Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (например, названия часто используемых инструментов и материалов). Другие используются редко или вовсе не имеют непосредственного применения в школьных мастерских. Следовательно, чтобы обеспечить прочное усвоение теоретического материала многих программных тем, необходима специальная учебная работа, направленная на закрепление знаний учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю.Михайлова

МБОУ СОШ№4

г.Полярные Зори

учитель технологии

Доклад по теме:

«Закрепление и контроль усвоения

теоретического материала на уроках технологии.»

СЛАЙД 1.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (например, названия часто используемых инструментов и материалов). Другие используются редко или вовсе не имеют непосредственного применения в школьных мастерских. Следовательно, чтобы обеспечить прочное усвоение теоретического материала многих программных тем, необходима специальная учебная работа, направленная на закрепление знаний учащихся.

В своей практике я выделяю два момента закрепления теоретических знаний:

  1. Закрепление знаний, полученных на данном или предыдущем занятии (непосредственное закрепление);
  2. Повторение материала, пройденного на прошлой неделе, в прошлом триместре, в предыдущие годы обучения (отсроченное закрепление знаний).

Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть эти два момента на примере изучения первой темы из раздела «Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации» в 7 классе (мальчики) - «Физико-механические свойства древесины» - 2 часа.

Так как это самый первый урок в учебном году, следует повторить с учащимися основные правила поведения в школьной мастерской. Это будет отсроченное закрепление знаний. Я ребятам предлагаю разработанные мною карточки. (вставить пропущенные слова.) – СЛАЙД 2.

Далее следует объяснение нового материала, в процессе которого мы с учащимися повторяем тему  «Пиломатериалы», которую изучали в 6 классе.

Здесь может быть работа по подгруппам:

А). Небольшой тест (1-2 мин.). Результаты тестирования уч-ся оценивают самостоятельно, сравнивая свои ответы с правильными и выставляют оценки.

(СЛАЙД  3-4) или

Б). Работа со схемами. (СЛАЙД 5, 6, 7) (возможна работа по группам)

Далее (2-ой час занятия) следует непосредственное закрепление данной темы. Я предлагаю учащимся выполнить следующие задания:

А). Решение простейших математических задач, в целях лучшего запоминания формулы; (СЛАЙД 8)

Б). Выполнение лабораторно-практической работы.(СЛАЙД 9 – задания,

СЛАЙД 10-сводная таблица результатов)

В качестве дополнительного задания (одарённым ребятам, которые быстрее всех выполнили работу) я люблю предлагать различные кроссворды по теме, например (СЛАЙД 11 - 12), ребусы (СЛАЙД - 13).

Помимо практических, лабораторных, лабораторно – практических занятий, различных заданий-карточек, схем, тестов, для закрепления и контроля теоретических знаний я использую изобразительные наглядные пособия, ситуации.

     Например, во время практической работы учащихся по строганию древесины.

Ситуация: Учащийся пытается строгать против слоев древесины. Заметив это, я собираю группу ребят к верстаку ребёнка, который допускает ошибку. И мы начинаем вместе разбирать эту ситуацию:

  1. Правильно ли строгает Петя?
  2. Почему нельзя так строгать?

Учащиеся пытаются ответить на вопросы. В данном случае приходится вспоминать материал прошлых уроков. Вспоминаются сведения о слоистом строении древесины.

 Для себя я делаю пометку о включении вопросов по данной теме в итоговый тест за триместр или год.

ВЫВОД: Таким образом, работая в данном направлении, систематически повторяя теоретический материал, я добиваюсь устойчивых положительных результатов, о чём свидетельствуют результаты итогового годового тестирования в параллелях 5-8 классов по сравнению с предыдущим годом. (СЛАЙД 14).

Необходимость в актуализации ранее изученных теоретических знаний возникает постоянно: в ходе выполнения практических, лабораторных работ,  во время планирования предстоящей работы, а также при анализе выполненных учащимися изделий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии. Разработала: Учитель технологии МБОУ СОШ №4, г. Полярные Зори Михайлова Марина Юрьевна

Слайд 2

Правила поведения в школьных мастерских 1. Соблюдать _________ и режим работы в мастерских: - являться на занятия в _________; -иметь тетрадь и _______________ для выполнения графических работ; -в начале урока по указанию ___________ занять своё _________ ________. 2. Строго соблюдать ______ ____________ __________________. 3. Содержать в ___________ и порядке рабочее ____________. 4. После урока ___________ своё рабочее __________ и сдать изделия и _________________ учителю.

Слайд 3

Тест «Деревообработка» Выбери один из предложенных вариантов, чтобы утверждение оказалось верным: 1.На поперечном срезе ствола дерева невозможно определить порок древесины: А). Сучки Б). Косослой В). Трещины Г). Гниль 2. Заготовкой древесины занимаются: А). Лесничества Б). Деревообрабатывающая промышленность В). Лесхозы Г).Цепные пилы

Слайд 4

3. Специалист, работающий на лесопильной раме: А). Лесник Б). Столяр В). Плотник Г). Слесарь. 4. Выпиленную боковую часть бревна называют: А). пластью ; Б). доской; В). горбылём; Г).кромкой. 5. Как называются механические повреждения древесины при заготовке, транспортировке и обработке: А). трещины; Б). сучки; В). дефекты; Г). червоточины.

Слайд 5

Карточка - задание На предложенном ниже рисунке «Схема распиловки обрезных досок» укажите известные вам части обрезной доски.

Слайд 6

Карточка - задание На выносных линиях рисунка напиши габаритные размеры обрезной доски: длину, ширину, толщину.

Слайд 7

Карточка - задание На выносных линиях рисунка напиши основные элементы обрезной доски: пласть , кромку, торец, ребро.

Слайд 8

Свойства древесины. (выполни расчёты) 1. Определите плотность древесины кедра, если размеры образца составляют 2*2,5*10см, а масса-25гр. 2. Вычислите влажность древесины, если масса образца до высушивания составляла 100гр, а после высушивания-80гр.

Слайд 9

Лабораторно-практическая работа «Определение плотности древесины» 1.Пронумеруйте выданные образцы древесины, измерьте их длину, ширину, толщину. Вычислите объём. Результаты запишите в таблицу. 2. Взвесьте образцы и запишите их массу. 3. Определите плотность древесины. 4.Сделайте вывод (сравните полученные результаты).

Слайд 10

Лабораторно-практическая работа «Определение плотности древесины» Результаты измерений и расчётов № Размеры образца, см Масса образца, гр. Объём образца, см 3 Плотность древесины, гр / см 3 длина ширина толщина 1. 2. 3.

Слайд 11

Кроссворд 1. Как называются спиленные и очищенные от сучьев деревья? 2. Какие пиломатериалы укладывают под железнодорожные рельсы? 3. Из каких пиломатериалов изготавливают срубы домов? 4. Из каких пиломатериалов можно изготовить указку? 5. Какие пиломатериалы используют для топки печей? 6. Как называется нижняя часть спиленного дерева, оставшаяся в земле? 7. Как называют поперечную часть доски, бруска, бревна? 8. Из каких листовых древесных материалов можно изготовить дно деревянного ящика? 9. Как называют боковую часть строганой доски? 10. Из каких пиломатериалов изготавливают подставку (крестовину) для новогодней ёлки? 11. Шпон изготавливают двух видов – строганый и __________. 12. Какие пиломатериалы применяют для настилки пола? 13. Из каких древесных материалов изготавливают фанеру?

Слайд 12

1 ы 2 л 3 а 4 и 5 р 6 е 7 т 8 а 9 м 10 о 11 л 12 и 13 п

Слайд 14

Результаты проведения итогового контроля знаний теоретического материала в параллелях 5-8 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль усвоения лексического материала. Разработка к материалам УМК "Английский в фокусе" 11 класс.

Данные упражнения могут быть использованы как для тренировки,так и для проверки усвоения лексического материала модулей 2а и 3а УМК "Английский в фокусе" 11 класс...

Контроль усвоения учебного материала

Тесты по физической культуре...

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

История Олимпийских игр. Лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол....

Контроль усвоения програмного материала на уроках немецкого языка

В целях проведения контроля и учета  усвения материала необходимо создать систему мониторинга....

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Приемы организации эффективного усвоения теоретического материала при групповой работе

В разработке рассмотрен ряд педагогических приемов, облегчающих усвоение и запоминание теоретического материала....