Доклад по теме: "личностно ориентированное обучение"
учебно-методический материал (8 класс)
В докладе :"Личностно-ориентированное обучение" отражаются основные принципы обучения в свете личностного ориентирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52 КБ | |
| 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Современная эпоха – это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.
Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения
Вот почему сегодня в образовании необходимо изменить его философско-методологическую основу.,оно должно стать ориентированным не только и не столько на интересы государства и социума, но, прежде всего, на интересы личности.
Чему же надо учить в современной школе?
Прежде всего – социальным и надпредметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом.
Каковы же средства достижения этих главных умений нынешнего века?
Мне, как учителю, путь видится один — создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Я считаю, что мы, учителя, должны научить своих воспитанников умению созидать, а не разрушать тот мир, в котором мы живём.
А созидательная направленность личности выстраивается в процессе развития у детей мотивации к познанию, начинается с желания творить, создавать новое. Именно этому ощущению счастья от самого поиска знаний нужно научить своих учеников, привить им потребность в новых впечатлениях, потребность в разрешении противоречий, потребность в созидании...
Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Новое в образовательном процессе: учитель организует деятельность учеников в инновационной среде, а ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
Новая цель образования : воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Таким образом, педагогика должна претерпеть коренные изменения от передачи знаний ученику от учителя к самостоятельному познанию под руководством учителя. Во главу процесса обучения должен стать ученик.
В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. . Далее давайте обратимся к презентации « Личностно- ориентированное обучение» , которая поможет нам лучше представить особенность такого обучения.( файлы 3,5,6,7,8)
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта. .
На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:
1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
3. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.
Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.
Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления.
Так, например, после изучения темы « Квадратные уравнения» в 8 классе, перехожу к изучению темы « Теорема Виета» Пишу несколько уравнений на доске и предлагаю учащимся найти корни. В это время я очень быстро, не применяя формул для расчёта дискриминанта и корней высчитываю и записываю корни. Ученики удивлены! Они заинтересованы. Предлагаю им подумать, свои мысли изложить. Если класс сильный, иногда находится ученик, который догадается связать корни и коэффициенты в уравнении, а если нет, то я направляю, обращаю внимание на некую закономерность в уравнениях. Так, исследуя, решая проблему. , пытаюсь заставить учеников самим сформулировать теорему Виета. Им это интересно, а дальше я посвящаю несколько минут биографии Виета, чем определённым образом поддерживаю интерес к этой теме и математике в целом. А как известно через интерес развивается активность учащихся в учебном процессе. Это важно!
Считаю, что на уроках математики мы должны учить детей мыслить. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком. Для достижения этой цели мы должны учить детей анализировать, выделять главное, учить сравнивать и строить аналогии, учить обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые, 2) парные, 3) индивидуальные.
При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.
В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно: 1) в виде правил, 2) предписаний (для лабораторных работ), 3)алгоритмов действий,или путем организации самостоятельного поиска (для более сильного ученика): 4) реши разными способами, 5) найди рациональный способ, 6) сравни и оцени два подхода.
убедилась, что чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.
В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами: - Что вы знаете об этом? - Где наблюдали? - Где в жизни это можно использовать? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы личностные результаты- готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности.
Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
- обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;
- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;
- личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;
- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: 1.Технология личностно-ориентированного обучения: - основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса; - образовательная среда. 2. Основные требования к личностно-ориентированному уроку: - средства достижения познавательной активности учащихся; - критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока. 3. Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личности. 4. Основные положения анализа личностно-ориентированного урока.
Технология личностно-ориентированного обучения Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические способности, необходимо по-иному строить образовательный процесс. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика. В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии. Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал. Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).
Образовательная среда включает: 1) организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; 2) предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий; 3) использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; 4) создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; 5) постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; 6) особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий; 7) разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление; 8) организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения; 9) конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения познавательной активности учащихся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока: 1) использование проблемных творческих заданий; 2) применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; 5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; 6) оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; 7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; 8) при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Приёмы организации учебной работы в целях развития индивидуальности личности Виды заданий для развития индивидуальности личности: «Узнай себя!» «Выбирай себя!» «Проверяй себя!» «Твори совместно!» «Меняй себя ради себя!»
Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой "Узнай себя!"): содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, последовательности действий в лабораторной работе и пр.); оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты"); анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.); включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т. д.
Задания на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику - "Выбирай себя!"): аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности, практичности, аналитической-синтезирующей направленности и т.п.); задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл; задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); выбор форм отчетности учебной работы (письменный - устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием); выбор режима учебной работы (интенсивный, т. е. в краткий срок, освоение темы, распределённый режим - "работа порциями" и пр.); задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала; задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.
Задания на "включение" самореализации ("Проверяй себя!"): 1) требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень и т.п.); 2) требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); 3) задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.); 4) проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной. Кроме того, возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание, типа рецензий, мнений, анализа. Важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включённость, проявление своих творческих задатков.
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников (" Твори совместно!"): совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; "обычные" творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы; творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролёр и пр. (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений); задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы; совместный анализ результата и процесса работы (совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.); задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы ; стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителем, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы; подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.
Задания и группа приёмов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"): задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу); проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание); после серии решения тренировочных математических задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок; задания на проработку своих учебных перспектив (пример такой проработки - планирование результатов учебной работы в четверти или в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.); субъективно трудные задания или сложные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (например, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов по математике; подчеркивается, что доклады оцениваться не будут, предлагается желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности докладов с ранее выполнявшейся подобной работой и подумать о результатах сравнения); широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д.(эти задания также безоценочные).
Основные положения анализа личностно-ориентированного урока: личностное развитие учащихся; исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся; проектирование индивидуальной работы с учащимися на отдельных этапах урока; мотивация предстоящей учащимися деятельности; решение познавательных и личностных задач на каждом этапе урока; организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке; возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов; создание ситуации выбора и роль учащихся в этом выборе; учащиеся и творческий поиск: в чём он состоял, каковы элементы, результаты творческой деятельности; способы личностного развития, «строительства» собственной личности, которыми овладели учащиеся:: умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением общения, коммуникабельности, умением сотрудничества и взаимопомощи, умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и др.; интеграция содержания; диалогический характер обучения; развитие логического мышления учащихся; использование современных технологий обучения и их эффект; настроение урока; творческие педагогические находки урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Личностно-ориентированное обучение"
В докладе :"Личностно-ориентированное обучение" отражаются основные принципы обучения в свете личностного ориентирования....
Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»
МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района Тамбовской области ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"
Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"...

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...
Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...

Доклад на тему "Личностно - ориентированный подход"
Выступление на заседании городского методического объединения учителей русского языка и литературы...
