СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РАС И ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛИПЕЦК).
учебно-методический материал по английскому языку

Холомеева Инна Владимировна

В этом докладе я хотела бы поделиться с Вами своим опытом как мы работаем в Центре Дистанционного Образования и используем на своих уроках английского языка - современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon holomeeva_i._v._kursy_kpk.doc165.97 КБ
Файл 2019_20_11.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РАС И ОВЗ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛИПЕЦК).

Работаю в Центре Дистанционного Образования г. Липецка с 2012 года.

 

В моем докладе я хотела бы поделиться с Вами своим опытом как мы работаем и используем на своих уроках английского языка современные образовательные технологии.

Итак! Давайте начнем.

СЛАЙД 2

Проблема обучения детей с РАС является широко обсуждаемой не только в нашей стране, но и за рубежом. По данным Всемирной организации здравоохранения, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. Ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.

На данный момент в Липецкой области проживает 129 детей с расстройством аутического спектра. Они обучаются в детских садах, школах, Центре дистанционного образования и Елецком интернате.

В нашем центре обучается 203 ребенка с ОВЗ, среди них 36 детей с РАС с разной степенью выраженности,  и с каждым годом это количество растет.

В связи с этим, на базе нашего центра была создана инновационная площадка по работе с детьми с РАС для создания полноценной, комплексной системы сопровождения детей, позволяющей охватить такие важные этапы жизни как: детский сад — школа — допрофессиональное образование.

СЛАЙД 3

Мы долго искали наиболее эффективные методы и технологии для обучения таких детей, которые давали бы устойчивый и эффективный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной деятельности, развивали их критическое мышление и творческие способности.

Как вы уже знаете, универсального учебника для обучения  детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. Как известно, дети с РАС очень хорошо рисуют, хорошо воспринимают информацию визуально, поэтому очень важно подкреплять урок для таких детей средствами   иллюстративной наглядности, просмотром видеофильмов, прослушиванием музыкальных произведений, созданием коллажей, разучиванием стихов, рифмовок, песен, инсценированием, исполнением различных ролей в диалогах и ролевых играх. Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, восстанавливает их внутренние силы, ускоряет темп их интеллектуального развития и снимает чувство тревоги и страха. Более того, таким детям типично выполнять действия по алгоритму, а учителю необходимо создавать структурированные уроки.

СЛАЙД 4

Все мы понимаем, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоциональнo окрашено. Но как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика?

СЛАЙД 5

В 2017 году учителями иностранного языка ЦДО был запущен педагогический проект «Обучение детей с РАС английскому языку, с использованием арт-технологий и современных интерактивных форм обучения». В этот проект включены следующие арт-технологии как лэпбук, интерактивная тетрадь, комикс, театр.

Этот проект разработан  в рамках реализации Программы развития школы и Национального проекта образования «Успех каждого ребенка».

Цель проекта:

Повышение качества обучения и интереса на уроках английского языка через внедрение арт-технологий и современных интерактивных форм обучения.

СЛАЙД 6

Цель проекта конкретизируется в задачах:

1) Создать систему уроков английского языка с использованием арт-технологий и  интерактивных форм обучения (лэпбук, интерактивная тетрадь, комикс, театр).

2) Активизировать использования лэпбуков и интерактивных тетрадей на уроках ИЯ  и во внеурочной деятельности.

3) Создавать структурированные условия обучения для практического овладения языком для каждого обучающегося с РАС.

4) Обеспечить формирование и развитие коммуникативной компетенции и речемыслительной деятельности.

5) Повысить мотивацию к изучению английского языка.

6) Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Хотелось бы отметить, то что наш проект является нашей авторской методикой обучения детей с РАС английскому языку. И мы уже видим наши первые результаты.

СЛАЙД 7

Среди многообразия современных образовательных технологий выделим те, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными в работе с обучающимися ОВЗ и РАС в рамках ФГОС:

1. Коммуникативная - направлена на формирование коммуникативной компетентности обучающихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации. Это обучение на основе общения, когда процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Она позволяет учащимся овладеть английским языком на уровне уверенного пользователя.

Нами было разработано методическое пособие «Мy talking book», это пособие создано на основе учебника «Rainbow English» Радужный английский -  2 класс, с целью закрепления и систематизации лексических знаний и умений, совершенствованию диалогической речи и навыков чтения на ИЯ.

Это книга – комикс «My talking book» включает в себя оба способа обучения диалогической речи: дедуктивный и индуктивный. За основу пособия  была взята русская народная сказка «Теремок» - «The little house» на английском языке и персонаж популярного американского мультфильма Диснея - Микки Маус. По нашей задумке обучающиеся сначала смотрят видеофильм на сайте «Супер чтение на английском языке», затем читают сказку «Теремок» сами по ролям, а потом знакомятся с героями из Америки (Микки Маусом и его друзья), которые приезжают в Россию, чтобы встретить и узнать русских героев сказки и русские традиции.

В данном пособии сказка плавно перетекает  в игру, так как наша книга это комикс в 3D формате которую обучающиеся с помощью учителя создают сами. Дети, прочитав по ролям сказку «Теремок» на английском языке, которая находится на первых страницах нашей книги, получают задание от учителя познакомить Микки Мауса и его друзей, которые приехали в гости в Россию, с героями русской народной сказки «Теремок». Учителю необходимо подготовить и раздать картинки со всеми героями. Обучающиеся парами составляют диалоги, записывают их в специальные окошки и приклеивают картинки и реплики на толстый двусторонний скотч, что позволяет сделать наш комикс не просто красочным, но и живым. Если у ребёнка возникают трудности в составлении диалога, учитель подсказывает примерные уже готовые реплики, которые находятся в ключах к этой книге. На следующем этапе ученики разыгрывают получившийся диалог, по возможности они его учат наизусть к следующему уроку.

Таким образом, в  процессе составления диалогов дети будут разучивать и повторять новые фразы и слова много раз. А нам именно это и нужно — сто раз повторить одно и то же, чтобы надолго запомнить. Причем когда ученикам интересно, то они говорят легко и свободно, без принуждения на языке. Так и в жизни они потом будут говорить на английском без страха и стеснения.

Поэтому мы стараемся создавать особенную «безопасную» среду на уроке, чтобы ребенок смог выразить свои переживания наиболее приемлемым для него способом, чтобы он смог максимально освободиться от негативных чувств,  ведь в процессе игры он становиться «режиссером» разыгрываемого события, тем самым его внутренний опыт меняется. Также, поведение обучающихся с РАС нормализуется, улучшается успеваемость, они активно начинают взаимодействовать с другими людьми и регулярно принимать участие в разных сферах жизни общества.

СЛАЙД 8

Активное использование на уроках разных учебно–речевых ситуаций, интересных сюжетов в игровой форме и конечно же использование Интернета в коммуникативном подходе, участвуя в котором обучающиеся развивают свои языковые умения и испытывают радость общения, при этом идет не только накопление и расширение знаний, но и опыта.

СЛАЙД 9

Предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент работы с комиксом. Сейчас вы увидите настоящего актера Максима, он большой молодец и у него уже многое получается.

СЛАЙД 10

2. Дифференцированная технология - организация учебного процесса с учетом доминирующих способностей учащихся.

Обучение в нашем Центре Дистанционного Образования построено преимущественно на дифференцированном подходе для каждого обучающегося. Учитываются индивидуальные возможности и способности каждого подопечного, планируется различный методический материал для групп с разным уровнем умственного развития, а также задания и контрольно-измерительные материалы даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности. Тем детям, которые испытывают  затруднения выполнения заданий, оказывается дозированная помощь, в виде разных карточек – подсказок, вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, а также дополнительных консультаций. Основная задача этого подхода: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

СЛАЙД 11

3. Информационно-коммуникационая и интернет технологии - предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учеников.  Наиболее часто используемые нами в учебном процессе средства ИКТ:

  • электронные учебники и пособия;
  • электронные энциклопедии, справочники и библиотеки;
  • тренажеры и программы тестирования в онлайн режиме, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования;
  • образовательные ресурсы Интернет и образовательные платформы, такие как «Якласс», «Учи.ру», «Lecta», «Moodle» и др.;
  • видео и аудиотехника;
  • мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия;
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Все выше перечисленное может способствовать к росту познавательного и коммуникативного интереса обучающихся, к расширению возможностей самостоятельной работы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 12

4. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения - реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учеников.

У каждого обучающегося в нашем центре есть своя собственная интерактивная тетрадь. Интерактивная тетрадь – это прекрасная замена простых и скучных рабочих тетрадей в клетку. По сути это та же тетрадь, но внутри размещены вкладыши, интерактивные схемы, кармашки с грамматическими правилами, раскладушки с лексическими единицами и так далее.

В Интерактивной тетради нет привычных число и классная работа. Здесь лишь первые страницы могут быть посвящены началу каждого урока. Число и месяц ученик ставит с помощью карточек, которые он вставляет в специальные кармашки на первой странице тетради. С помощью различных подвижных деталей есть возможность поставить день недели, погоду и так далее.

       А вот часы с подвижными стрелками, в своей собственной тетради, помогают без труда закрепить одну из самых сложных тем для младшего школьника.

При изучении новых слов нам помогает словарик в картинках. Ученики легко и с удовольствием узнают, а затем повторяют новые слова, открывая окошки.

При изучении грамматики в тетради можно вклеивать не просто текстовый материал, а «материал-трансформер», в картинках и схемах, который складывается или  раскладывается. А так же введение простого, но очень сильного приема - использование цвета в тетрадях, который способствует быстрому запоминанию и структурированию материала.

На начальном этапе обучения ин. языку, каждый учитель сталкивается с проблемой обучения чтению. И снова нам на помощь приходят различные шаблоны, в которые можно вписать слова на произношение того или иного звука.

Педагоги Центра дистанционного образования адаптируют учебно-методический комплект и разрабатывают индивидуальные рабочие программы. Индивидуальная интерактивная тетрадь является отличным помощником к учебникам и рабочим тетрадям. Каждая интерактивная тетрадь методически создается с учетом индивидуальных способностей и особенностей каждого обучающегося, начиная с начальной ступени обучения иностранному языку.

         Интерактивная тетрадь помогает оживить уроки, создать условия для практики языка, собрать изученные темы и грамматические конструкции в одном месте, многократно повторять их.

СЛАЙД 13

5. Технология тестирования - основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учеников, а также выявить недостатки в своей программе.

Международные экзамены по английскому языку проходят в соответствии с современными технологиями тестирования.

Наш центр активно пользуется виртуально-обучающей средой «Moodle», которая представляет собой веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Каждый учитель в центре разрабатывает онлайн курс к тому учебнику по которому проходят занятия. Каждый модуль такого курса по иностранному языку состоит из разделов и уроков с упражнениями на чтение, аудирование, письменными и устными упражнениями.

Главной палочкой-выручалочкой для учителя иностранного языка – это

элемент курса «Тест», который позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ. Такие задания с удовольствием выполняют все дети. Может быть задано ограничение времени. Каждая попытка оценивается автоматически и оценка записывается в журнал оценок. Можно выбрать, будут ли подсказки, отзыв и правильные ответы и когда они будут показаны ученикам.

Работа с курсом имеет ряд преимуществ: во-первых это позволяет экономить время, как учителя, так и ученика; во-вторых курс великолепно подходит для детей с различными заболеваниями (в нём легко ориентироваться); в-третьих содержание курса имеет весь необходимый объём знаний по предмету.

  Работа на площадке Moodle на уроке английского языка создаёт благоприятные возможности для организации самостоятельной работы обучающихся.  Эта виртуально-обучающая среда помогает использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

СЛАЙД 14

6. Проектная технология - характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость учеников.

Проект является неотъемлемой частью закрепления и обобщения каждой пройденной темы на уроках английского языка. Мы предлагаем детям создавать лэпбук в качестве проекта в конце темы.

СЛАЙД 15

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Это самодельная интерактивная папка, на страницах которой расположены кармашки, окошки, вкладки и подвижные детали; в ней находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме. Лэпбук – это интерактивная папка, которая дает возможность продолжать работать с материалом без ограничения времени. Находить новое по данной теме возвращаться и пополнять интересными фактами и материалами.

СЛАЙД 16

Лэпбук в полной мере соответствует требованиям проектной деятельности на уроках иностранного языка. Это творческий процесс, в ходе которого обучающиеся участвуют в поиске, анализе и сортировки информации и легко  приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта.

Для создания тематической папки, Вам понадобятся: шаблоны или заготовки, которые можно найти на сайтах homeschoolshare, superfamilyEnglish или нарисовать самостоятельно.

1. Картонная папка основа (такую папку можно купить готовую, а можно сделать своими руками из листа плотной бумаги формата А3 или двух листов форматаА4);

2. Обычная и цветная бумага;

3. Ножницы;

 4. Клей-карандаш или ПВА;

5. Степплер;

6. Скотч (обычный или двойной);

7. Нитки, ленточки;

8. Цветные карандаши, фломастеры;

9. Распечатанные шаблоны Лэпбука.

СЛАЙД 17

 

Обучающиеся могут сделать свои проекты непросто в форме обычной папки, а могут проявить свою фантазию и создать свои необычные и интересные лэпбуки на любую тему, да еще сделать их в 3D формате.

Как вы уже поняли, лэпбук – эта такая технология, в которой много различных скрытых интересных элементов, которые «раскрывают себя» при взаимодействии с ним. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Создание проектов в формате лэпбука увлекательное занятие, которое способствует успешному усвоению необходимого материала.

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Предлагаю фрагменты уроков с лэпбуками

СЛАЙД 20

И еще мы с Максимом ведем свой блог на сайте вконтактах (это все в рамках внеурочной деятельности), посмотрите как он рассказывает про свой лэпбук .

СЛАЙД 21

7. Игровая технология - основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления школьников. Игровые формы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования детей к обучению, поэтому наш кабинет иностранного языка оснащён не только всем необходимым компьютерным оборудованием, но в нём так же создана образовательно – игровая среда. Обучающиеся с ОВЗ и РАС быстро утомляются, оживить уроки нам помогают обучающие игры. В кабинете есть уголок библиотеки с ковриком и настольными играми. Для школьников постарше на стене у нас висит корабль, на котором они путешествуют по страницам английской грамматики и т.д.

СЛАЙД 22

8.   Здоровьесберегающая технология - обеспечивают обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока для детей с ОВЗ и РАС, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы они не уставали на уроке, мы проводим различные физкультминутки, поем песенки вместе с ними, выполняем речевые зарядки на изучаемом языке, делаем специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. Также активно применяем на своих уроках упражнения по методике В. Ф. Базарного.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, исследовательских проектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение новых технологий на уроках способствует развитию у обучающихся познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается мотивация и желание учиться.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2019 г. Учитель английского языка, высшая категория Холомеева Инна Владимировна СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РАС И ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛИПЕЦК).

Слайд 3

Эффективные подходы и технологии?

Слайд 4

Есть три силы заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. С. Соловейчик

Слайд 5

Проект «Обучение детей с РАС английскому языку» Цель проекта : Повышение качества обучения и интереса на уроках английского языка через внедрение современных арт-технологий и интерактивных форм обучения (лэпбук, интерактивная тетрадь и тд.).

Слайд 6

1) Создать систему уроков английского языка с использованием арт-технологий и интерактивных форм обучения (лэпбук, интерактивная тетрадь, комикс, театр). 2) Активизировать использования лэпбуков и интерактивных тетрадей на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. 3) Создавать структурированные условия обучения для практического овладения языком для каждого обучающегося с РАС. 4) Обеспечить формирование и развитие коммуникативной компетенции и речемыслительной деятельности. 5) Повысить мотивацию к изучению английского языка. 6) Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Цель проекта конкретизируется в задачах:

Слайд 7

1. Коммуникативная технология Методическое пособие «М y talking book » Данное пособие состоит из диалогов по основным темам: «Greetings», «Where are you from?», «Can you count?», «Bear's birthday party. How old are you?», «Presents for Bear.», « What do you like to do? », « What do you like to eat? » , « What is your favourite colour? », « They are happy together and they know it! ».

Слайд 8

Не просто книга, а настоящий комикс в формате 3 D

Слайд 9

2. Дифференцированная технология

Слайд 10

3. Информационно - коммуникационная и интернет технологии

Слайд 11

4. Современные технологии Интерактивная тетрадь это очень эффективный и, одновременно, мотивирующий метод обучения это прекрасная альтернатива простым и скучным рабочим тетрадям в клетку. По сути это та же тетрадь, но внутри размещены вкладыши, интерактивные схемы, кармашки с грамматическими правилами, раскладушки с лексическими единицами и так далее.

Слайд 12

5. Технология тестирования

Слайд 13

6 . Проектная технология Лэпбук / Lapbook – Тематическая папка

Слайд 14

Лэпбук Тематическая папка – это лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют книжка-раскладушка .

Слайд 15

Создание своего лэпбука – это творчество, искусство.

Слайд 16

ЛЭПБУК - это самодельная интерактивная папка, на страницах которой расположены кармашки, окошки, вкладки и подвижные детали; в ней находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. Тематические папки – это вид проектной деятельности на уроках ИЯ.

Слайд 17

17 Лучик солнышка в каждом, только дайте ему светить!

Слайд 18

7. Игровая технология

Слайд 19

8. Здоровьесберегающая технология

Слайд 20

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку

В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Современные образовательные технологии в обучении английскому языку.

60% данного файла - по материалам интернета, 40% из личного опыта. Необходим при аттестации....

Использование дистанционных образовательных технологий при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности применения дистанционных технологий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....