Семинар-практикум на тему "Что значит быть педагогом?"
методическая разработка

Разработка призвана привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_nizhegorodov_rv.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

 

на тему «Что значит быть педагогом?»

Подготовили преподаватели:

Полянцева Н.С.  

Нижегородов Р.В.

г. Усмань

2023 г.

Семинар-практикум для педагогов

«Что значит быть педагогом?»

Цель: способствовать повышению качества профессиональной деятельности преподавателей ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж.

Задачи:

1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков в вопросе развития профессиональной компетенции.

2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.

3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в коллективе педагогов.

Ход методического семинара:

1.Организационный момент.

Ведущий 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Ведущий 2.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

2. Основная часть

Ведущий 1.

Педагог – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.

Ведущий 2.

Какой он современный педагог? Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

Ведущий 1.

Зачем нужен наставник? Наставник – это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления), следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время, консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями, решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

Ведущий 2.

И сегодня мы с вами проводим в рамках года педагога и наставника семинар практикум на тему «Что значит быть педагогом». На протяжении всего занятия мы будем идти по пути совершенствования педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога.

Ведущий 1.

Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно посчитать «первой ласточкой» в направлении изучения положительного образа учителя.

Ведущий 2.

Существует ли специфика образа учителя? Несомненно, в современном обществе профессия преподавателя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.

Ведущий 1.

На педагога смотрят внимательно. Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении преподавателю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе.

Сейчас вашему вниманию предлагается видеоролик

3. Практическая часть

Ведущий 2. Итак, начнем наше занятие. Давайте попробуем разобраться в самих себе. Сейчас вы получите первое задание для коллективной работы.

Задание № 1

Охарактеризуйте себя, как педагога, одним словом, начинающимся на полученную букву.

Например:

О – оригинальный, особенный

Р – радостный, ранимый

Н – неординарный

Ведущий 1.

Задание № 2

Продолжите фразу

Когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

Когда я готовлюсь к открытым занятиям…

Когда я прихожу домой после работы…

Когда я волнуюсь…

Когда я прихожу на работу…

Когда я разговариваю с родителями…

Когда начинаются занятия со студентами

Когда ко мне на занятие приходят педагоги или завучи…

Когда я провожу родительское собрание...

Когда мой рабочий день…

Когда я провожу свое открытое занятие…

Когда я думаю о работе…

Когда я разговариваю с директором…

Когда я вижу студента…

После рабочего дня…

Когда наступает пора отпуска…

Люди, с которыми я работаю…

Когда я собираюсь на работу…

Неприятности на работе…

Успехи на работе…

Ведущий 2.

Дальше хочу продолжить занятие высказыванием Льва Николаевича Толстого «Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира»

В настоящее время профессиональное самосовершенствование педагога воспринимается как обязательный элемент профессиональной деятельности.

Ведущий 1.

Задание № 3

Процесс самодиагностики – это познавательная деятельность, которая должна носить системный характер, направленный на осознание и коррекцию своего труда.

Уважаемые коллеги сейчас мы с вами проведем самодиагностику способности педагога к саморазвитию и вам будет предложено пройти тест.

Ведущий 2.

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла - скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует;

Вопросы анкеты:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я верю в свои возможности.

9. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отнесусь к моему продвижению по службе.

Ведущий 1.

Оценка и ее критерии:

75 – 55 баллов – активное саморазвитие;

54 - 36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;

35 – 15 баллов – остановившееся развитие.

Ведущий 2.

Личность педагога представляет собой комплекс качеств и свойств, которые необходимы для успешной профессионально-педагогической деятельности, так как именно педагог играет большую роль в формировании интереса подростка к учёбе, к окружающему миру, формирует его мировоззрение. В связи с этим существует ряд требований, предъявляемых к работникам сферы образования.

Ведущий 1.

Требования, которые предъявляются к педагогу можно представить в виде 3-х основных блоков:

1. Личностные качества (активность, ответственность, вежливость, терпимость, отзывчивость, честность, справедливость, сообразительность, общительность);

2. Профессионально - педагогические (педагогическая импровизация, эрудиция, интуиция, наблюдательность, находчивость, рефлексия, справедливость);

3. Профессиональные способности (исполнительские, исследовательские, коммуникативные, мыслительные, проектировочные, рефлексивные, ситуативные, технологические).

Ведущий 2.

Задание №4.

У вас на столах находится список этих качеств. Выберите по два наиболее значимых качества, по вашему мнению, из каждого блока. Давайте послушаем мнение некоторых из преподавателей по этому вопросу.

Ведущий 1.

Преподаватель находится в постоянном взаимодействии со студентами, мы решили узнать также и мнение студентов о том, какие качества они считают наиболее ценными в своих преподавателях.

Среди личностных качеств преподавателей студенты выделили  

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВЕЖЛИВОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Среди профессионально-педагогических качеств преподавателей студенты выделили СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.

Ведущий 2.

Общество, порождая требования к профессионализму педагога, влияет на содержание представления об учителе. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Ведущий 1.

Сейчас мы попробуем разобрать несколько педагогических ситуаций, с которыми мы можем столкнуться в повседневной работе, которые требуют от преподавателя педагогического мастерства.

Ситуация №1. О самоконтроле. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго...

Оценка: Имеет место непонимание педагогом причины нарушения дисциплины.

Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны педагога и совместной работы с психологом.

Решение:

Пример решения педагогической ситуации представим поэтапно:

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля учащегося.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля.

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

Ситуация 2. Случай на физкультуре. Ситуация произошла в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между группами. Между студентами возник какой-то конфликт. Педагог побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из учащихся послал педагога матом (он не понял, что это учитель). Когда же он осознал, что сотворил - отвернулся и продолжил спорить с другим студентом. Педагог добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого студента (но его не отчислили).

Оценка: ситуация непростая. Причиной послужило возбужденное, взбудораженное состояние ученика, вызванное случившимся конфликтом. Учащийся сказал такое сгоряча, не обратив внимание на того, кому он это говорит. Когда же он понял, что это его обращение было направлено на педагога, он посчитал, что важнее в данный момент доказать свою правоту в конфликте с другим учеником (подростковый возраст - время реализации себя в первую очередь в коллективе сверстников), а потом уже выяснять отношения с преподавателем.

Прогнозирование: такой способ выхода из ситуации со стороны педагога однозначно вызовет проблемы в его дальнейшем общении с этим учащимся и, вполне вероятно, со многими другими учащимися (ведь они все друг за друга стоят горой). Провинившийся ученик, возможно, и сам бы понял свой проступок и извинился бы за свое поведение. Также, данная ситуация может вызвать протестное поведение у учащегося, он может начать прогуливать занятия.

Решение: в данной ситуации педагог должен был сказать учащемуся следующее: «Давайте, мы ваш конфликт разрешим после матча - стадион все-таки не место для выяснения отношений и надо продолжать игру», а затем обратиться к этому ученику с такими словами: «Мне было очень неприятно и обидно услышать от тебя такие слова. Возможно, ты сказал их не специально, погорячившись, но мне бы хотелось услышать извинения и понять, что такое больше не повториться». Таким образом, педагог показал бы учащимся, что из любого конфликта можно найти рациональный выход.

Ситуация 3. Материальные ценности. На перемене двое студентов, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в колледж. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее одногруппнику, а теперь его же и обвиняет.

Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его.

Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для обучающихся, более того в группе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между студентами или между преподавателем, или группой студентов.

Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация 4. Профессиональное самоопределение. Ученик в классе увлекается всем и сразу. В школе был хорошистом, но мог быть и отличником, т.к. не был обделен способностями. Особенно легко ему давались предметы гуманитарного плана, поэтому ученик и оказался по своему желанию в колледже гуманитарного профиля. Однако учащийся не видит своей будущей профессии, а родители, ссылаясь на его способности в гуманитарных науках получить профессию, связанную с правоохранительной деятельностью. Учащийся не доволен тем, что учится на юриста, а родители довольны, что их сын продолжает учиться и получит престижное образование. Парень учится без всякого интереса, стараясь лишь только сдать очередную сессию.

Оценка: Родители понимают, что их сын перед важным выбором и ему нужно помочь. Для них это не так легко, т.к. он не проявил себя в чем-то одном так, чтобы его можно было бы направить в одно русло (например, увлечение музыкой, танцами, художеством). Они всегда старались воспитать в своем ребенке любовь к знаниям, и он действительно отличался от своих сверстников сообразительностью, начитанностью и стремлением узнать больше. Но не было определенности в выборе профессии у него самого, хотя родители время от времени интересовались и пробовали советовать ему в выборе профессии. Но выбор не состоялся. Парня овладевает мысль о несостоятельности и страх неудачи.

Прогнозирование: У подростка, относящегося к родителям теперь уже без доверия и понимания, считая его жизненный выбор правильным, со временем могут развиться комплексы. Вероятно, он будет более апатично относиться к жизни и ко всему происходящему вокруг него, утратит всю свою любознательность и стремление что -то достигнуть в жизни. Обучение он закончит без всякой радости, так и не став в своей специальности профессионалом.

Решение: Родителям нужно как можно скорее поговорить с подростком по поводу его будущего. Необходимо, чтобы он осознал, что юридическое образование - это еще не самый главный выбор в жизни. Важно, что он учится, пополняет знания, знакомится с новыми, интересными людьми, общается со сверстниками. Что у него прекрасные годы молодости и никакой колледж не может запретить ему увлекаться чем-то еще помимо учебы. К тому же, профессия юриста еще никогда никому не помешала в жизни, а даже, наоборот, во многих случаях помогала. Возможно, проснется какой-то интерес позже. Более взрослый человек осознанней относится к жизни, главное не терять веру в свои силы, сохраняя порядочность, честолюбие и трудолюбие. Важно не забывать, что он личность.

Ситуация 5. Профессиональная этика. Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса.

Оценка: Конец урока. Все уже расслабились, в том числе и Никита. Он просто по своей рассеянности неправильно переписал задачу, и сам не смог найти ошибку. Он обратился за помощью к педагогу, так как она всегда помогает, если что-то не получается.

Прогноз: Никита надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как одноклассники, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть своего ученика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Никиты, она могла бы предположить финал данной ситуации. Скорее всего, что Никита обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но, возможно, Никита не поможет своему однокласснику в аналогичной же ситуации, а посмеется вместе с остальными.

Решение: Педагог могла попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Никитой один на один. Попросила бы его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример.

Ведущий 2.

Задание № 5 Упражнение «Мои сильные стороны»

«У каждого из Вас как профессионала есть сильные стороны, то, что Вы цените в себе, что дает Вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте своих достоинств. Эти качества необходимо записать в первую колонку на листке. Во второй колонке отметьте те профессиональные положительные качества, которые Вам не свойственны, но Вы хотите выработать в себе».

На составление списка отводится несколько минут. Затем необходимо прочитать свой список и прокомментировать его. Участники могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. В конце следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.

(Психологический комментарий. Упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.)

Ведущий 1.

Задание № 6. Упражнение ассоциации

Запишите как можно больше слов-ассоциаций со словом «Наставник». Работа в группах преподавателей.

Ведущий 2.

Традиционно основными видом педагогической деятельности, являются преподавание.

Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью обучающихся.

Мы подготовили для вас буклеты с описанием некоторых дидактических приемов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся на занятиях. (Буклеты с приемами раздать)

Ведущий 1.

Когда тебе покажется, что цель недостижима, не изменяй цель – изменяй план действий.

Сейчас мы перейдем к другому виду деятельности, выполним работу устно.

Задание 7. Упражнение «Рассуждалки»

Ведущий 2

  • Это бывает в сказке, а иногда в жизни.
  • Так называется всё удивительное, волшебное.
  • Когда оно совершается, мы всегда радуемся, (чудо)

Ведущий 1

  • Она должна быть у каждого человека, но многие про неё забыли.
  • Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидишь, она должна тебя мучить.
  • Она помогает стать настоящим человеком. (совесть)

Ведущий 2

Все люди хотят его.

Когда он есть, все радуются и светит солнце.

Когда его нет, то люди воюют, (мир)

Ведущий 1

Когда он появляется, мы просыпаемся.

Без него не могут жить растения.

Без него нельзя читать, (свет)

Ведущий 1

-От неё нам становится теплее и радостнее, но от трудностей её остаётся у людей совсем мало.

  • Больше всего её у бабушек, а мамы приходят с работы усталые, и у них она исчезает.
  • Дети так нуждаются в ней. (доброта)

Ведущий 2

  • Если его нет, то нет и радости. Без него не жизнь. А существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно на открытках.
  • Его не купишь не за какие деньги. (здоровье)

Ведущий 1

  • Каждый человек о нём мечтает, и чтобы в жизни у него всё было хорошо.
  • Никто не знает, где его искать.
  • Ещё говорят: «Добивайся его сам, и оно к тебе придёт». (счастье)

Ведущий 2.

Итак, подходит к завершению наш семинар-практикум.

Задание 8. Упражнение «Комплимент»

Цель: создание благоприятной атмосферы в конце занятия.

Материалы: листы А 4, ручки.

Педагоги сидят за столами. Каждому выдается лист бумаги А4. Каждый подписывает свой листочек. По команде ведущего подписанные листы передаются по часовой стрелке. Задача участников на каждом новом полученном листе написать комплимент педагогу (тому, кому принадлежит лист) как профессионалу. Упражнение заканчивается, как только каждому возвращается его лист.

Ведущий 1.

Завершать наше занятие мы будем последним упражнением.

Задание №9. Упражнение «Мысли вслух»

Угадайте высказывания о воспитании и обучении.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Максим Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Константин Дмитриевич Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

Константин Дмитриевич Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Антуан де Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Ведущий 2.

Быть педагогом значит - быть ответственным, целостным, контролирующим свое влияние взрослым человеком, направляющим свою энергию на созидание здорового общества, умеющим проживать каждый день жизни вместе с детьми.

Ведущий 1.

Обратная связь.

Педагогам предлагалось ответить на вопрос, что нового они подчерпнули из данного занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...

Программа Семинаров-практикумов с педагогическим коллективом «ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛУЧШИЙ ПУТЬ»

Цель. Выработать представление о том, в каком направлении и как будет осуществляться развитие школы.Задачи. Пробудить желание двигаться в направлении позитивных изменений, четко видя поставленную цель...

Семинар-практикум для родителей "Легко ли быть подростком"

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется системат...

Семинар-практикум на тему "Что значит быть педагогом?"

Разработка призвана привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности в работе....