обговаривают с педагогом, что они собираются спроектировать и делать.

Творческие проекты не должны быть составлены таким образом, чтобы проверять приобретённые ранее знания и навыки воспитанников. Проекты помогают обучать детей. Искусство обучения с помощью метода проектов заключается в том, чтобы понять, когда ребёнок нуждается в подсказке, а когда он должен принять решение сам. Например, вам нужно провести инструктаж по безопасному использованию инструментов и оборудования. Вы можете попросить детей самостоятельно определить, какие опасности могут возникнуть при использовании того или иного инструмента. Этот процесс совместного обсуждения необходимо отразить при планировании работы.

Для успешной реализации творческого проекта в условиях дополнительного образования детей необходимо:

1. Создать условия для самостоятельной творческой  проектной деятельности воспитанников. Педагогу необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы свободного времени, для того чтобы избежать перегрузки воспитанников и педагогов. Приступая к работе, воспитанник должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Новые знания педагог во время проекта может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности воспитанником.

2. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (каталоги, библиотеки, Интернет, СД-Ром аудио и видео материалы) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность воспитанников побуждает к организации информационного пространства учреждения дополнительного образования. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

3. Заинтересовать детей в работе над проектом. Необходима мотивация, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности воспитанников. Для этого нужно педагогически грамотно сделать «погружение» в творческий проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.  Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту воспитанника – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Порой завышенная самооценка возможностей приводит воспитанников к выбору довольно сложных проектов. Но реально он не умеет пользоваться инструментами и выполнять операции, скорее всего, отсутствуют и материалы, подходящие для качественного выполнения работ. Такой проект не более чем мнимая цель. Это мечта, фантазия, которой в большинстве случаев не суждено быть доведенной до конца.

Педагог дополнительного образования должен помочь воспитанникам:

- получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т.д.;

- обсудить способы преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов;

-  одобрить или не одобрить различные фазы самостоятельной деятельности;

- научить кратко записывать результаты своей деятельности;

- дать четкий анализ выполненного проекта.

Подводить итоги следует не только в конце работы, но и в любой момент. Самая лучшая форма проведения анализа – неофициальная беседа, в процессе которой педагог и воспитанник свободно выражают свои мнения. Живое участие и заинтересованность педагога в том, чтобы воспитанники правильно выполнили свой проект, имеют огромное педагогическое значение. Умение использовать метод проектов в своей профессиональной деятельности – показатель высокой квалификации педагога дополнительного образования. Введение метода проектов ставит перед педагогом ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

- содержание задания для проектов;

- методика выполнения проектов воспитанников разных возрастов;

- знания и умения, которыми должен обладать педагог, чтобы помочь школьникам разработать проект, а затем контролировать его выполнение;

  1. знания и умения, которыми должны обладать учащиеся для успешного выполнения проектов.

       Каким же творческим проектам следует отдавать предпочтение? Педагогу следует останавливать выбор воспитанников на таких проектах, которым присуща возможность дальнейшего «почкования». Например, если девочка сшила  платье для куклы, то вскоре она захочет сшить весь гардероб: пальто, шляпку, украшения и т.д. А для этого будет необходимо получить дополнительную информацию, ознакомиться с новыми материалами, овладеть новыми умениями и т.д. За этими первыми функциями помощи детям в свободном выборе проекта следует целый ряд других: помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов.

   Детям необходимо давать задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя задания. Индивидуальный подход важен, так как в каждой группе есть воспитанники с различными способностями. Обсуждать конечный результат надо персонально с каждым воспитанником. Желательно, чтобы воспитанникам с различными способностями педагог предъявлял различные требования, обговаривал с каждым ожидаемый результат в начале проекта и в ходе его выполнения. Как вариант индивидуального подхода педагог может предложить дополнительные задания воспитанникам, которые закончили работу раньше других. Важно, чтобы каждый сделал то, что было запланировано.

      Для успешной разработки и проведения творческого проекта воспитанники дополнительного образования должны владеть следующими общеучебными умениями, которые в ходе выполнения проекта становятся специальными (проектными):

  1. Мыслительные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  2. Презентационные умения: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчета.
  3. Коммуникативные умения: слушать и понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждение и дискуссию.
  4. Поисковые: Находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в сети Интернет, отбирать нужную информацию на бумажных и электронных носителях.
  5. Информационные: структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее в печатном и электронном виде.

Таким образом, выполняя творческие проекты, педагоги дополнительного образования переориентируются от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному). Воспитанники развивают навыки мышления, учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Воспитанники приобретают навыки изготовления изделий, у них максимально углубляются знания по использованию материалов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Творческий проект дает детям возможность применить и приумножить  знания, полученные в области естественных наук (включая экологию), математики, искусства и гуманитарных наук и т.д., что  максимально развивает творческую, активную личность воспитанника дополнительного образования, способную учиться самостоятельно.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Содержание творческого проекта.

1.Введение

  1. Исследование потребности, актуальность и краткая формулировка   темы, целей  проекта.
  1. Проектная идея.
  2. Обоснование возникшей проблемы.
  3. Цели и задачи проекта.
  4. На какое количество учебных часов рассчитан проект. (можно отразить этапы выполнения)
  5. Возможности развития проекта. (где и как будет применяться)
  6. Время и сроки проведения проекта.

2.    Основная часть. 

2.1.Выработка идей и поиск возможных решений (с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи)

Задания учителя

Выбор идеи.

Потребность, актуальность

Наличие материалов

Знание техники обработки, изгот-ния

Достаточность умений, навыков

  Выбор

2.2.Планирование изготовления изделия, эскизная проработка.

Название изделия

Размер

Материалы

Функциональное назначение

Безопасность труда

Техника изготовления

Стиль, внешний вид

Массовость использования (работы)

Дополнительные требования.

Экономические затраты

2.3.Подбор материалов и инструментов.

2.4.Техника безопасности.

(прикладываются инструкции)

2.5. Технология изготовления изделия. Требования к изделию.

2.6.Дизайн - анализ и самооценка  полученных результатов.

2.7.Экономическое обоснование

  1. Смета

Наименование

материала

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

2.8.Реклама изделия.

 3. Заключение. 

 3.1. Защита проекта (Презентация)

 4. Литература.

Литература:

  1. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2003г.,

«Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников.» М.Б. Павлова., Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова.

  1. «Дополнительное образование и воспитание» № 11, 2008г.
  2. «Методист» - 2002г. - №2.
  3. Учимся продуктивно мыслить. –Москва, Про-Пресс, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».

Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.)....

Методическая разработка семинара – практикума «Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе

Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...

Методическая разработка семинара-практикума по УУД

Методическая разработка семинара-практикума по УУД...