ПРОГРАММА постоянно действующих семинаров по декоративно-прикладному искусству с практическими занятиями (лепка и роспись изделий из глины) для воспитателей ДОУ
методическая разработка

Мищенко Надежда Викторовна

      Лепка  из  глины  -  это конструктивная  деятельность,  здесь  важно  не столько  слепить,  сколько  сообразить,  как  лепить. При  работе  с  глиной  внимание детей  направлено на  пространственное  видение  предмета. Глина  имеет  характерную фактуру, влажность,  вязкость,  что  развивает  осязание  и  чувственность.  

       А  как дети  любят  раскрашивать свои  поделки. Из  глины  можно  слепить  игрушку, раскрасить  её,  и  после этого поиграть или просто оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

 Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение 

В начале работы были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий,  поверхностный;

- низкий уровень  знаний  о свойстве природного материала (глина), о том, как  и что можно делать с ним.

Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины. В этом могут помочи воспитатели и педагоги.
Поэтому я разработала данную программу по самообразованию воспитателей и передачи личного опыта по работе с глиной

Цель программы: передача личного опыта по работе с глиной.

Задачи:

  • формировать представление о декоративно-прикладном творчестве народов России: дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.;
  • формировать представление о лепке из глины как об интереснейшем, полезнейшем  и увлекательнейшем виде прикладного творчества;
  • привить интерес к созданию изделий из глины;
  • развить творческое воображение через выполнение практического задания;

Форма проведения: групповое занятие.

Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.

Продолжительность: 30 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №82»

ПРОГРАММА

постоянно действующих семинаров по декоративно-прикладному искусству с практическими занятиями (лепка и роспись изделий из глины)

для воспитателей ДОУ

Автор:

педагог дополнительного образования

Мищенко Надежда Викторовна

г. Чита

2025 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Перспективное планирование.
  4. Список литературы.
  5. Приложение.

  1. Пояснительная записка

 «Я  леплю  из  пластилина,

пластилин  нежней,  чем  глина…» -

поётся  в  одной   детской  песенке.

Это  не  совсем  так. Глина - удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче, из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть.   И дети  в  детском  саду  обязательно  должны  лепить  из  неё.  

Глина позволяет  развивать детскую  фантазию. После  лепки,   изделия  из  глины  хорошо  просушиваются,  и  вот тогда раскрывается  весь  мир детского  художественного  творчества. Дети  раскрашивают  изделия  яркими  красками.  Что  невозможно   сделать  с изделиями  из  пластилина.  

Лепка  из  глины  -  это конструктивная  деятельность,  здесь  важно  не столько  слепить,  сколько  сообразить,  как  лепить.

При  работе  с  глиной  внимание детей  направлено на  пространственное  видение  предмета. Глина  имеет  характерную фактуру, влажность,  вязкость,  что  развивает  осязание  и  чувственность.  

А  как дети  любят  раскрашивать свои  поделки. Из  глины  можно  слепить  игрушку, раскрасить  её,  и  после этого поиграть или просто оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

 Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение 

В начале работы были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о глине низкий,  поверхностный;

- низкий уровень  знаний  о свойстве природного материала (глина), о том, как  и что можно делать с ним.

Семья не готова на сегодняшний день осуществлять такую работу. Родителям, имея определенный запас знаний об этой проблеме, зачастую не хватает времени и терпения заниматься с детьми творчеством из глины. В этом могут помочи воспитатели и педагоги.
Поэтому я разработала данную программу по самообразованию воспитателей и передачи личного опыта по работе с глиной

Цель программы: передача личного опыта по работе с глиной.

Задачи:

  • формировать представление о декоративно-прикладном творчестве народов России: дымковская, филимоновская, каргопольская и т.д.;
  • формировать представление о лепке из глины как об интереснейшем, полезнейшем  и увлекательнейшем виде прикладного творчества;
  • привить интерес к созданию изделий из глины;
  • развить творческое воображение через выполнение практического задания;

Форма проведения: групповое занятие.

Вид мастер-класса: совместная работа мастера с аудиторией.

Продолжительность: 30 минут.

План проведения мастер-класса

  1. Актуализация темы. Мотивация.
  2. Блок теоретической информации. Демонстрация результатов работы мастера.
  3. Разминка (активизация деятельности аудитории).
  4. Совместная работа мастера с аудиторией.
  5. Рефлексия.

  1. Учебно-тематический план кружковой работы

п/п

Учебно-тематический план

Время

Количество

занятий

1.

2.

3.

4.

5.

Знакомство с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД

с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки)

Дымковская игрушка

Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка

Организация выставки поделок из глины.

30мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

1

2

4

2

1

Итого:

10

  1. Перспективный план работы постоянно действующего семинара по

декоративно-прикладному творчеству с воспитателями

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Май

Знакомство с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД

с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки)

Дать представление об основах и методах лепки, организация ООД

с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки)

Ознакомление с теоретическими основами и методами лепки, организация ООД с учетом возраста детей (формы, методы, приемы, технологии лепки)

Сентябрь

Лепка «Филимоновская уточка».

Дать представление о филимоновском промысле.

Учить вылепливать из куска глины фигурки филимоновской уточки

  1. Ознакомление с филимоновским промыслом. Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории).
  2. Совместная работа мастера с аудиторией: вылепливание пластичным способом из цельного куска глины  фигурки филимоновской уточки, обработка мокрой  тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки.

Октябрь

Раскрашивание  «Филимоновской уточки»

Дать представление о филимоновской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью.

  1. Ознакомление с филимоновской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью.

Ноябрь

Лепка «Каргопольская игрушка».

Дать представление о каргопольском промысле.

Учить вылепливать из куска глины фигурки каргопольского зайца или медведя.

  1. Ознакомление с каргопольским промыслом. Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: вылепливание комбинированным способом из куска глины  фигурки каргопольского зайца или медведя, обработка мокрой  тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки.

Декабрь

Раскрашивание  «Каргопольская игрушки»

Дать представление о каргопольской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью.

Ознакомление с каргопольской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью.

Январь

Лепка «Дымковский конь»

Дать представление о дымковском промысле.

Учить вылепливать из куска глины фигурки дымковского коня. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голову, шею; конструктивным – ноги.

Ознакомление с филимоновским промыслом. Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: показ, как лепить из целого куска, выделяя туловище, шею, голову. Маленькая голова, опущенная вниз, изогнутая шея, удлинённое туловище, прямые ноги, немного расставленные в стороны.

Февраль

Раскрашивание «Дымковский конь».

Дать представление о дымковской росписи. Учить красочно, оформлять свою работу гуашью.

Ознакомление с дымковской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью.

Март

Лепка «Филимоновская берегиня».

Учить вылепливать из куска глины фигурку филимоновской берегини. Лепить пластическим способом – с конуса, голову из шара, руки из валиков путём налепа.

Показ образцов. Объяснение способов лепки. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: объяснение способы лепки, мелкие детали налепляются на основные.

Куклы выставляются для просушки.

Апрель

Раскрашивание «Филимоновская берегиня».

Учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии.

Ознакомление с дымковской росписью. Показ образцов. Объяснение способов роспись. Разминка (активизация деятельности аудитории).

Совместная работа мастера с аудиторией: раскрашивание изделий гуашью.

Май

«Глиняное  чудо».

Итоговая выставка изделий из глины для родителей и воспитанников.

Показать взрослым и детям результаты творческого подхода к работе с глиной воспитателей.

Педагог подготавливает площадку для выставки работ, оповещает родителей и педагогов о проведении выставки. Воспитатели  сами устанавливают свои работы, общаются, делятся друг с другом эмоциями.

Педагог оформляет статью в газету о работе кружка за год.

  1. Список используемой литературы и интернет-ресурсы
  1. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011
  2. Дымковская игрушка. Учебное издание.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
  3. Каргопольская игрушка. Учебное издание.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  4. Филимоновская свистулька. Учебное издание.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
  5. Лепим народную игрушку. Учебное издание.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
  6. https://nsportal.ru/
  7. https://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Программа кружка "Умелые ручки" по декоративно-прикладному искусству

Два мира есть у человека,Один - который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил....

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»

Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир»  относится к художественно-эстетической направленности, к  образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...

Программа художественной направленности «Изобразительное и декоративно – прикладное искусство»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественной  направленности«Изобразительное и декоративно – прикладное искусство» Возраст обучающихся: 6-13 лет  Ср...

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров и др.

Участие в деятельности эксперт-ных комиссий, апелляционных комиссий, предметных комиссий, профессиональных ассоциаций, жюри профессиональных кон-курсов, постоянно действующих семинаров  и др....