ПРОГРАММА постоянно действующих семинаров по декоративно-прикладному искусству с практическими занятиями (лепка и роспись изделий из глины) для воспитателей ДОУ
методическая разработка
Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить. При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.
А как дети любят раскрашивать свои поделки. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и после этого поиграть или просто оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение
В начале работы были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный;
- низкий уровень знаний о свойстве природного материала (глина), о том, как и что можно делать с ним.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины. В этом могут помочи воспитатели и педагоги.
Поэтому я разработала данную программу по самообразованию воспитателей и передачи личного опыта по работе с глиной
Цель программы: передача личного опыта по работе с глиной.
Задачи:
- формировать представление о декоративно-прикладном творчестве народов России: дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.;
- формировать представление о лепке из глины как об интереснейшем, полезнейшем и увлекательнейшем виде прикладного творчества;
- привить интерес к созданию изделий из глины;
- развить творческое воображение через выполнение практического задания;
Форма проведения: групповое занятие.
Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.
Продолжительность: 30 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №82»
ПРОГРАММА
постоянно действующих семинаров по декоративно-прикладному искусству с практическими занятиями (лепка и роспись изделий из глины)
для воспитателей ДОУ
Автор:
педагог дополнительного образования
Мищенко Надежда Викторовна
г. Чита
2025 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Перспективное планирование.
- Список литературы.
- Приложение.
- Пояснительная записка
«Я леплю из пластилина,
пластилин нежней, чем глина…» -
поётся в одной детской песенке.
Это не совсем так. Глина - удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. И дети в детском саду обязательно должны лепить из неё.
Глина позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.
Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить.
При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.
А как дети любят раскрашивать свои поделки. Из глины можно слепить игрушку, раскрасить её, и после этого поиграть или просто оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение
В начале работы были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий, поверхностный;
- низкий уровень знаний о свойстве природного материала (глина), о том, как и что можно делать с ним.
Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины. В этом могут помочи воспитатели и педагоги.
Поэтому я разработала данную программу по самообразованию воспитателей и передачи личного опыта по работе с глиной
Цель программы: передача личного опыта по работе с глиной.
Задачи:
- формировать представление о декоративно-прикладном творчестве народов России: дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.;
- формировать представление о лепке из глины как об интереснейшем, полезнейшем и увлекательнейшем виде прикладного творчества;
- привить интерес к созданию изделий из глины;
- развить творческое воображение через выполнение практического задания;
Форма проведения: групповое занятие.
Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.
Продолжительность: 30 минут.
План проведения мастер-класса
- Актуализация темы. Мотивация.
- Блок теоретической информации. Демонстрация результатов работы мастера.
- Разминка (активизация деятельности аудитории).
- Совместная работа мастера с аудиторией.
- Рефлексия.
- Учебно-тематический план кружковой работы
№ п/п | Учебно-тематический план | Время | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. 5. | Знакомство с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки) Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка Организация выставки поделок из глины. | 30мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. | 1 2 4 2 1 |
Итого: | 10 | ||
- Перспективный план работы постоянно действующего семинара по
декоративно-прикладному творчеству с воспитателями
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
Май | Знакомство с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки) | Дать представление об основах и методах лепки, организация ООД с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки) | Ознакомление с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки) |
Сентябрь | Лепка «Филимоновская уточка». | Дать представление о филимоновском промысле. Учить вылепливать из куска глины фигурки филимоновской уточки |
|
Октябрь | Раскрашивание «Филимоновской уточки» | Дать представление о филимоновской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью. |
Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью. |
Ноябрь | Лепка «Каргопольская игрушка». | Дать представление о каргопольском промысле. Учить вылепливать из куска глины фигурки каргопольского зайца или медведя. |
Совместная работа мастера с аудиторией: вылепливание комбинированным способом из куска глины фигурки каргопольского зайца или медведя, обработка мокрой тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки. |
Декабрь | Раскрашивание «Каргопольская игрушки» | Дать представление о каргопольской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью. | Ознакомление с каргопольской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории). Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью. |
Январь | Лепка «Дымковский конь» | Дать представление о дымковском промысле. Учить вылепливать из куска глины фигурки дымковского коня. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голову, шею; конструктивным – ноги. | Ознакомление с филимоновским промыслом. Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории). Совместная работа мастера с аудиторией: показ, как лепить из целого куска, выделяя туловище, шею, голову. Маленькая голова, опущенная вниз, изогнутая шея, удлинённое туловище, прямые ноги, немного расставленные в стороны. |
Февраль | Раскрашивание «Дымковский конь». | Дать представление о дымковской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью. | Ознакомление с дымковской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории). Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью. |
Март | Лепка «Филимоновская берегиня». | Учить вылепливать из куска глины фигурку филимоновской берегини. Лепить пластическим способом – с конуса, голову из шара, руки из валиков путём налепа. | Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории). Совместная работа мастера с аудиторией: объяснение способы лепки, мелкие детали налепляются на основные. Куклы выставляются для просушки. |
Апрель | Раскрашивание «Филимоновская берегиня». | Учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии. | Ознакомление с дымковской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории). Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью. |
Май | «Глиняное чудо». Итоговая выставка изделий из глины для родителей и воспитанников. | Показать взрослым и детям результаты творческого подхода к работе с глиной воспитателей. | Педагог подготавливает площадку для выставки работ, оповещает родителей и педагогов о проведении выставки. Воспитатели сами устанавливают свои работы, общаются, делятся друг с другом эмоциями. Педагог оформляет статью в газету о работе кружка за год. |
- Список используемой литературы и интернет-ресурсы
- Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011
- Дымковская игрушка. Учебное издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
- Каргопольская игрушка. Учебное издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Филимоновская свистулька. Учебное издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
- Лепим народную игрушку. Учебное издание. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
- https://nsportal.ru/
- https://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству
Два мира есть у человека,Один - который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил....

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»
Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...

Представление программы дополнительного образования детей по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»
Защита образовательной программы...

Программа художественной направленности «Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Изобразительное и декоративно – прикладное искусство» Возраст обучающихся: 6-13 лет Ср...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.
Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...
Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др.
Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др....
