Приемы организации эффективного усвоения теоретического материала при групповой работе
методическая разработка

Денисова Анна Геннадьевна

В разработке рассмотрен ряд педагогических приемов, облегчающих усвоение и запоминание теоретического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества

 Кировского района Санкт-Петербурга

Приемы организации

эффективного усвоения теоретического материала

при групповой работе

Автор: Денисова А.Г.,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ

Кировского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2023

Усвоение знаний является основным содержанием и важнейшей задачей учебной деятельности. По мнению В.А.Скакуна, прочно усвоить знания - это значит, прежде всего, уметь правильно воспроизвести изученные факты, законы, правила, способы действия и т. п. устно, письменно, графически или практически. Без этого нет знаний. Возможность правильного воспроизведения усвоенного обеспечивается его прочным запоминанием. 

Как создать нашему мозгу условия, в которых информация запоминается быстро, прочно и надолго?

Использование специальных приемов, в т.ч. игровых, включающих элементы визуализации учебного материала (рисунок, схема и т.д.), а также эмоциональный компонент, повышает восприимчивость к информации, делает ее запоминание более легким и прочным.

В связи с этим может быть рекомендован ряд приемов, опробованных на практике (в том числе, при обучении взрослых).

1.Многократное объяснение (проговаривание). Информация усваивается надёжнее и быстрее, если мы объясняем её другим. Во время объяснения мы повторяем материал, анализируем и структурируем его, обнаруживаем пробелы в собственном понимании темы. Каждое последующее объяснение будет более точным и четким. Если традиционный репродуктивный способ повторения – самый утомительный и непродуктивный, то повторение активное и развивающее – это уход от традиционной репродукции к осмыслению и применению знаний.

Существует прием обучения, при котором класс делится на подгруппы (возможно, пары) – оптимально не более 3 человек. Каждая подгруппа готовит свою часть теоретического материала – изучает, решает, как лучше его объяснить. Далее, в формате «вертушки», каждая подгруппа «встречается» с остальными подгруппами и объясняет ей свой материал.

В ходе такой работы подгруппы, много раз проговорившие (и осмыслившие) учебный материал, запоминают его прочнее, чем если бы они просто ознакомились с ним в учебнике, прослушали или просмотрели на видео.

Интересный факт: исследования показали, что люди прочнее запоминают материал, даже если просто думают, что им придется обучать кого-то.

2. Прием запоминания сводов правил (кодексов, пунктов и т.д.)

Каждая подгруппа получает свое правило, и ее задача – графически изобразить данное правило. При этом необходимо по возможности избегать слишком банальных изображений (символов), то есть стремиться к оригинальности. Однако, делать слишком сложные изображения, используя совсем уж неочевидные ассоциации, тоже не рекомендуется. Задача – чтобы другие группы угадали, что за правило зашифровано на рисунке, и озвучили его максимально близко к изначальному тексту.

Опыт показывает, что визуализация в данном случае задействует зрительную память, и правила (пункты) запоминаются эффективнее.

3. Прием запоминания сложных определений.

Для этого берется некое сложное определение и делится на смысловые части. Например, определение «Наставничество -  универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей». Разделим его на 6 частей:

1.универсальная модель 

2. построения отношений

3. внутри любой образовательной организации

4. как технология интенсивного развития личности

5. передачи опыта и знаний

6. формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Далее класс (группа) делится на 6 подгрупп (столов). Каждая подгруппа получает одну из частей определения (при этом участники, сидящие за другими столами, не должны видеть, какие части определения достались другим столам) и полную формулировку, разбитую на части (в данном примере - 6), с номером каждой части.

Также на каждом столе лежит бланк (лист) с номерами столов (команд) и пустыми окошечками под номерами команд:

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

Команда 6

После этого подгруппам дается инструкция: «Вам предстоит каким-то образом (без слов) показать, представить ваше словосочетание (часть общего определения). Показывать можно любыми способами - вы можете это делать, задействуя всех участников вашей команды, либо это будет делать только один человек – решать вам. Главное – ничего не произносить».

Далее подгруппы начинают показ доставшихся им словосочетаний. Остальные, не озвучивая вслух (чтобы не подсказывать другим командам), угадывают, что это за словосочетание и ставят соответствующую цифру в окошечко под номером стола. Например, наш стол считает, что стол № 3 показал словосочетание «передача опыта и знаний», которое имеет номер 5 – значит, в окошечко под «команда 3» ставим цифру 5. А стол № 2, по нашему мнению, показал словосочетание «универсальная модель» - значит, ставим в соответствующее окошечко цифру 1.

Конечно, данный прием не может быть использован абсолютно для каждого сложного определения – есть термины и словосочетания, которые на практике весьма сложно указать и угадать. Поэтому, при желании опробовать данный прием, педагогу рекомендовано ответить самому себе на вопрос: а смог ли бы я показать все фрагменты определения без слов? Если ответ отрицательный по большинству фрагментов, то, вероятно, от применения данного приема лучше отказаться.

4. Придумывание оригинальных вопросов.

Класс (группа) делится на подгруппы и получает для изучения некий теоретический материал. Он должен быть довольно объемным - для того, чтобы стимулировать активную работу и стремление освоить как можно больший объем за ограниченное время. Материал может подаваться как в виде текста, который нужно прочесть, так и в виде видеоролика. Возможно прослушивание рассказа педагога, сопровождаемого презентацией и/или видео. В этом случае группа фиксирует информацию по ходу рассказа педагога и отмечает основные моменты. Задача  каждой подгруппы – придумать для других подгрупп как можно более оригинальные (возможно, даже каверзные) вопросы по изученному материалу. Нужно стремиться сконструировать такие вопросы (по содержанию, и, главное, форме), чтобы они не повторялись среди придуманных другими командами. Педагогу имеет смысл перед выполнением этого задания познакомить учащихся с видами и вариантами построения вопросов, привести примеры удачных формулировок и оригинальных форм.

Далее каждая группа по очереди задает вопросы по изученному материалу другим группам. Порядок и ход работы может варьироваться и сопровождаться установленными правилами: например, можно самостоятельно решить, сколько баллов дается за ответ на вопрос, или что если команда, к которой адресован вопрос, не ответила на него, то ход переходит к следующей по кругу (или к той, которая первая подала сигнал о готовности отвечать), что за самый интересный вопрос (он выбирается по завершении занятия) команда получает столько-то баллов и т.д.

Перечисленные приемы относятся к технологии активного обучения и способствуют тому, что усвоение теоретического материала становится интересным и увлекательным, а запоминание – более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал и контрольные работы по теме "Смутое время"

Конспект лекции по теме "Кризис династии Рюриковичей. Смутное время" и два варианта контрольной работы в формате ЕГЭ....

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...

Теоретический материал из опыта работы. Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном классе.

Данный  материал  рассказывает об организации учебной деятельности, внеклассной работы, направленной на укреплениездоровья учащихся, имеющих отклонения в развитии....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Презентация и раздаточный материал для групповой работы к уроку "Buy Nothung Day" к учебнику Spotlight 8, Module 2 (Grammar in Use)

Презентация является вспомогательным средством для сопровождения урока. Раздаточный материал представляет собой задания для групп, на которые делится класс: Математики, Географы, Историки и Социологи....

Уравнения химических реакций. Материал для групповой работы

В материале представлены задания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях. Содержатся материалы для организации взаимопроверки работ учащихся...