Доклад на тему "Личностно - ориентированный подход"
методическая разработка

Русских Ирина Сергеевна

Выступление на заседании городского методического объединения учителей русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2

К. Д. Ушинский Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя.

Слайд 3

Принципы личностно-ориентированного подхода Вариативность Синтез интеллекта Приоритетный стандарт

Слайд 4

Личностно-ориентированные методы обучения, используемы на уроках русского языка: Исследовательский Проблемный Эвристический

Слайд 5

Методические приемы Внутренний диалог Деловая игра Лингвистическое моделирование Сочинение-миниатюра Проектная деятельность Сочинение на лингвистическую тему Тематический анализ Прием дискуссии «Мозговой штурм» Метод группового принятия решения Прием беседы Постановка риторических вопросов

Слайд 6

Виды деятельности учащихся Индивидуальная Групповая Коллективная Самостоятельная работа (над учебным лингвисти- ческим текстом или литературоведческой статьей; эта форма обучения особенно важна. Исследования психологов показали, что толь- ко 0,3 % учащихся владеют элементарными приемами работы с книгой)

Слайд 7

Сюжетные уроки Урок-путешествие на незнакомую тему Урок-расследование Урок-фестиваль Урок-игра

Слайд 8

Внеклассная работа по предмету Участие в различных конкурсах Участие в предметных олимпиадах Участие в литературных гостиных Участие в конференциях это даёт учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества

Слайд 9

Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы Традиционное обучение Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников Работа с группами различной успеваемости Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика» Устанавливается для всех учащихся одинаковый объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности Стимулирует активность класса Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащихся Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей

Слайд 10

Учитель планирует индивидуальную или групповую работу класса Педагог задаёт для изучения общие для всех темы Сообщение новых знаний только преподавателем Оценка ответа учащегося только учителем Использование только количественных способов оценки знаний (баллы) Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные результаты обучения Определения педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, « маршрута» познания и подстройка учащегося под стиль его работы Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и ученика Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен» способами познания Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащегося

Слайд 11

Модель личностно – ориентированной школы одна из наиболее перспективных. Личностно – ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учётом развития каждого ученика. Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объёму, но в праве выбора учениками. Все задания можно разделить на три группы, соответствующие трём уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.

Слайд 12

Обобщённые типы уровневых заданий. 1 уровень – базовый (оценка « 3 -4») Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знаки, отделить верное от неверного. (Приведите примеры, доказательства; расскажите, перечислите, назовите..; зарисуйте схему, график; прочитайте, составьте план…)

Слайд 13

2 уровень ( оценка « 4 – 5») Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: выполнить задание с уже усвоенным алгоритмом их выполнения. ( Объясните, докажите, сравните; постройте схему, заполните таблицу, составьте алгоритм…)

Слайд 14

3 уровень ( оценка «5») Цель: Творческое использование знаний. Готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. (Сделайте сравнительный анализ, обобщите, оцените, предложите; сделайте вывод, напишите сочинение, сделайте проект…)

Слайд 15

Приёмы ситуации успеха Неожиданная радость «Лестница» или «Встань в строй» «Даю шанс» «Исповедь» или «Когда учитель плачет» «Общая радость» «Следуй за нами» «Эмоциональный всплеск» или «Как ты высоко взлетел» «Обмен ролями» «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано» «Радость познания» «Эврика» «Линия горизонта»

Слайд 16

Подводя итог… Немаловажную роль в осуществлении личностно – ориентированного подхода играет использование на уроках различных дидактических форм, методов и приёмов. Об этом я уже рассказывала в своем докладе ранее. Добавлю лишь, что продолжаю работать в этом направлении и пополняю свою копилку новыми идеями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике"

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентировать...

Доклад "Развитие у обучающихся интереса к учению при личностно - ориентированном подходе обучения"

Доклад раскрывает основные условия развития интереса к учению у обучающихся и даёт определение успеха личностно - ориентированного урока....

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"...

Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядности на уроках"

Доклад "Личностно-ориентированный подход в использовании   наглядности на уроках"...

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

Доклад на тему: «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»

  Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает ...