Формирование когнитивной компетенции как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся
статья

Мальцева Надежда Николаевна

Статья посвящена вопросам развития когнитивной компетенции обучающихся, рассмотрены компоненты когнтивной компетенции, формы и методы обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_1435491593.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование когнитивной компетенции как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся»

Мальцева Надежда Николаевна,

учитель информатики 1 категории МБОУ CОШ №81,

г. Нижний Тагил Свердловской области

В связи с обновлением системы образования особую значимость приобретает развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», то есть способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно поэтому на сегодняшний день особую важность имеют компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разный уровень абстракции понятий курса информатика, использование специальной терминологии, в зависимости от изучаемого раздела курса, межпредметные связи вызывают необходимость в развитии у школьников способностей к овладению действиями по самостоятельному приобретению знаний, умений и опыта в индивидуальной деятельности, позволяющими повысить уровень интеллектуальной и предметной подготовки. Всё вышесказанное актуализирует проблему формирования когнитивной компетенции учащихся в учебном процессе.

Анализ психолого-педагогических и методических работ (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Г. К. Селевко, Э. Э. Сыманюк, А. В. Хуторского и др.) позволил определить когнитивную компетентность как интегральное качество личности, которое характеризуется развитием ценностных ориентаций, действий по самостоятельному приобретению знаний, умений, опыта, способностью и готовностью к проявлению их в процессе усвоения способов учебной деятельности.

Когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения ученика, представляет следствие развития и саморазвития. Для выделения структуры и содержания изучаемой компетенции проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по следующим вопросам: организация учебно-познавательной деятельности, виды ключевых компетенций, формирование умений и компетенций. В итоге выделены следующие компоненты когнитивной компетенции: информационный, деятельностный, мотивационный и оценочный.

Мотивационный компонент выражается в сформированности положительного эмоционального отношения к процессу учения и познания, в желании повышения образовательного уровня, проявлении интереса к учению и предполагает наличие у учащихся потребности в самостоятельном поиске и приобретении новых знаний.

Информационный компонент представляет когнитивные структуры представления знаний, ассоциированные комплексы понятий и образов, а также систему представлений, взглядов, знаний, отражающих индивидуально своеобразные активные способы познавательного отношения ученика к происходящему. Когнитивные структуры, предназначенные для извлечения из окружающего мира информации и ее последующего анализа. Качество взаимодействия со средой, качество обработки информации и, соответственно, реакция на внешние стимулы определяются составом и сложностью когнитивных структур.

Операциональный компонент выражается в комплексе самостоятельных познавательных умений, способов учебно-познавательной деятельности (сочетание операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения, систематизации и классификации), обеспечивающих возможность присвоения, сохранения и переработки информации и направленных на решение задач. Основой их формирования и развития является, прежде всего, осознанная практическая и учебная деятельность по применению данных операций в различных ситуациях и на различном предметном материале. Формируемое множество опробованных и проверенных на практике схем или шаблонов умственных действий представляет собой не менее значимый, чем когнитивные структуры, операциональный компонент когнитивных компетенций.

Оценочный компонент предполагает осознание учащимся себя как субъекта учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии и самоанализа, необходимости анализа причин неудач, работы над недостатками, стремление к исправлению своих ошибок, владение умениями строить план коррекционной деятельности на основе анализа причин возникновения ошибок и предвидеть возможные результаты коррекционной деятельности.

Опираясь на исследования М. Е. Бершадского [2], мы можем сделать вывод, что для целенаправленного развития когнитивной компетенции требуется выполнение следующих условий:

изучение актуального уровня когнитивного развития учащихся;

построение учебного процесса, направленного на формирование и развитие когнитивной компетентности;

структурирование содержания обучения, выделив в ном декларативную (теоретическую) и процедурную (практическую) информацию;

определение последовательности изучения этих видов информации;

выбор форм, методов, средств и содержания обучения, соответствующих уровню развитости когнитивной компетентности у учащихся.

Изучение уровня когнитивного развития проводится с использованием различных методик (тестов Р. Амтхауэра, Р. Кеттела, Дж. Брунера и др.), позволяющих измерить характеристики когнитивной сферы учащихся. Далее, согласно полученным данным, осуществляется проектирование учебного процесса.

Наиболее адекватной структуре когнитивной компетенции учащихся нам представляется модульно-блочная структура учебного процесса, предложенная М. Е. Бершадским [8]. Каждый модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Системообразующим фактором, на основе которого формируется модуль, является процедурная информация, лежащая в основе частного или общего метода научного познания. Модуль имеет блочную структуру и состоит из следующих трёх блоков уроков, в каждом из которых решается отдельная дидактическая задача: блок входного мониторинга; теоретический блок-изучение декларативной информации; процессуальный блок-изучение процедурной информации. Выделение декларативной и процедурной информации в информатике не представляется затруднительным. Так, в частности, к декларативной информации относятся понятия, определения, объекты информатики и признаки объектов. К процедурной информации будут относиться методы решения теоретических задач с использованием изученных формул; способы обработки всех видов информации, работа с программным обеспечением, построение алгоритмов решения задач, построение моделей.

Исторически сложилось, что курс информатики преимущественно выстраивается по спиральной дидактической системе. Каждый тематический модуль (содержательная линия) в ходе изучения школьного курса изучается несколько раз, усложняя и обогащая содержание образования на последующих «витках» новыми понятиями, определениями, систематизируя знания учащихся и изучая предмет всякий раз с новых позиций. Кроме того, дидактическая спираль в предметной области информатика используется не только в организации непрерывного курса, но даже внутри ее отдельных (достаточно объемных) модулей.

Использование модульно-блочной технологии при спиральной дидактической системе обучении информатике позволяет активизировать самостоятельную работу учащихся на протяжении всего периода обучения. Данная технология обеспечивает процессы дифференциации, индивидуализации, саморегуляции обучения и способствует развитию когнитивной компетенции.

Большое значение для формирования когнитивной компетенции при изучении информатики имеют лабораторные и практические работы, поскольку они наиболее широко и глубоко охватывают практическую сторону школьного курса, позволяют учащимся самостоятельно открывать известные способы работы, развивают конструктивные, экспериментальные, исследовательские, коммуникативные умения учащихся, творческий подход. Кроме того, этот тип урока имеет несколько важных достоинств, позволяющих ему стать необходимым элементом в системе уроков изучения процессуальной информации: практическое применение теоретических знаний; развитие экспериментальных умений; развитие культуры самостоятельной работы учащихся; возможность деления учащихся на группы; возможность ранжировать учебный материал; использование дополнительных средств обучения (мультимедийные средства, программные средства и др.). Уроки блока процессуальной информации предназначены для усвоения общих и частных методов, способов и приемов познания в изучаемой предметной области. Таким образом, лабораторные работы, гармонично вписываются в предлагаемую модель и могут быть использованы, как одна их основных форм формирования и развития когнитивной компетентности у учащихся в курсе информатики.

Список литературы

Cummins J. Negotiating Identities: Education for Empowerment in a Diverse Society // Jim Cummins. Ontario, СА: С ABE, 1996. 115 p.

Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. –М.: Сентябрь, 2011. – 256 с.

Бутакова Л.О. Образ мира в сознании носителей языка (когнитивно-ментальный анализ авторского сознания по тексту) // Житниковские чтения. Вып. 5: Межкультурные коммуникации в когнитивном аспекте. Челябинск, 2001. С. 132–139.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. 480 с.

Пономарев Я.А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности. Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С.63-80.

Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.65-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности

Презентация на тему "Личностно-ориентированный и дифференцированный методы в обучении через развитие самостоятельной учебной деятельности" подготовлена для школы педагогического мастерства в 201...

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития

В данной статье отражены методические аспекты моей работы над темой "Самостоятельная учебная деятельность обучающихся на уроках биологии, как ресурс их развития"...

«Продуктивная самостоятельная учебная деятельность как способ проектирования индивидуальной траектории развития одаренных учащихся»

Особую актуальность и ценность приобретает развитие у обучающихся в процессе обучения в школе умений самостоятельной учебной деятельности и способности выстраивать индивидуальные образовательные траек...

Презентация на тему "Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у детей с ОВЗ средствами ИКТ на уроках английского языка в 6-м классе по теме «Одежда».

¨Современные ИКТ представляют для обучения принципиально новые возможности. Данная¨работа предлагает различные типы интерактивных заданий и игр, позволяющие на каком-то этапе урока организовать самост...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и...

Организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся основной школы на уроках математики

Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников с учетом уровневой дифференциации на уроках математики....