Контроль усвоения програмного материала на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку

Татьяна Михайловна Дрель

В целях проведения контроля и учета  усвения материала необходимо создать систему мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мониторинг усешности31.31 КБ

Предварительный просмотр:

В современной школе изучение иностранного языка  направленно на достижение следующих целей:

 развитие иноязычной  коммуникативной компетенции  в совокупности ее составляющих:

                                 

        Таким образом, в отличие от большинства других школьных дисциплин, основным компонентом содержания обучения иностранному языку являются не столько знания, сколько навыки и умения. При формировании последних на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка и умения невозможно без того, чтобы обучающийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне, он дает оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании умений оценку действиям учащегося дает учитель. Оценка действий ученика и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдения за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль. Контроль на уроках имеет различные функции, в том числе и обобщающую, стимулирующую, диагностическую и развивающую. В течение всего учебного года преподаватель осуществляет контроль в рамках темы, раздела. Уровень владения УУД контролируется в ходе итоговой аттестации в конце 4 класса и 9 классов. Итоговый тест состоит из трех частей: 1 –лексика, грамматика, чтение, письмо; 2- аудирование, 3- говорение. Задания первой части  имеют комплексных характер и проверяют сразу несколько умений одновременно.

В течение всего процесса обучения внимание уделяется  действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих навыков у учащихся.

Перед учителем стоят следующие задачи: обеспечить на уроке соответствующий контроль над  уровнем развития УУД, которые необходимы учащимся для успешного овладения языковыми компетенциями. В процессе работы было выяснено, что наиболее удобной и полной формой контроля на уроках английского языка могут являться тестовые задания. Задания первой части итоговой аттестации за курс начальной школы имеют комплексный характер, и могут быть использованы на уроке в качестве контрольной работы в рамках темы. Контроль должен обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, должен соответствовать поставленным целям и задачам, типам урока. Разработка системы специальных тестовых заданий для учащихся 4 классов (возможно проведение и в 3 классах) сможет помочь подготовить учащихся к итоговой аттестации за курс начальной школы, а также повысить интерес к изучаемому предмету, развить умственные, творческие и  коммуникативные способности учащихся. В 9 классе итоговый контроль проводится в 4 четверти, если не выбран ГИА по немецкому языку.

Формы  контроля.

Среди форм контроля можно выделить традиционные:

- устный опрос

- фронтальный опрос

- диктант

- контрольная работа

- самостоятельная работа

- практическая работа

- лабораторная работа

- зачет

- тест

- домашние контрольные работы

- самоконтроль

и нетрадиционные: 

- головоломки

- ребусы

- кроссворды

- защита творческих работ и проектов

- урок-викторина

- урок-соревнование

- урок-экзамен («Смотр знаний»)

- урок-отчет

- урок творческих заданий

Существует  широкое  разнообразие методов и форм контроля,  множество ученых и педагогов рассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и считают, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля. В большинстве школьных тестов  задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа.

Популярность тестового контроля в настоящее время растет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачивает массу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобрать нужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальной формой контроля.

К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.

Основным методическим требованием, предъявляемым к тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упрощенности.

Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составленным. Поэтому, при создании системы тестовых заданий для конкретного класса должны приниматься во внимание результаты диагностики, данные результативности учебного процесса.

Технологии, применяемые при создании системы тестовых заданий.

        Тест, как и любая контрольная или проверочная работа, может вызывать стресс у учащихся, особенно в начальной школе. Поэтому, при создании тестовых заданий для данной группы, целесообразно использовать игровые технологии. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и своей развлекательной формы, помогают расширить кругозор учащихся, более успешно развить их навыки владения родным и иностранным языком. Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

          Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому, презентаций. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение немецкого языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Потому, использование современных информационных технологий при создании тестовых заданий также очень важно.

Структура итоговой аттестации.

Итоговая аттестация за курс начальной школы проводится в форме тестирования. Тест состоит из трех частей:

Часть

Проверяемые языковые навыки и речевые умения

Количество заданий

Количество баллов

% от общей экзаменационной оценки

1.

Лексика.

Грамматика.

Чтение.

Письмо.

6

50

50%

2.

Аудирование.

2

20

20%

3.

Говорение.

3

30

30%

Итого

11

100

100%

Итоговый тест рекомендуется проводить в два этапа, на двух занятиях по 45 минут каждое. На первом занятии рекомендуется выполнить первую часть текста. На втором занятии рекомендуется выполнить вторую и третью части теста. На аудирование отводится 15 минут, для собеседования с каждым учеником 6 минут. На подготовку не более 1-2 минут. На усмотрение учителя или администратора тест можно проводить в один или два дня.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ.

Часть первая

Первая часть состоит из 6 заданий. Максимально в данной части теста можно набрать 50 баллов. В данном разделе итогового контроля проверяются различные языковые навыки и речевые умения. Многие задания имеют комплексных характер и проверяют сразу несколько умений одновременно. За каждый правильный ответ в задании ученик получает от 1 до 2 баллов. Для личного письма предлагается отдельная схема оценивания.

Задание

Проверяемые навыки и умения

Количество баллов за 1 тестовую единицу

Общий балл

№1

Умение читать и фонетически верно оформлять речь при чтении.

1

5

№2

Знание изученных слов и орфографические навыки их написания

1

5

№3

Грамматические навыки

2

14

№4

Умение правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из нескольких предложений.

2

10

№5

Умение читать связный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы и кратко выписывать нужную информацию из текста.

2

10

№6

Умение дописать личное письмо.

6

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЛИЧНОГО ПИСЬМА

Параметры оценивания

Критерии оценивания в баллах

2 балла

1 балл

0 баллов

Содержание текста

(максимально 2 балла)

Все пропуски содержательной части письма заполнены в точном соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено не менее 3 пропусков  в соответствии с заданной темой.

В содержательной части письма заполнено 2 и менее пропусков  в соответствии с заданной темой.

Структура текста

(максимально 2 балла)

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены с соблюдением норм написания личного письма.

Пропуски с обращением к адресату и подписью в конце письма заполнены, но есть нарушение в выборе стиля обращения.

Один или оба пропуска в начале или конце письма остались незаполненными.

Языковая грамотность текста

(максимально 2 балла)

Грамматических ошибок нет. В тексте может встречаться не более одной орфографической  или лексической ошибки.

В тексте может встречаться не более одной грамматической ошибки и не более двух орфографических или лексических ошибок.

В тексте встречается две и более грамматические ошибки, а также более двух лексических или орфографических ошибок.

                                                                                                            Материал из Интернета: сайт «Инфоурок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе

Недалеко от города Нестеров  Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Закрепление и контроль усвоения теоретического материала на уроках технологии.

Далеко не все изучаемые на уроках технологии сведения непосредственно и систематически используются школьниками в практической деятельности. Значительное подкрепление имеют лишь некоторые знания (напр...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....

Презентация к мастер -классу на тему : "Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Лексика-это живая материя языка.Она служит для предметного содержания мысли....