Мотивация молодёжи как основа для её вовлечения в общественную жизнь и формирования активной гражданской позиции
статья

Орехова Наталья Александровна

Статья обосновывает необходимость участия учащейся молодёжи в общественной жизни как часть образовательного и воспитательного процесса, а также процесса социализации и самоопределения молодого поколения,объясняется роль мотивации для формирования активной гражданской позиции через привлечение молодёжи к общественной деятельности и добровольчеству, рассматривает основные способы мотивирования молодёжи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Орехова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»

Мотивация молодёжи как основа для её вовлечения в общественную жизнь и формирования активной гражданской позиции.

Аннотация:статья обосновывает необходимость участия учащейся молодёжи в общественной жизни как часть образовательного и воспитательного процесса, а также процесса социализации и самоопределения молодого поколения,объясняется роль мотивации для формирования активной гражданской позиции через привлечение молодёжи к общественной деятельности и добровольчеству, рассматривает основные способы мотивирования молодёжи.

Ключевые слова:мотив, мотивация молодёжи, добровольчество, гражданское общество.

Формирование социально-вовлечённого подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны.

В этом смысле молодежь – объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества.

Молодёжь – это та база, которая будет создавать государство в будущем, поэтому особенно важно формировать гражданскую позицию ещё в юном возрасте.

На сегодняшний день перед Россией стоит ряд вопросов, которые не требуют отлагательств в своём решении. Один из таких актуальных вопросов, стоящих на повестке дня – формирование гражданского общества.

На наш взгляд, существенный вклад в формирование нынешнего гражданского общества России делают общественные организации, активно начавшие развиваться после 90-х г.г.

Добровольчество – участие в общественно-полезной деятельности появилось в нашей стране также относительно недавно.

В Федеральном законопроекте о добровольчестве (волонтёрстве) этому явлению социальной действительности дана следующая дефиниция:

«Добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная деятельность (добровольный труд), осуществляемая на основе свободного выбора лично и безвозмездно в интересах физических лиц, юридических лиц, социальных групп или общества в целом. При этом установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом компенсации, меры стимулирования и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности не являются вознаграждением за ее осуществление».

Во Всеобщей декларации добровольчества указываются следующие его роли:

«Развитие добровольчества:

– создает возможности для каждого молодого человека быть лидером посредством добровольного служения обществу

– создает возможности приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе».

Добровольческая деятельность представляет собой важнейшую практику гражданского общества. Видение роли добровольчества в разных странах детерминировано многими факторами и логикой их развития. Общая черта заключается в том, что добровольческая активность всегда связывается с позитивными изменениями в развитии общества в целом и отдельного человека. В нашей стране добровольческая активность рассматривается как один из важнейших факторов социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других. Добровольчество — это сфера, дающая простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, которые составляют важный вклад в достижение целей социальной политики страны, повышение качества жизни граждан.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» рассматривает развитие добровольчества и благотворительности как одно из приоритетных направлений государственной политики.

В России сегодня проживает 39,6 млн. молодых граждан, что составляет 27 % от общей численности населения страны. По данным исследований НИИ при Институте молодежи, большинство юношей и девушек считают своей родиной Россию. Молодое поколение видит себя главным фактором устойчивости и развития своей страны (68,4 %), движущей силой коренных преобразований в обществе. Директор Российского научно-исследовательского центра Б.А. Ручкин считает, что молодежь – это не только будущее, она «живое настоящее и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определит содержание и характер своего будущего».

Системное развитие добровольчество – это эффективный способ вовлечения молодёжи в социальную практику через создание условий свободного доступа к добровольческой деятельности. Подтверждением основополагающей роли молодёжного добровольчества в содействии решения проблем молодёжи непосредственно с участием самой молодёжи является тот факт, что во всех международных документах, касающихся добровольчества, отмечается особая роль молодёжного добровольчества в системе социализации подростков и молодёжи, формирования условий их здорового образа жизни, реализации задач молодёжной политики, содействии достижения целей образования. Международные исследования и накопленный в России опыт показывают, что, являясь одной возможных форм вовлечения детей и молодёжи в жизнь общества, именно добровольчество играет особо ценную роль в формировании у молодёжи первичных знаний, опыта, практических навыков, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными и ответственными гражданами[1] .

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в середине 2011 года, три четверти молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату, а такой опыт уже имеют 48% из числа опрошенной молодежи.

Стоит отметить, что многие существующие детские и молодежные общественные организации, занимающиеся профилактической деятельностью, например, профилактикой наркомании, строят свою работу по принципу добровольчества «равный воспитывает равного».
Профилактическая деятельность вовлекла в практическую работу в последнее время большую часть молодежной аудитории.
Привлечение подростков к профилактике зависимостей позволяет одновременно решить несколько задач: охватить этой работой большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров; сформировать устойчивые антинаркотические и антиалкогольные установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с которыми они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности; через общественно-полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности. Волонтерская деятельность предоставляет для подростков возможность самоопределения, самореализации, самоутверждения.
В соответствии с международной практикой добровольчество – это стратегия позитивного развития молодёжи, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи, как непосредственных участников (субъектов) социально-культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учётом нужд и потребностей молодёжи.

Добровольческая деятельность молодёжи является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтёрской деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности. При системной, целенаправленно организованной добровольческой деятельности в образовательных учреждениях, в местах досуга, молодёжных организациях будут созданы условия и возможности для каждого молодого человека проявить свои лучшие качества и способности, появляется возможность оценить себя и результаты своей работы. Участие в добровольческой деятельности способствует профессиональному становлению молодёжи, формированию гражданской социальной ответственности [1] .

Основываясь на данной стратегии, в экономически развитых странах мира добровольческий сектор превратился в мощный фактор повышения качества жизни людей, решения острых социальных проблем, составляя ощутимую часть валового национального продукта.

В России, как и во многих странах мира, с середины 2000 годов существенно возросло внимание государства и общества к добровольчеству, как одному из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, государственной молодёжной и социальной политики. Импульсом послужило принятие в 2006 году Правительством Российской Федерации Стратегии государственной молодёжной политики, в которой молодёжное добровольчество признается одним из её важнейших приоритетов. С этого времени добровольчество становится все более популярным среди молодого поколения, являясь эффективным способом получения новых знаний, развития навыков активной общественной жизни и демократических ценностей.

Молодёжное добровольчество – это эффективный способ вовлечения молодёжи в социальную практику через создание для детей и молодёжи условий свободного доступа к добровольческой социальной деятельности. Общеизвестно, что молодёжное добровольчество способствует получению и развитию новых знаний и навыков, формированию лидерских качеств, воспитанию молодёжи интеллигентными, честными, высокообразованными социально ответственными и социально активными личностями. Иными словами, молодёжное добровольчество следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности молодёжи, способ развития гражданского общества.

Гражданское общество мы определяем как вовлеченность граждан в процессы функционирования гражданских институтов в целях улучшения качества жизни и развития всех общественных сфер.

Включение молодёжи, занимающейся в учреждениях дополнительного образования способно значительно усилить эффективность образовательного и воспитательного процесса, а также сформировать гражданскую позицию у подрастающего поколения.

Международный и российский опыт подтверждают, что развитие молодёжного добровольчества в образовательных учреждениях полностью отвечает приоритетным направлениям государственной молодёжной политики и политики образования и нацелено на их реализацию.

Образовательные учреждения – это одна из ключевых сфер социализации детей, подростков, молодёжи, где у них возникают и начинают развиваться межличностные отношения, появляется ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества. Роль добровольчества состоит в том, что исполняемая на основе свободного, ответственного и сознательного выбора общественно полезная добровольческая деятельность молодёжи через реальные дела, осуществляемые в ходе социальной практики вместе со сверстниками, позволяет укреплять ценности добра, взаимопомощи, сохранять социальную стабильность, снижать агрессивность, формировать межкультурную толерантность. Включение добровольчества в учебно-воспитательный и образовательный процесс, организованный на системном уровне, как компонент методологий преподавания, внеклассного воспитания и гражданского образования, позволяет:

• организовать образовательный процесс по приобретению молодёжью знаний по современным технологиям организации добровольческой деятельности, социальному проектированию, организации социальных практик;

• способствовать формированию у подростков/молодёжи общественно значимых ценностей и ориентаций;

• создать условия для развития у подростков и молодёжи организаторских способностей и умений;

Говоря об общественной (добровольческой) деятельности молодёжи в контексте образовательного процесса, на наш взгляд, стоит упомянуть новые методики так называемого проектного обучения.

Они уже давно активно применяются во многих развитых странах. Иначе их называют service learning.

Исследования показывают, что процесс обучения и восприятия информации происходит на более глубоком уровне, когда люди самостоятельно добывают новые знания и «обучаются на практике» (Дьюи, 1938).

Собственно практическую реализацию/получение знаний и предоставляет участие молодёжи в общественной деятельности. Проектное обучение является методикой, которая даёт возможность ученикам приобрести новые знания и умения через поиск ответа на комплексный вопрос, проблему или вызов. Участвуя в проектах, обучающиеся создают новые знания и делятся тем, что они узнали, с широкой аудиторией.

В Соединённых Штатах «обучение действием» (servicelearning) — одна изформ практического обучения, сочетающего в себе освоение учебных дисциплин с добровольным служением на благо общества. «Обучение действием» даёт возможность школьникам, преподавателям, представителям государственных учреждений, занимающимся вопросами образования, и общественным организациям совместно работать над достижением общей взаимовыгодной цели, руководствуясь тщательно продуманным планом действий.

«Обучение действием» помогает молодёжи повысить осведомлённость о своей гражданской ответственности и о значимости школьного образования. Национальный информационный ресурс «Обучение действием» (NSLC) описывает servicelearning как разнообразный набор стратегий и инициатив, которые сочетают общественную работу с обучением и рефлексией учащегося.

Для того чтобы понять, как успешно интегрировать в образовательный процесс участие учащейся молодёжи в общественной жизни, нужно рассмотреть основные мотивы, которыми руководствуются молодые люди при включении в реализацию общественно-значимых акций и программ.

Определим, что такое мотив и мотивация. К.К. Платонов под мотивом понимает психическое явление, становящееся побуждением к действию.

Т.е., иными словами, мотив – это то, чем руководствуется человек, приступая к тому или иному действию, стимул, побуждение, внутренний позыв личности.

В соответствии с этим, определим мотивацию как совокупность движимых человеком мотивов.

Центр добровольцев «Московский дом Милосердия» провел социологическое исследование, посвященное изучению мотивов, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. По результатам этого исследования были выделены следующие группы мотивов:

  • 89% респондентов выразили желание быть социально полезными;
  • 50% способствовать положительным изменениям в обществе;
  • 36% реализовать собственную, общественно-полезную инициативу;
  • 36% найти единомышленников;
  • 35% проявить себя и реализоваться как личность;
  • 19% добрыми делами ответить на помощь, полученную ранее;
  • 15% интересно и с пользой провести досуг;
  • 10% помогая другим, решить собственные проблемы.

В свою очередь, американские психологи М. Олчман и П. Джордан выделяют следующие мотивы волонтерской деятельности, которые вполне могут быть признаны принципами волонтерства:

  • хочу помогать нуждающимся людям;
  • надеюсь научиться чему-то новому;
  • хочу иметь какое-то занятие;
  • для собственного удовольствия;
  • хочу познакомиться с новыми людьми;
  • хочу ответить людям за добро добром;
  • хочу бороться с определенной проблемой;
  • у меня есть свободное время.

Мотивация молодежного добровольчества носит прагматичный характер, что выражается в желании получить не только моральное удовлетворение от работы, но и некие блага. Среди наиболее распространенных мотивов участия – желание попробовать себя в профессии и применить полученные теоретические знания на практике. Многие связывают добровольчество с прохождением летней практики, стажировок[4].

Мотивировать и привлекать молодёжь к общественной деятельности в контексте образовательного процесса можно разными путями, оперируя к разным существующим или стимулируя новые мотивы.

В первую очередь, подросткам нравится ощущение общности со сверстниками. Добровольчество и совместная деятельность как раз даёт эту общность действия и соучастия.

Во - вторых подростки нуждаются в общественном признании их как личностей. Особенно со стороны взрослых людей.

В - третьих, в самореализации и выявлении собственного потенциала, в том числе лидерских качеств.

Ко всем выше обозначенным потребностям и устремлениям молодого человека и может апеллировать педагог, побуждая и заинтересовывая подростка.

Важным и одним из основополагающих факторов является и личный пример педагога.

Т.е., если заинтересован педагог – учащиеся с наибольшим интересом и рвением воспримут предлагаемую информацию.

Молодёжь – это активная социальная группа. Она восприимчива к новым веяниям, предложениям общества. Она готова предлагать новое и участвовать в реализации существующего.

Она готова и может участвовать в общественных программах и предлагать созидательные социальные инициативы.

Ссылки:

#1041;одренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебно-методическое пособие. – М.: АНО «СПО СОТИС». – 2013. – 320 с. (Серия:Российская школа эффективного добровольчества)

2. Овчинников В.В. Добровольчество как механизм развития гражданского общества. /

#1056;огаткин Д.В. Школа и общество: сотрудничество в контексте новых образовательных стандартов. Опыт России и США / Рабочая группа «Образование и молодёжь» российско-американской программы «Обмен социальным опытоми знаниями» – Петрозаводск, Типография «Айни»(ООО РА «Ва Банк»), 2014 г. - 72 стр.

4. Шекова Е.К. Развитие добровольчества в России, "Некоммерческие организации в России" №2 год - 2011

#1048;нститут проблем гражданского общества

#1048;сследовательская группа ЦИРКОН Социально- политическая активность молодежи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции у школьников

в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина. Необходима...

«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»

В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный  период,  обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

Список использованной литературы:1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...