"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного творчества"
методическая разработка

Якименко Татьяна Васильевна

описание опыта работы педагога по применению здоровьесберегающих технологий в своей работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ ГРИВЕНСКОЙ

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор:

педагог дополнительного образования

Якименко Татьяна Васильевна

ст. Гривенская, 2022 год

          Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

          Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учащихся  на своих занятиях.

         Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

         В расширенном смысле под ними можно понимать все технологии, использование которых  в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

          В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

         Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого педагога: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

         И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам  «Дизайн одежды» и «Юный модельер», рассчитанных на детей 9-15 лет.

          В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством,  я часто использую разные техники – это вязание крючком, вышивка, шитье. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка, тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.

           Во-первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивают мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

           Во-вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.

          Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое «Я». Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.

          С другой стороны, рукоделие – это приобщение ребенка к народной культуре.

          По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

          Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

          Знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от вышивки до вязания. Наблюдая за детьми во время занятий, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

           Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие рукоделием, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, должно «увлечь, взволновать, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно нереально, недостижимо».

          Задачу формирования у учащихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.

           Работа с крючком, бисером связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с крючком, бисером идёт большая нагрузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.

           Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

            Также можно использовать на занятиях элементы арт-терапии, так как арт-терапия включает в себя несколько аспектов здоровьесберегающих технологий.

            В основе арт-терапии лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд (вязание крючком, бисероплетение) арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его способностей. Использование арт-терапии на занятии создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.

           Формы здоровьесберегающих технологий:

- рациональное чередование учебной и досуговой деятельности;

- индивидуальное дозирование объёма сложности;

- беседы и просветительская работа с учащимися.

           Игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях по рукоделию в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

           Игровые формы, применяемые мною на занятиях:

- подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

- игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры).

          Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

        Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...

презентация "Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного направления"

lПроблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе развития общества. Здоровьесберегающие технологии –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодейс...

Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологиина занятиях декоративно – прикладным творчеством»...