Дистанционное образование учащихся в современном мире
статья
Дистанционное образование учащихся в современном мире
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное образование учащихся в современном мире
Назмутдинова Милавша Лотфулловна
, учитель татарского языка и литературы
МБОУ « Гимназия №10 ЗМР РТ»
Образовательная технология – это комплекс методов и приемов обучения, воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Современные классы вышли за рамки громоздких настольных компьютеров, которые когда-то были нормой, и теперь оснащены планшетами, интерактивными онлайн-курсами и даже роботами, которые могут делать заметки и записывать лекции для отсутствующих учащихся. Все это – принято называть цифровыми педагогическими технологиями обучения.
Цифровые технологии – это практика внедрения инструментов информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс для создания более увлекательного, инклюзивного и индивидуализированного процесса обучения [1].
Цифровые технологии играют решающую роль в обучении. Но что именно представляет собой цифровая технология? Для большинства людей это компьютеры, планшеты и смартфоны, которые учащиеся используют для изучения новой информации в классе, но это определение недостаточно.
От традиционных приложений для обучения, таких как доски и проекторы, до современных мобильных приложений и устройств виртуальной реальности, за последние несколько лет цифровые образовательные технологии быстро превратились в неотъемлемую часть нашей системы образования.
Хотя внедрение новых технологий в классе может быть сопряжено со стрессом в дополнение к обычным обязанностям, новые образовательные технологии могут создать более благоприятную среду для сотрудничества, в которой учащиеся могут участвовать в активном обучении, используя знакомые им технологии.
Сохраняя свои основные принципы, но трансформируя их вслед за развитием науки и общества традиционная дидактика постепенно заменяется цифровой дидактикой. Этот переход определяется следующими требованиями:
- развитие цифровых технологий, формирующих современную образовательную среду;
- специфика современного поколения учащихся;
- требования постиндустриального общества к личному и профессиональному компетенциям граждан;
- возросшее количество рисков возникновения непредвиденных ситуаций, требующих принятия экстренных решений.
Цифровая дидактика предполагает полную трансформацию элементов образовательного процесса [2], одной из форм обучения в ней является дистанционное обучение, реализуемое с помощью специфических средств интернет-технологий. Эта форма обучения стала частью образовательной практики в связи с пандемией коронавируса.
Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как закономерный эксперимент, в котором оказалась система образования, и мы пытаемся осмыслить накопленный опыт организации дистанционного обучения учащихся в этот период.
Теоретический анализ научных работ, исследующих выявленную проблему и оценивающих начальные результаты тотального перехода на дистанционное обучение [3], позволяет определить проблемное поле исследования с целью выявления рисков, возможностей и приоритетных направлений совершенствования дистанционного обучения.
Критическая оценка опыта организации дистанционного обучения позволяет структурировать этот процесс, нивелировать негативные моменты и, как следствие, повысить качество образования и уровень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса его результатами.
Использование новых цифровых технологий – это не только современный тренд, но и очень удобное средство обучения. Например, благодаря Интернету теперь каждый человек, независимо от того, в какой точке земного шара он проживает, может получить необходимое образование и выучить множество языков. Это, во-первых, экономит время, а во-вторых, абсолютно бесплатно. Такая практика давно и успешно практикуется в зарубежных странах при обучении языкам. Национальная система образования, которая в последние годы активно делает большие успехи, также уделяет повышенное внимание этому вопросу. В результате в 2012 году была создана онлайн-школа «Ана Теле», которая предоставляет возможность изучать татарский язык онлайн.
Онлайн-школа татарского языка «Ана Теле» – это новая современная образовательная программа для всех желающих изучать татарский язык, как в России, так и за рубежом. На этих курсах может обучаться любой желающий из любой точки мира. Школа работает 24 часа в сутки, то есть ученик может зайти в систему в любое удобное для него время и пройти курсы. Данный курс уникальным образом улучшает коммуникативные навыки, создает большие возможности для практического использования татарского языка, а также знакомит учеников с культурой татарского народа.
Проект по изучению татарского языка «Әйдә! Online» татаро-башкирской редакции Радио Свободная Европа/Радио Свобода стал одним из самых популярных ресурсов в период дистанционного обучения в школах Татарстана. Такую статистику сообщили администраторы проекта «Идель.Реалии». По результатам опроса учителей татарского языка, каждый четвертый учитель Татарстана использовал материалы проекта на своих уроках.
По сравнению с мартом, когда школы учились в обычном формате, популярность проекта утроилась в апреле и мае, когда школы перешли на дистанционное обучение. Школы Татарстана официально продолжили работу в дистанционном формате с 6 апреля 2021 года до летних каникул (1 июня).
Наибольшей популярностью среди школьников и студентов пользуются курсы татарского языка для начинающих, аудиокурс «Начальный татарский» и список из 50 основных фраз на татарском языке. Кроме того, очень активно используются анимированные видеоуроки татарского языка.
Таким образом, данный проект предлагает несколько курсов по изучению татарского языка, от начального уровня («Разговорный этап») до продвинутого уровня («Фразеологизмы»). Также в рамках данного ресурса пользователи могут читать и слушать произведения татарских и зарубежных авторов в оригинале и переводах. Курс «Татарский язык с Азатлык» разработан редакцией Радио «Азатлык» на основе материалов, имеющих более чем 60-летнюю историю.
Следующий цифровой ресурс для изучения татарского языка в условиях онлайн – портал «Tatarschool». Это мультимедийное приложение к учебникам татарского языка, разработанное по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан. Электронные приложения позволяют учащимся обучаться дистанционно и проверять свои знания. Мультимедийный комплекс включает анимацию, звук, иллюстрации, интерактивные задания. Мультимедийные приложения мотивируют учащихся к работе с предметом и повышают их интерес, открывают удобство использования электронных инструментов на уроках и дома.
Мультимедийные приложения учебников – это не только заменители бумаги, но и мощные инструменты обучения. Главное преимущество таких учебников – их интерактивность. Электронные пособия позволяют учащимся заниматься удаленно и самостоятельно проверять свои результаты. Кроме того, мультимедийные приложения позволяют выбирать темп работы и повторять ее несколько раз, если вы не справились с заданием.
Сочетание возможностей разных площадок в дистанционной работе может показать себя наиболее эффективно. Такая интеграция необходима из-за разной степени готовности пользователей к работе со всеми доступными функциями и инструментами. Важно, что в таких ситуациях активизируются процессы психики человека, увеличиваются скорость обучения и его качественное содержание.
К основным рискам сложившейся практики дистанционного обучения в школах можно отнести: цифровая толерантность и технико-методическая грамотность педагогов; степень принятия условий обучения и удовлетворенность качеством образования в дистанционной форме; психоэмоциональная устойчивость онлайн-взаимодействия участников; поддержание высокой познавательной мотивации; формирование практических навыков учеников.
Список литературы
- B. Grant, W.H. Dutton, J. Lefkowitz, SSRN Electronic Journal (2020). Accessed on: December 16, 2020. [Online]. Available: https://ssrn.com/abstract=3522083 – Дата обращения: 26.12.2022.
- Блинов В.И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? [Digital Didactics: A Fashionable Trend Or A New Science?], in Sovremennye problem professionalnogo i vysshego obrazovaniia: sostoianie i otsenka (Ekon-Inform, Moscow, 2019).
- Катс А.С. Дистанционное обучение: актуальные вопросы. – in Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Chuvash Republican Institute of Education, 16 July 2020, Cheboksary, Russia (2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное образование: современные подходы и перспективы
В статье рассматривается понятие дистанционного образования, приводится краткая характеристика организационно-технологических моделей дистанционного образования...
Дистанционное образование: современные подходы и перспективы
В статье рассматривается понятие дистанционного образования, приводится краткая характеристика организационно-технологических моделей дистанционного образования...

Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе
Статья посвящена теме "Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования" Раскрывается проблема управления качеством образования современных школьников. Статья рассма...
Дистанционное образование в современной школе
Актуальность системы дистанционного образования в современном образовательном процессе. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РАС И ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛИПЕЦК).
В этом докладе я хотела бы поделиться с Вами своим опытом как мы работаем в Центре Дистанционного Образования и используем на своих уроках английского языка - современные образовательные технологии. ...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"
Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Место дистанционного образования в современном образовательном процессе
В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чащ...
